Вы прочитаете этот материал за 2 минуты
С учетом нового витка эскалации Кремль-Запад (Украина является интегральной частью последнего) Минск вернулся на некоторое время в повестку региональной безопасности. Этот интерес связан с внешними по отношению Беларуси факторами.
Российско-украинская война входит в фазу эскалации. Которая чревата как расширением зоны вооруженного противостояния, так и его методов. Эти негативные факторы вновь обратили внимание региональных акторов на официальный Минск:
- Мобилизация в России породила опасения возможности повторного размещения в Беларуси российской сухопутной группировки. С целью новой атаки на Украину с севера. Что неизбежно спровоцирует в этот раз уже беларуско-украинскую вооруженную конфронтацию. Хотя пока данная опция остается умозрительной.
- Отдельным и неизвестным фактором является перспектива применения Россией тактического ядерного оружия в ходе войны. Что заставляет внешних акторов учитывать предыдущие «атомные» амбиции Минска.
- Уничтожение газопроводов «Северного потока» повышает значение транзитных газопроводов на беларуской территории. И требует новых шагов по обеспечению их неприкосновенности. А они имеют протяженность более 2900 км.
- Аннексия Кремлем оккупированных территорий Украины вновь выдвигает на повестку вопрос о пределах внешнеполитической автономии беларуского режима. И его способности быть стороной политических договоренностей. А не кремлевским прокси-режимом.
В некотором смысле новая ситуация является и вызовом, и возможностями для беларуского режима. Однако, это продлится ровно до того момента, когда станут понятны следующие военные шаги Кремля. Если беларуской стороне удастся избежать втягивания в новый виток конфронтации, это откроет определенные политические перспективы на западном и украинском направлениях.