Агрессия против Украины: выводы для Беларуси. «Русская весна», украинское лето и хорватская «Буря».

1334

Война на востоке Украины всё более напоминает сербско-хорватскую начала 90-х годов. Тогда в процессе распада Югославии хорватские сербы объявили сначала об автономии, а затем о независимости мест своего компактного проживания – Республики Сербская Краина. Под контролем сербов, за которыми стоял Белград, оказалось порядка 30% территории Хорватии. С учётом того, что страна эта имеет форму арки и по площади приблизительно равна Гомельской области, география давала возможность сербам беспрепятственно обстреливать столицу Загреб и приморские города Хорватии. Первоначальные попытки с ходу разгромить сербов успехом не увенчались. Хорваты понесли серьёзные потери в людях и технике. Последней и так было мало, а с учётом международного эмбарго на поставку оружия ситуация выглядела и вовсе критической. Хорватское правительство пошло на перемирие, накопило силы и летом 1995 года в ходе операции «Буря» уничтожило Краину (в буквальном смысле), восстановив свой суверенитет над этими территориями.

Конечно, любое сравнение хромает, но сербско-хорватская война — это как раз то забытое событие, которое следовало бы изучить в свете текущей войны России и Украины.    

Первое: мобилизация с каждой новой волной становится всё менее эффективной. Это показала война в Югославии, это показала и российско-украинская война. В ходе последней волны мобилизации против хорватов в Сербии  число уклонистов превысило 100 тыс. человек. Вывод очень простой:  провести максимально возможную и необходимую мобилизацию, но только один раз, вместо того, чтобы каждые 2-3 месяца объявлять очередной этап. Вариантом может быть и создание корпуса резервистов в добровольно-принудительном порядке (т.е. заключивших контракт на прохождение службы в резерве плюс демобилизовавшиеся за некоторый период времени, например, 5-7 лет). Резервистов можно ставить в строй по частям на 2-3 месяца. С пакетом социальных гарантий, само собой.

Второе: в ходе операция «Буря» для разгрома Сербской Краины 4-милионная Хорватия собрала почти четверть миллиона солдат и порядка 45 тыс. полицейских. Непосредственно на краинских сербов наступало 150 тыс. хорватских бойцов (из них 1/3 находились в резерве у наступающих 4-х хорватских корпусов). Почему в десять раз большая Украина решила ограничиться 50 тыс. – отдельный вопрос к украинскому руководству. При этом речи о «не смогли» не идёт. Хорватия находилась в более тяжелом положении в 1995 году, чем Украина в 2014: не хватало даже стрелкового оружия. Очевидно, что проблема кроется в качестве государственного и военного управления. Даже не в коррупции дело: балканские страны известны своим запредельным уровнем мздоимства чиновников и развитой системой организованных преступных сообществ. Достаточно отметить, что в период самых тяжелых для хорватов боёв начального периода конфликта значительная часть средств, собранных населением для закупки оружия за границей была банально разворована.  

Третий момент: на начало открытой фазы российского военного вторжения под контролем террористов на Донбассе находилась относительно небольшая территория. Что позволяло украинской артиллерии действовать практически на всю глубину (с учётом использования РСЗО «Смерч» и ОТРК «Точка-У»). Чего, по непонятным, причинам сделано не было. В этом плане в ходе «Бури» хорваты не церемонились: солдаты дороже снарядов.    

В частных беседах западные специалисты высказывали сомнения в адекватности тактики, избранной украинским командованием. Можно, конечно, утверждать, что имеются те генералы, которые имеются. И воюют они, как умеют. Но если свои умеют плохо, то что мешает нанять чужих? В конце концов есть масса частных военных компаний, чей потенциал позволяет планировать и руководить операциями такого масштаба, которая имеет место на Донбассе. В 1995 году хорваты не стали изображать державное величие, а наняли высококлассных иностранных специалистов в области военного планирования.  В том числе и благодаря которым победили.

Четвертый момент: добровольцы. Складывается впечатление, что в Украине с какого-то времени стало модой формирование добровольческих батальонов. Патриотические порывы достойны уважения. Проблема в организационной плоскости. Зачастую добровольческие батальоны являются батальонами только по названию. А по численности – рота. Некоторые и того меньше. Какой смысл плодить их в таких количествах? Скорее всего, дело в политических и пропагандистских моментах. С практической точки зрения лучше было иметь меньшее число полноценных подразделений, чем много «на половинку». И точно не батальонов, а уровня полк-бригада.  

Краинских сербов можно рассматривать как «предтеч» украинцев: они сформировали массу бригад, большинство из которых насчитывали по 400-500 человек. Судя по всему, слишком много оказалось желающих стать бригадными генералами. Или прикупить себе генеральские погоны. Пришлось лепить «бригады» по названию и хорошо если батальоны по факту.

Хорваты же на базе югославской системы территориальной обороны из отдельных рот и батальонов сформировали добровольческие домобранские полки. Но эффективность их оказалась меньшей, чем рассчитывало хорватское командование: сказывались недостаточная подготовка и слабость в вооружении.  Просто тяжелого вооружения у хорватов было мало физически – нечего было раздавать домобранцам. Последние шли в бой, зачастую, с винтовками времен Второй мировой войны.  

На что рассчитывало украинское командование, бросая на штурм крупных городов малочисленные и слабо вооружённые добровольческие батальоны – загадка. Скорее всего, на удачу. При этом, на одном лишь танковом заводе в Харькове стоят порядка 500 танков. Не менее половина из которых может быть поставлена в строй за 2-3 недели.

Другие материалы по теме:

Агрессия против Украины: выводы для Беларуси. Почему «слили» Крым.

Агрессия против Украины: выводы для Беларуси. Оружие сдерживания.

Агрессия против Украины: выводы для Беларуси. Территориальная оборона.

Агрессия против Украины: выводы для Беларуси. Радиоэлектронная разведка.

Агрессия против Украины: выводы для Беларуси. Паспорт.

Агрессия против Украины: выводы для Беларуси. Информационная безопасность. 

Агрессия против Украины: выводы для Беларуси. Милиция.

Агрессия против Украины: выводы для Беларуси.Кремль.

Момент истины.

Logo_руна