Вы прочитаете этот материал за 5 минут
Если вы хотите развязать войну, вот формула с высокими шансами на успех. Отправьте тысячи мигрантов к вашей границе, пусть ваши пограничные войска попытаются вытеснить их в соседнюю страну, и стреляйте в воздух, когда солдаты вашего соседа попытаются не допустить мигрантов. В такой напряженной ситуации солдаты другой страны могут неверно истолковать выстрелы и открыть ответный огонь. На границе Беларуси с Польшей такой случайный конфликт теперь представляет собой конкретную опасность. Что сделает НАТО, если это произойдет?
«Потенциал эскалации чрезвычайно высок», — заявил Министр обороны Эстонии Калле Лаанет на конференции по обороне 10 ноября.
Ситуация на границе Беларуси с Латвией, Литвой и особенно Польшей фактически уже накалилась. В течение нескольких недель беларуские власти организовывали перелет мигрантов в Минск, а затем вывозили их к границе, где мигранты пытались незаконно проникнуть в три соседние страны. Мигранты стали смелее или отчаяннее, поскольку все три страны укрепили свои границы. Некоторые мигранты использовали лопаты и валили деревья, пытаясь снести забор, защищающий границу, а других толкали (через границу) беларуские силовики.
Беларуские солдаты угрожали открыть огонь по польским войскам на границе. В последующем инциденте беларусы открыли огонь — предположительно холостыми — по польским солдатам (беларуская сторона отрицает это). Тем временем польские солдаты произвели предупредительные выстрелы в воздух, когда мигранты бросились на границу. В Польше обеспокоены тем, что мигранты получают в Беларуси средства для нападения на польские войска.
Не требуется сильного воображения, чтобы понять, что может случиться дальше. Польские солдаты, слыша беларуские выстрелы, должны сразу понять, чем (холостыми или боевыми патронами) по ним стреляют. Они могут заключить, что это боевые патроны.
Это реальная возможность, учитывая, что Александр Лукашенко кажется одержимым желанием нанести вред ЕС и НАТО.
Он вовлекает в драку Россию. 11 ноября обе страны объявили о начале совместного патрулирования в воздухе вдоль границ Беларуси с Латвией, Литвой, Польшей и Украиной. В этот же день российские атомные бомбардировщики провели миссию по наблюдению за воздушным пространством Беларуси.
Стычки с участием войск на границе, стычки с участием мигрантов, а теперь и Россия: ситуация на границе Беларуси с ее соседями по НАТО и ЕС — это потенциальный случайный конфликт, ожидающий своего часа. Для начала опасной эскалации потребуется всего одна группа польских или балтийских солдат, которые ответят на выстрелы беларусов — или будут стрелять в мигрантов, нападающих на них с дубинками, бревнами и подобными предметами. Беларусы, которым теперь помогают российские войска, явно откроют ответный огонь, и другая сторона ответит на это. Более того, в Польше, Латвии и Литве есть войска НАТО, дислоцированные там в рамках Расширенного передового присутствия Альянса (EFP). А 12 ноября Польша объявила, что британские войска были отправлены на ее границу — с союзниками по НАТО — на учения по разведке.
Является ли случайный конфликт, связанный с нарушением границ, вооруженным нападением? Это не абстрактный вопрос. В статье 5 Североатлантического договора государства-члены НАТО «соглашаются, что вооруженное нападение на одно или несколько из них в Европе или Северной Америке считается нападением на них всех…». Если на границе Беларуси со страной НАТО разразится перестрелка, членам Альянса придется незамедлительно прийти к соглашению о том, является ли инцидент вооруженным нападением.
У НАТО есть некоторый опыт обсуждения такого рода вопросов. Альянс расценил теракты 11 сентября 2001 года, в ходе которых гражданские самолеты были направлены против гражданских зданий, «вооруженным нападением» на Соединенные Штаты. Но ту атаку поддерживал Афганистан, а не главный геополитический соперник США.
Два десятилетия спустя Альянс не придумал, как реагировать на то, что выглядит и идет как вооруженное нападение, но официально таковым не является. Некоторые из 30 членов Альянса, вероятно, возразят, что НАТО должно попытаться разрядить обстановку. Другие утверждают, что вооружение мигрантов и разжигание конфликта представляет собой вооруженное нападение 21 века и что НАТО должно наказать Беларусь. Каким будет это наказание, конечно, совершенно неясно: прелесть агрессии в серой зоне между войной и миром заключается в том, что либеральные демократии не могут ответить тем же. НАТО просто не собирается отправлять в Беларусь тысячи мигрантов.
Учитывая, что агрессия в серой зоне между войной и миром чрезвычайно привлекательна и требует минимальных затрат крови и ресурсов, вооружение мигрантов Беларусью подчеркивает тревожную реальность: НАТО настроено на обычную и ядерную войну, но ее противники давно вышли за эти рамки.
А. Лукашенко заставит НАТО быстро решить, как реагировать на агрессию в серой зоне. И давайте не будем забывать, что EFP был создан именно для того, чтобы заверить страны Балтии и Польшу в поддержке НАТО от угрозы с востока. Если один из солдат EFP пострадает в столкновениях с беларускими силами и/или мигрантами, у НАТО не останется иного выбора, кроме силового ответа.