Анатомия призыва

4642

Вы прочитаете этот материал за 10 минут

Публикация посвящена анализу практики реализации мероприятий призыва, а также законодательным изменениям по вопросам военной организации государства. В статье исследуются концептуальные, процессуальные, практические и теоретические аспекты мероприятий призыва граждан на срочную службу, службу в резерве в Республике Беларусь.

В конце июля текущего года в срочном порядке властями был инициирован ряд законодательных изменений, скандально известных как «закон об отсрочках».

Для лучшего понимания позиции государства и возникшего социального недовольства, предлагаю обратиться к истории вопроса.

 Хронология событий

Лето 2017 года. Появляется организация, под одним из «призывных» брендов, которая позиционирует себя как коммерческая структура, оказывающая услуги информационного характера (де-факто – юридическую помощь) призывникам.

24 августа 2017 года главный рупор отечественной идеологической пропаганды «sb.by» публикует «разоблачительный» материал «Кто в Беларуси помогает избежать службы в армии? Не в службу, а в кассу», после чего в организации следуют формальные проверочные мероприятия и дальнейшее оказание услуг призывникам. Судя по коннотации публикации, первая реакция властей на подобного рода новшество – отрицание, автор подменяет понятия оказания юридической помощи и помощь в «уклонении от службы» в армии. Следуя подобной ущербной логике, юристы и адвокаты, оказывая помощь гражданам, помогают избежать ответственности, а врачи, диагностируя больного, наверное, судя по всему, – помогают избежать заболевания, но отчего-то такое пристальное внимание ко здоровью и уровню правовой грамотности «идеологически стройная» публикация не приветствует и даже осуждает.

Тем не менее, лейтмотив понятен. Побеседовав с одним из «менеджеров» организации, оказывающей помощь призывникам мы обнаружили масштаб проблемы. Спрос на подобного рода услуги превышал предложение. Классическая адвокатура со своим архаичным уровнем компетенций, кумовства и «решальчества» вовсе не занималась на профессиональной основе вопросами призыва. Те, кто себя позиционировал как специалист по военному праву, лишь занимались тем, что копировали положения закона и давали «ценные консультации» о необходимости прохождения службы. Ниша оказания юридической помощи призывникам адвокатурой считалась неперспективной и малоинтересной.

Вместе с тем, здоровая конкуренция юристов, погружённых в узкий вопрос выявила ряд законодательных пробелов, которыми пользовались самые посвящённые и настойчивые в изучении призывного законодательства.

Количество клиентов, обращающихся за помощью в масштабах месяца колебался от 100 до 200 человек в месяц, с учётом стоимости услуг – весьма внушительная ниша на рынке адвокатирования, который был безвозвратно упущен низкоквалифицированными адвокатами.

Юридическая помощь, мнение медицинского специалиста, маркетинг и социальная боль в вопросе призыва на срочную службу сделали своё дело. Законодательными «дырами» начали пользоваться все.

26 июня 2019 года – в Национальном собрании в первом чтении принимается закон «об отсрочках», за голосовало 87 депутатов, против — 6.

28 июня 2019 – второе чтение Нацсобрания по закону, за — 85, против — 9, чем глубже изучение закона, тем больше сомневающихся.

В тот же день, 28 июня 2019, в срочном порядке Совет Республики одобряет закон и передаёт Президенту на подпись.

10 июля 2019 Конституционный суд выносит решение N P-1188/2019 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам эффективного функционирования военной организации государства», которое публикуется лишь спустя две недели, 24.07.2019.

Рапортуя о безусловной «конституционности» закона судья Данилюк С.Е., уроженец РФ, отставной служащий органов внутренней службы МВД России, объясняя взаимные обязательства гражданина и беларуского государства настойчиво игнорирует ч.1 ст. 2 основного закона: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства», отождествляя понятия защиты государства (священного долга) (ст. 57 Конституции) и прохождения срочной службы в мирное время.

Вместе с тем, простому люду никто внятно не объясняет от кого надлежит священно защищать беларуское государство и почему государство внезапно и настойчиво требует такой агрессивной защиты.

С высоких трибун никто не взмолился господу о помощи в выживании среди этой смертной братской любви и на этой ниве военную доктрину в части угроз поглощения Россией никто не переписывал. Никто не объявлял НАТО и польские танки угрозой суверенитету, что особенно сомнительно на фоне украинских событий 2014 года.

В лучших традициях номенклатурного аппарата власти приняли решение «резать по живому», рассчитывая (или не рассчитывая?) на безмолвную покорность.

24 июля 2019 А. Лукашенко подписал скандальный закон.

«Лайфхаки», спрятанные в «старый закон».

  1. Паспорт РР («паспорт пэ-пэ», он же паспорт для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь) – самый простой способ утратить раз и на десять лет призывное резидентство. Спойлер – для его получения не нужно выезжать за границу, достаточно посещения местного отдела по гражданству и миграции и подачи документов по несложному перечню. Как говорил польский юрист-сатирик Ежи Лец: «Любовь к Родине не знает границ», следуя этому принципу многие молодые люди решили быстро и безболезненно утратить резиденство, по факту получения паспорта в силу закона были сняты с воинского учёта и, при этом, сохранив беларуское гражданство. Неизвестно кто, каким образом и как проводил юридическую экспертизу этой нормы на её жизнеспособность, коррупциогеность и т.д., но, следует отметить, что это одна из популярных законодательных «дыр», в которую удалось пролезть многим здоровым призывникам.
  2. Жалобы. Такой экзотический вид производства, как жалоба, вытекающая из административно-правовых отношений на решения призывных комиссий воистину новость для отечественной системы правосудия и беларуской традиции «решать вопросы на местах». Тем не менее, процедура обжалования решений призывных комиссий в силу закона и положений гражданско-процессуального кодекса позволяла приостанавливать исполнение решения о призыве гражданина, что являлось последним шансом для призывника нажать на «паузу» и не быть призванным в текущем призыве. Количество жалоб на решения призывных комиссий и действия работников военных комиссариатов с 2017 года за всю историю Беларуси ­– рекордное, такого никогда, за всю историю суверенной Беларуси не было.
  3. Отсрочки по обучению. До лета 2019 года учёба в учреждении образования являлась безусловным фактом, предоставляющим призывнику отсрочку от прохождения службы. Так, призывник, получивший определённый уровень образования мог вновь поступать на любую ступень, даже будучи кандидатом наук, никто не лишал права призывника поступать в ПТУ для освоения рабочей профессии и ранее государство гарантировало таким учащимся отсрочку, в том случае, если студент не проштрафился отчислением по инициативе образовательного учреждения.

В основном эти три недоработки в старом законе, помноженные на количество активно желающих продолжать трудовую деятельность, покинуть страну и на количество возмущённых родителей (их детей) различного рода происшествиями с участием вооружённых сил, – всё это в совокупности породило небывалый массив несогласных с решениями призывных комиссий и желающих выехать, или, как минимум документировать своё выезд за границу, и, как следствие, – угрожающе малое количество отправленных призывников для прохождения службы.

Рядовой беларус проголосовал руками (написав жалобы и подав документы на утрату резиденства) и ногами (выехав за границу), очевидно, что голоса этой электоральной базы власти не учли, и даже сочли необходимым изменить методику подсчёта таких голосов, закрыв учёбу и границу на замок для всех парней, не достигших 27 лет. Лица в возрасте от 18 до 27 лет не являются электоральным большинством, этот контингент максимально аполитичен, и, по мнению властей, не обладает сколько-нибудь значимой протестной пассионарностью, поэтому решение Президента о том, чтобы ударить молодёжь пряником в зубы и кнутом по спине новым законом весьма предсказуемо и логично.

Эпикриз ситуации. риски государственные и частные

Скоропостижный порядок изменения «правил игры», взаимодействие с «народными избранниками», возомнившими себя суперзвёздами, которые убеждены, что молодёжь смотрит телевизор и гос.СМИ и непременно должны знать о позиции инициаторов, «протаскивающих» законодательные изменения, – всё это открыло глаза для молодых неокрепших умов и показало декоративность существующей политической системы.

Отрицание, гнев, истерика – так можно охарактеризовать эмоции после внедрения новых правил игры, которые принимать никто не собирается. Весьма любопытно, что подобное поведение характерно не только для «непослушной и аполитичной электоральной базы» (самих призывников), но и их родителей, близких родственников (бабушек и дедушек), а также иных сочувствующих.

Вскрытие показало: недоверие властям, готовность нарушать закон (одни смирились с перспективой уголовной ответственности, другие – предпочли выехать из страны и не возвращаться до достижения 27 лет, в третьих – пробудилась протестная пассионарность), утрата и эмиграция качественного состава граждан за границу.

Отличник Московского командного училища, товарищ Равков А.А., решил вопрос нехватки призывного ресурса математически, не вторгаясь в качественный состав «группы риска».

Анализируя географию происхождения, обучения и трудовой деятельности отдельных должностных лиц, активно лоббирующих «драконовский закон», а также вспоминая процесс сдачи высшим офицерским составом украинского Крыма России в 2014 году, невзрачно просматривается воля российской агентуры, и обратный заявленному эффект по «разоружению» беларуской армии путём наполнения сопредельных стран трудоспособными беларускими гражданами.

Так в чьи ворота летит мяч? Очевидно, что беларуский генералитет и блок лоббистов закона кишит сторонниками «воссоединения с русским миром», не исключено, что такое рвение щедро субсидируется российской агентурой.

Камо грядеши?

К чему мы пришли?

  1. К согласованному на всех уровнях сырому и неокрепшему решению, которое государственная машина будет защищать любой ценой, поскольку казённый аппарат не восприимчив к качественному анализу ситуации, перебирая лишь отчётность, статистику и цифры. Министерству нужны «штыки», – госмашина отсчитывает призывное поголовье и отправляет новобранцев учиться любить родину.
  2. Появилось на свет уникальное для отечественной действительности явление гражданской солидарности того самого угнетённого и аполитичного класса «призывного ресурса» и сочувствующих – Протест бай. Похоже, что в новых реалиях культурный протест вынужденно укладывается в политическую повестку беларуской действительности. Разумеется, протестный потенциал нового движения в масштабах стран-соседей весьма ничтожен, и скорее всего, будет тихо похоронен пассивностью немногочисленного актива и активностью госаппарата.

Вместе с тем, даже сотня недовольных снующих по площади с критическими лозунгами и конструктивными предложениями весьма раздражают власть-предержащих, что требует сложных ответов на поставленные вопросы, тем паче, никто их протестующих не предлагает разогнать беларускую армию и «вступать в состав какого-нибудь государства».

А что, собственно, можно предложить?

Взаимный компромисс и медианное решение.

Светлые головы предлагали некогда главе государства альтернативу современной срочной службы – так называемые «армейские каникулы», представляющие собой прохождение курса молодого бойца в каникулярный или иной период в течение двух месяцев в году без отрыва от обучения (работы) в течение нескольких лет, что кардинально разрешило бы вопрос всеобщей армейской подготовки и равномерно формировало бы мобилизационный резерв в течение всего года, вне зависимости от пиковых ноябрьских и майских призывов, увеличивая количественный и качественный состав мобилизационного ресурса.

С принятием «закона об остсрочках» в Беларуси обострились политические и законодательные противоречия, которые непосредственно затронули креативный класс молодых студентов, учёных, рабочую молодёжь. Законодательные новеллы и результаты объявленных преобразований игнорируют конституционные свободы, являющиеся реальной ценностью беларуской молодёжи, поставленной перед ультиматумом, толкающих к эмиграции.

Мнение автора не обязательно отражает позицию проекта.

Тарас Броневич,  юрист, специально для Belarus Security Blog

Logo_руна

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Блин, так как людей убедить в НЕОБХОДИМОСТИ проходить военную подготовку? Ну хотя бы год, ладно, хотя бы 6 месяцев!!!!, но побегать с автоматом по пересечённой местности надо. Надо, Федя, надо!!! А материальная база (пистолеты, автоматы, пулемёты, гранаты и гранатомёты, пушки полевые и танковые, ракеты противовоздушные и баллистические) Кто должен?? Подобного рода статьи — бред больного человека …. На всю голову больного …..

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here