Агрессия против Украины-2022: выводы для Беларуси (ч.1)

909

Вы прочитаете этот материал за 4 минуты

Российское вторжение в Украину сопровождается массированной информационной войной с обеих сторон, которая не позволяет видеть объективно всю картину. Тем не менее, отдельные выводы из опыта сторон по ведению боевых действий в населённой местности с развитой инфраструктурой сделать можно.

ПЗРК. В ходе военного вторжения в Украину Россия активно применяет вертолетные десанты для захвата важных объектов, создания тактических плацдармов, организации переправ через водные преграды. При этом в отдельных из них были задействованы более трех десятков бортов (российская сторона утверждала о десанте с задействованием 200 вертолетов в Киевской области, но эта информация пока не нашла объективного подтверждения). По сообщениям украинской стороны российская армия 26 раз пыталась высадить вертолетный десант. Из них только один имел определенный успех. Вероятно, примеров успешных российских десантов все же больше. По крайней мере в публичном поле доступна информация о двух десантах, которые можно признать успешными.

Противодействие массированному применению противником вертолетной техники требует насыщения собственных боевых порядков переносными зенитными ракетными комплексами. В этой связи и передача Украине западными партнерами ПЗРК FIM-92 Stinger имеет значение не меньшее, чем отправка противотанковых комплексов Javelin.

Наличие ПЗРК помогло сорвать значительную часть, если не большинство попыток высадить российский десант. Эти комплексы не дешевы и являются политически чувствительным вооружением, так как его попадание в преступные руки может иметь тяжкие последствия. Но преимущества их наличия превышают финансовые издержки и гипотетические опасности. Особенно в условиях, когда система собственной противовоздушной обороны находится под постоянным давлением противника, имеющего количественное и качественное преимущество.

Хотя пока недоступна статистка результативности применения ПЗРК украинской стороной, объективные данные подтверждают, что счет уничтоженных российских вертолетов измеряется десятками. Помимо ПЗРК FIM-92 Stinger свою эффективность в умелых руках доказали и старые советские ПЗРК. Интересно, что пока нет подтверждений применения польских ПЗРК, переданных Украине.

Защита аэродромов. Неоднократно сообщалось о попытках российских сил вторжения захватить аэродромы на территории Украины для использования их в целях организации переброски подразделений самолетами военно-транспортной авиации.

Защита аэродромов, воспрепятствование их использования противником стала важнейшей задачей сил обороны Украины в ходе текущей войны.

Необходимо не только усиление охраны объектов аэродромной инфраструктуры, но и о создание условий для невозможности использования их противником в случае захвата. Этого можно достичь либо гарантированным разрушением защищающими силами, либо использованием заграждений/препятствий для предотвращения посадки самолётов военно-транспортной авиации врага на этом аэродроме.

Всё это требует заблаговременного складирования таких заграждений либо их интеграцию в имеющуюся инфраструктуру аэродромов: бетонные блоки, блокираторы, минирование.

Транспортная инфраструктура. Учитывая, что войны все более превращаются в сражения за города (а не территорию как таковую) и контроль за дорожной инфраструктурой между ними, мосты и развязки приобретают все большее значение. Нападающие стремятся их захватить до того, как обороняющаяся сторона либо не разрушила, либо не организовала защиту данных объектов. Российское продвижение во многом было обеспечено за счёт захвата автомобильных мостов. Там, где их удавалось подорвать либо блокировать, российские войска в большинстве случаев не прошли.

Всё это требует наращивания возможностей по разрушению при угрозе захвата объектов дорожной инфраструктуры. Как в плане подготовки войск, так и наличия необходимых для этого ресурсов.

Выводы. ПЗРК должно превратиться в «массовое» оружие ротного уровня. Особенно при защите объектов, которые могут быть использованы противником для организации переброски войск. При этом количество также имеет значение, даже советские системы могут дать эффект.

Большое значение также имеют и способности обороняющейся стороны по организации фортификации и уничтожению транспортных узлов с целью замедлить/остановить продвижение противника. Очевидно, что компетенции и технические возможности в последнем случае должны иметь не только специализированные инженерно-саперные подразделения, но пехотные (в широком понимании, включая подразделения территориальной обороны) подразделения в целом за счет наличия в своем составе военнослужащих, имеющих хотя бы соответствующую базовую подготовку.

Другие материалы по теме:

Агрессия против Украины: выводы для Беларуси. Бронетехника в войне.

Агрессия против Украины: выводы для Беларуси. Автомобильная промышленность в войне.

Агрессия против Украины: выводы для Беларуси. Вооружённая Украина.

Агрессия против Украины: выводы для Беларуси. Сотрудничество в области ВПК.

Агрессия против Украины: выводы для Беларуси. Анатомия провала России в Украине. 

Агрессия против Украины: выводы для Беларуси. Территориальная оборона.

Агрессия против Украины: выводы для Беларуси. «Русская весна», украинское лето и хорватская «Буря».

Агрессия против Украины: выводы для Беларуси. Почему «слили» Крым.

Агрессия против Украины: выводы для Беларуси. Оружие сдерживания.

Агрессия против Украины: выводы для Беларуси. Территориальная оборона.

Агрессия против Украины: выводы для Беларуси. Радиоэлектронная разведка.

Агрессия против Украины: выводы для Беларуси. Паспорт.

Агрессия против Украины: выводы для Беларуси. Информационная безопасность. 

Агрессия против Украины: выводы для Беларуси. Милиция.

Агрессия против Украины: выводы для Беларуси.Кремль.

Момент истины.

Logo_руна