Вы прочитаете этот материал за 4 минуты
Российское вторжение в Украину сопровождается массированной информационной войной с обеих сторон, которая не позволяет видеть объективно всю картину. Тем не менее, отдельные выводы из опыта сторон по ведению боевых действий в населённой местности с развитой инфраструктурой сделать можно.
Российская агрессия против Украины во многом превращается в борьбу за контроль над линиями коммуникаций. Карты с заштрихованными территориями создают ложное впечатление полного контроля над ними. Но, насколько можно судить, во многих случаях речь идёт/шла именно о контроле за линиями коммуникаций и важными транспортными узлами. В силу специфики своей военной логистики, российское командование стремится к установлению контроля за железнодорожными путями, объектами железнодорожной инфраструктуры и узловыми станциями.
По понятным причинам, самые крупные железнодорожные и транспортные узлы находятся в крупных городах. Таким образом, борьба за контроль над коммуникациями неизбежно сопровождается борьбой за контролем над крупными городами.
Киев, Харьков, Сумы, Мариуполь, Николаев, Чернигов — районы ожесточенных сражений этой войны, основные точки приложения усилий российских войск. По крайней мере, на первых этапах кампании.
Значение крупных городов в войне определяется и рядом других факторов:
— политический символизм, сохранение либо захват контроля над столицей в особенности;
— возможность размещения и защиты собственных войск в городской застройке;
— большая часть населения (в особенности призывного возраста) и экономической активности сосредоточены именно в или вокруг крупных городов (в Беларуси 2/3 населения проживают в городах численностью более 50 тыс. жителей и более половины жителей — в городах 100-тысячниках), т.е. города – основная ресурсная база несырьевых государств;
— в городах сосредоточены важные для ведения войны материальные ресурсы и компетенции (топливо, продукты питания, транспортные средства, производственные мощности, медицина).
Перечень открытый.
Таким образом, контроль над крупными городами является необходимым условием победы.
Текущая российско-украинская война позволяет сделать определённые выводы из ведения украинской армией обороны крупных городов:
— Необходимость своевременной эвакуации гражданского населения, за исключением тех, кто может участвовать в защите города. Для этого надо загодя иметь соответствующие планы. Вопреки распространённому мнению, гражданские не являются «щитом» для военных объектов, а представляют, скорее, дополнительную ресурсную и психологическую нагрузку для обороняющихся сил.
— Вывоз, насколько возможно, ценностей и запасов из крупных городов в глубь собственной территории за исключением той их части, которая необходима для ведения обороны города. И того, что может быть надёжно защищено в самом городе. Для этого опять же требуются загодя разработанные планы и учет в режиме реального времени самого ценного имущества, оборудования и сырья для организации его первоочередного вывоза.
— Организация фортификационных мероприятий, для чего необходимо осуществлять заблаговременное складирование и накопление необходимых ресурсов, так как в момент вражеского наступления из-за общей неразберихи и нехватки времени их подвоз может быть затруднён. Нужно иметь предварительные планы по укреплению городов с определением ответственных за каждый участок. Необходим учёт и постоянный контроль за наличием и состоянием техники, которая может быть использована для фортификационных мероприятий в городах и вокруг них.
— Заблаговременное планирование и организация распределенного хранения продовольствия и ГСМ, недопущение концентрации их в одном месте, что упрощает для атакующей стороны их уничтожение и может привести к резкому ухудшению положения обороняющихся;
— Создание резервной системы водообеспечения на случай невозможности осуществлять централизованное водоснабжение или подвоз воды;
— С началом боевых действий создание дополнительных медицинских пунктов в защищённых местах, распределение медикаментов и медперсонала. Как показывает опыт Украины, медицинские учреждения становятся одними из первоочередных целей ударов агрессора;
— Заблаговременное определение номенклатуры, объемов и мест распределенного, маскируемого/защищенного хранения боеприпасов, техники и иных ресурсов, необходимых для ведения вооруженной борьбы. Отдельно стоит выделить также технику, необходимую для ведения спасательных работ и ликвидации последствий применения оружия врагом, так как объекты спасательной инфраструктуры также становятся целями для уничтожения.
— Обеспечение устойчивости системы связи на случай блокады либо осады городов.
— Быстрое и содержательное информирование международного сообщества о любых действиях противника, которые имеют признаки военных преступлений, нарушения правил и обычаев ведения войны.
— Из-за большого количества объектов повышенной опасности, предприятий, использующих в своей деятельности опасные технологии или вещества, в современных городах необходимо также осуществлять накопление средств индивидуальной защиты на случай разрушения таких объектов.
— Оснащение обороняющихся подразделений вооружением и техникой, оптимальной для ведения городских боёв, включая переносные зенитно-ракетные комплексы.
— Наличие в составе собственных войск дальнобойной ствольной и реактивной артиллерии, способной из глубины собственных порядков оказывать огневую поддержку блокируемым городам.
Стоит отметить, что после окончания Холодной войны мероприятиям гражданской обороны уделялось недостаточное внимание. Добровольные пожарные и санитарные дружины, существующие во многих организациях, зачастую представляют собой фикцию. И в кризисных условиях они не могут быть задействованы в силу отсутствия у них необходимых ресурсов и компетенций.
Требуется пересмотреть градостроительные нормы в части требований к возводимым объектам, предусмотрев возможность организации укрытия населения и материальных ресурсов (бомбоубежища, укреплённые подвалы и подземные автостоянки). С учётом того, что большая часть объектов возводится на коммерческой основе, требование соответствовать потребностям гражданской обороны повлечет удорожание строительства. Таким образом, необходима государственная программа, целевое финансирование для компенсации возрастающих расходов застройщиков/заказчиков.
Вопрос контроля над крупными городами остается одним из важнейших факторов успешного ведения боевых действий. И текущая война это в очередной раз подтвердила.
