Абрамс для Польши: решение Минобороны и правительства — начало пути

1362

Вы прочитаете этот материал за 6 минут

Вице-премьер Ярослав Качиньский и глава Минобороны Мариуш Блащак объявили о начале долгосрочной программы по закупке 250 танков M1A2 SEP v3 для 18-й механизированной дивизии. Хотя танки будут производиться в США, особенно важно обеспечить поддержание их жизненного цикла с участием польской военной промышленности. Это может принести большую экономию, но также повысит устойчивость эксплуатации танков.

— Наша армия, в короткие сроки — первые поставки, если все пойдет хорошо, в следующем году, будет пополнена большим количеством самых современных танков Абрамс. Это последняя версия, которая поступит на вооружение американской армии, — заявил вице-премьер Ярослав Качиньский. Он добавил, что это будет «новое качество в вооружении Сухопутных войск».

Глава Министерства национальной обороны Мариуш Блащак заявил, что финансирование этой программы будет обеспечено постановлением Совета министров вне бюджета министерства, а ее стоимость составит 23,3 млрд злотых. В эту сумму войдут не только сами танки, но и вспомогательные машины, а также богатый комплект материально-технического обеспечения и обучения, большой запас боеприпасов. Как подчеркнул генерал Ярослав Мика, Главнокомандующий Вооруженными силами, вместе с танками будут закуплены тренажеры. В стоимость госпрограммы также входит развитие инфраструктуры.

На практике объявление означает, что принято принципиальное решение о закупке танков у США и переговоры по этому поводу с американской стороной ведутся уже некоторое время. Как сообщил Министр Блащак, формальная процедура продажи началась с отправки письма-запроса (Letter of Request, LoR), в котором указывались точные потребности польской стороны. Следующими шагами будут уведомление Конгресса и переговоры, которые завершатся — если все эти действия будут успешными — подписанием межправительственного соглашения с властями США на поставку танков вместе с пакетом дополнительного оборудования.

От отправки LoR до подписания контракта может пройти несколько месяцев. Например, в случае с F-35 глава Минобороны сообщил о передаче запроса американцам во время конференции Defence24 DAY 28 мая 2019 года, а контракт был подписан в январе 2020 года.

Затем Пентагон заключит контракт с производителем танков (General Dynamics Land Systems) на их поставку и — в некоторой степени — с поставщиками другой техники и сопутствующего оборудования (например, машины технической поддержки M88 Hercules производятся компанией BAE Systems). Польша будет приобретать танки на той же основе, что и США, то есть с использованием узлов хранимых машин M1A1, но после полного восстановления их ресурсов и добавления новых компонентов. Танки будут иметь, среди прочего, современную броню (хотя в деталях может отличаться от американской конфигурации) и новую архитектуру электронных систем и генерации энергии, позволяющую добавить другие улучшения, а также ряд изменений, ранее внесенных в версию M1A2 SEP v2.

Затем танки постепенно поступят в Вооруженные силы Польши. Одновременно должен осуществляться учебный процесс и подготовка инфраструктуры. Шаги в этом направлении надо делать сейчас. Что касается обучения, то на начальном этапе оно, вероятно, будет проводиться с участием американцев (тем более, что «Абрамс» в такой же версии скоро будет на складах в Повидзе).

Открытым вопрос, можно ли и в какой степени использовать для «Абрамсов» созданную для «Леопардов» инфраструктуру, когда они поступят в варшавскую бригаду. И где окажутся «Леопарды» после перевооружения этой бригады новыми танками.

Более крупные инвестиции могут потребоваться подразделениям, вооруженным Т-72. Также необходимо будет обеспечить дополнительное количество личного состава (экипаж Т-72 состоит из 3-х человек, а «Абрамса» из 4-х). Потребуется не просто увеличить численность подразделений, но и подготовить персонал, закрепить его в строю и создать резервы.

Также необходимо будет подготовиться к практическому использованию этих танков — например, из-за веса около 67 тонн им требуются мосты выше класса нагрузки MLC 70, стандартного для Leopard 2A5/2PL, соответствующего максимум 63,5 тонны. Однако можно рассчитывать, что после нескольких лет службы «Абрамс» в Польше, даже в более ранней версии M1A2 SEP v2, военные осознали эту потребность и приняли соответствующие меры.

Эксплуатация «Абрамс» в польской армии начнется с ввода первых танков, за которым последует слаживание подразделений и их аттестация. Они будут полностью готовы к эксплуатации через несколько лет. Однако уже сегодня надо подумать о том, что делать дальше, а именно о поддержании жизненного цикла танков.

Хорошо известно, что для современной военной техники, а «Абрамс», несомненно, такая, стоимость 30-40-летнего жизненного цикла составляет около 70% всех расходов на весь период эксплуатации, а стоимость закупки составляет «всего» 30%. Что касается танков, то было принято решение закупать их на основании межправительственного соглашения по формату FMS, что связано с короткими сроками поставки. Другие претенденты на участие в программе создания танков Wilk нового поколения предлагали совместное производство танков, но это могло означать более длительные сроки поставки.

Однако вопрос жизненного цикла «Абрамс» все еще остается открытым, но Минобороны и PGZ должны подумать о его разрешении сейчас. Согласно заявлению Министерства, определенный пакет возможностей для польских ремонтных заводов будет обеспечен при закупке. Это определенно шаг в правильном направлении. Но надо пойти дальше.

Помимо периодических осмотров и технического обслуживания, которые обычно проводятся военными или частями, танки также потребуют ремонта, а в будущем — доработок и модернизации с участием промышленности. Сейчас хорошее (и, по сути, единственно возможное!) время, чтобы начать наращивать этот потенциал. Если об этом забыть, то через несколько лет после появления «Абрамса» придется заключать дополнительные контракты FMS на их модификацию. И создание такого потенциала в стране даст нам большую автономию (и безопасность) работы, но также и возможность изменения конфигурации танков, например, путем интеграции систем польского производства.

Польская промышленность может активно участвовать в поддержке танков, даже если они поступают извне. Лучшее доказательство — история танков Leopard. В 2018-2020 годах было восстановлено 54 Leopard 2A5, то есть большая часть танков этого типа, используемых польскими вооруженными силами (2018 — 9, 2019 — 28, 2020 — 20 танков).  WZM Poznań начала предлагать модификацию Leopard 2A5, уделяя особое внимание многоспектральной маскировке, средствам связи, оптоэлектронным системам или пулеметам — предоставлены польскими компаниями. В 2019 году в Познани был запущен Сервисно-логистический центр танков Leopard с современной инфраструктурой, компания также создает собственную цепочку поставок в сотрудничестве с KMW.

Таким образом, можно с уверенностью выдвинуть тезис о том, что WZM Poznań на сегодняшний день является наиболее подготовленной в Польше для поддержки «западных» танков. Не использовать их потенциал было бы ошибкой.

Конечно, это открытый вопрос, по какой формуле польские предприятия могут быть включены в систему эксплуатации «Абрамс», в какой степени это будут межправительственные соглашения, и в какой степени бизнес и т.д.. Любые упущения могут привести к снижению боеготовности польских танков или к необходимости тратить в США — например, через десятилетие — большие суммы даже на простой ремонт и модификацию, выходящие за рамки работ, выполняемых в воинских частях. И этого следует избежать.

Реализация такой крупной программы потребует заботы о состоянии государственных финансов, а также решимости лиц, принимающих решения. Нет сомнений в том, что польской армии нужна новая техника, а ситуация в непосредственной близости от нашей страны очень напряженная и даже ухудшается. Однако не следует упускать из виду жизненный цикл техники.

С незначительными сокращениями.

Якуб Паловский, Defence24.pl

Logo_руна