Вы прочитаете этот материал за 2 минуты.
Беларусь и Азербайджан уже в ближайшее время могут зафиксировать состояние фактического союза, в том числе и военно-политического. Это диктуется актуальными интересами двух стран.
Визит Александра Лукашенко в Баку, состоявшийся 28-29 ноября, подтвердил характер стратегического партнёрства между Беларусью и Азербайджаном, которое базируется преимущественно на позитивном характере личных отношений между руководителями двух стран.
Баку намерен дать адекватный ответ на размещение в Армении российских оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер». Одним из вариантов такого ответа является принятие на вооружение азербайджанской армии тяжелой РСЗО типа «Полонез» беларуского производства.
Минск заинтересован в заключении долговременного соглашения о поставках азербайджанской нефти в Беларусь. В условиях, когда производители нефти борются за сохранение доли на рынке, выход на беларуский (и далее – европейский) рынок может представлять значительный интерес для Азербайджана. И даст Минску дополнительный аргумент в торге с ЕС, только на этот раз не в роли миротворческой площадки, а нефтяного хаба.
Азербайджан является ближайшим военно-политическим союзником Турции и имеет лоббистский потенциал в Анкаре. Беларуское руководство рассматривает турецкие внешнеполитические амбиции как потенциальный механизм уравновешивания России в регионе Восточной Европы и Южного Кавказа и заинтересовано в выстраивании всестороннего сотрудничества с Анкарой. Для чего содействие Баку может оказаться весьма кстати.
Беларуско-азербайджанское сотрудничество уже в обозримой перспективе значительно интенсифицируется. Правящие режимы в обеих странах озабочены внешними угрозами безопасности. И в силу недоверия к Западу, заинтересованы в вовлечении в региональный контекст новых внешних игроков. Однако открытым остается вопрос реакции России на такую игру Минска и Баку. В отношении Азербайджана у Кремля по сути развязаны руки: эта страна не входит в инициированные Россией интеграционные объединения, находится де-факто в состоянии войны с союзной Москве Арменией, выступает конкурентом на нефтяном рынке и не имеет четких внешних гарантий безопасности. А потому, в полной мере потенциал взаимодействия Минска и Баку может быть реализован лишь в случае бездействия России.