Вы прочитаете этот материал за 2 минуты
Периодическое возвращение беларуского режима к тематике размещения в Беларуси ядерного оружия продолжится. Равно как и продолжится выдвижение антиядерных инициатив. И в этом нет противоречий.
На конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия в Нью-Йорке представитель Беларуси выступил за поэтапное продвижение к полной ликвидации ядерного оружия. Включая создание безъядерной зоны в Центральной и Восточной Европе. А также предоставление безусловных гарантий о неприменении ядерного оружия и недопущении угрозы его применения ядерными государствами в отношении безъядерных.
Было заявлено и об отсутствии намерений отказаться от безъядерного статуса Беларуси.
Говоря о ядерных перспективах для Минска, следует отметить следующее:
- Александр Лукашенко ранее заявлял, что отказ Беларуси от обладания ядерным оружием был ошибкой. Совершенной под давлением Кремля.
- Ядерное оружие воспринимается в Минске как внешнеполитический инструмент в большей степени, нежели военный. Который мог бы предотвратить внешнее давление на беларуский режим. Последнее с учетом кейса КНДР представляется спорным.
- Ядерное оружие рассматривается как статусный элемент, который мог бы поднять значение Минска в региональной и международной политике.
- Юридический отказ страны от обладания ядерным оружием не равен ее отказу от возможности его размещения на своей территории и от технических возможностей по применению ядерного оружия.
В этой связи заявления МИДа Беларуси по ядерной проблематике не противоречат обращениям (неоднократным) А. Лукашенко к В. Путину о поддержке в приобретении беларуской стороной новых компетенций в сфере применения тактического ядерного оружия.
Можно ожидать, что тематика ядерного оружия в Беларуси будет и далее эксплуатироваться по формуле «мы против ядерного оружия, но конфронтационная политика Запада вынуждает нас иметь возможности по его применения в качестве крайней меры». При этом статус Беларуси как страны, свободной от ядерного оружия зависит не только от Минска, но и от стратегии Кремля. Обстоятельства российского вторжения в Украину не позволяют исключать возможности одностороннего введения (вероятнее всего, краткосрочного) российского тактического ядерного оружия в Беларусь вместе с платформами-носителями (воздушными/наземными). С уведомлением официального Минска постфактум.
Поэтому ядерная тактика Минска сохранит дуалистичность:
С одной стороны, регулярное декларирование стремления к созданию мира без ядерного оружия. Что теоретически должно создать политические сдержки для России по одностороннему размещению такого вооружения в Беларуси.
С другой стороны, сохранится заинтересованность в приобретении новых компетенций в области ядерного вооружения как инструмента давления на Запад в своих целях.
Это характерные для многих направлений внешней политики беларуского режима «качели». Которые, зачастую, оказывались успешными.