24 июня 2014 года Александр Лукашенко поставил задачу освоить в Беларуси производство собственного зенитно-ракетного комплекса, который бы по своим характеристикам не уступал российскому ЗРК С-300. «Но запомни: на этой базе ты должен создать свой комплекс, он должен быть не хуже С-300», – заявил Лукашенко на совещании в Борисове, обращаясь к представителям беларуского военно-промышленного комплекса. «Вы думаете, какая у него будет ракета. Главное, чтобы она была эффективна, чтобы она поражала любую цель», – продолжил он, призвав беларуский ВПК «не сидеть и не ждать».
По его словам, «все заводы когда-то начинали с ремонта военной техники – на коленях, с молотка, модернизацией занимались, а потом выходили на новые образцы». «Подумайте, какой это должен быть образец и доложите», – поручил глава государства.
При этом, на его взгляд, в таком проекте должен участвовать целый ряд предприятий, производя под него продукцию в рамках своей специализации. «Придумывайте, что это за комплексы будут, давайте задания другим предприятиям – электроника, оптика, вооружения, пушки надо для них создавать. Вся страна должна делать», – заявил Лукашенко, добавив, что все правительство должно быть подключено к решению данной задачи.
Наряду с работой над созданием собственной техники заводы должны продолжать оказывать услуги по ремонту и модернизации образцов вооружения и военной техники. Он убежден, что нужно совершенствовать эти услуги, в том числе при проведении таких работ максимально использовать производимые в Беларуси комплектующие. «Кроме всего того, что вы сейчас делаете – ремонт и модернизация никуда не уйдут – ваша задача получить новое современное оружие для нашей обороны и экспорта», – подчеркнул Лукашенко.
Перед этим создание отечественного ЗРК обсуждалось во время посещения завода по ремонту радиоэлектронного вооружения. «Если по экспорту вопросов нет, то, конечно, надо делать», – сказал глава государства.
К слову, в ходе того визита вниманию А. Лукашенко был представлен вариант глубокой модернизации зенитного ракетного комплекса С-125 и доложено об освоении полного капитального ремонта комплексов С-300.
Тема собственного беларуского ЗРК вновь была поднята несколько недель спустя уже в Минске. 10 июля на пресс-конференции во время выставки вооружений MILEX-2014 помощник гендиректора госпредприятия «Белспецвнештехника» Александр Сташевский заявил, что сейчас «прорабатывается» экономическая целесообразность производства в Беларуси собственных ракет для ВВС и комплексов ПВО. «Наиболее востребованы разработки и образцы вооружения, которые могут быть применены непосредственно в боевых конфликтах с учётом новейших технологий», – сказал Сташевский, рассказывая о производстве в Беларуси новых видов вооружений.
В числе таковых «образцов вооружения» беларуские промышленники часто и охотно упоминали представленный на выставке ЗРК «Алебарда» беларуского производства, являющийся, по словам Сташевского, модернизированным в Беларуси ЗРК «Печора-2БМ» российского производства. Из беларуских компонентов в «Алебарде» – шасси, а также некоторые агрегаты. Представитель «Белспецвнештехники» отметил, что уже имеются заказы на 15 таких комплексов из стран Африки и Юго-Восточной Азии.
Повышенное внимание к «Алебарде» легко объяснимо: при всей относительной развитости беларуского ВПК, этот ЗРК – один из немногих образцов предлагаемых на продажу именно вооружений (то есть того, что может непосредственно вести боевые действия), а не военной техники (как радары или бронированные грузовики), военного оборудования (разного рода тренажёры, приборы ночного видения, прицелы) или комплектующих.
Отвечая на вопрос о возможности производства в Беларуси собственных ракет, Сташевский отметил, что в постсоветской республике российские и украинские «ракеты будут дорабатываться с последующим производством». Отвечая на дополнительные вопросы, Сташевский отметил: «Что касается ракет, то сейчас этот вопрос прорабатывается. Для нас сегодня это тоже является одним из вопросов. Сейчас с заказчиком, который забирает опытный образец, мы это решаем. Мы планируем проводить работы, может быть, по доработке или даже разработке нового класса ракет для применения их в «Печоре-2БМ»». Он уточнил, что, конечно же, создать с нуля в Беларуси производство ракет невозможно. По словам Сташевского, пока неясно, кто будет поставлять ракетные двигатели, да и в целом экономическая целесообразность этого возможного начинания «тоже пока прорабатывается».
Но вернемся к «Алебарде». Как рассказал журналистам представитель Государственного военно-промышленного комитета Владимир Лавренюк, данный комплекс удовлетворяет современным требованиям вооруженной борьбы, пригоден для выпуска беларускими предприятиями. Он отличается повышенной мобильностью, помехозащищенностью, надежностью, живучестью и малым временем реакции на основе новых технических решений. Как отметил представитель ГВПК, элементная база комплекса – самая современная, с высокой степенью интеграции. Разработана новая оптическая система «день-ночь» (тепловизор и телевизор) с хорошими характеристиками. Исключены сотни регулировок, все подстройки производятся автоматически. Высокая мобильность комплекса достигается установкой четырех пусковых установок на полуприцепах.
Владимир Лавренюк обратил внимание на то, что основой системы противодействия высокоточным средствам поражения является система зенитного ракетного огня, создаваемая зенитными ракетными войсками. В рамках данного направления организациями оборонного сектора Беларуси освоен капитальный ремонт ЗРК С-300П и «Оса-АКМ». Также в интересах иностранных заказчиков освоен капитальный ремонт с модернизацией ЗРК «Бук» до уровня «Бук-МБ», «Оса» до уровня «Оса-1Т» и Т38 «Стилет», С-125 до уровня «Печора-2Т», боевой машины зенитного ракетного комплекса «Стрела-10М» до уровня «Стрела-10БМ2», а также выполняются работы по ряду других проектов.
По словам представителя ГВПК, концепция глубокой модернизации этих образцов вооружения и военной техники (ВВТ) предусматривает возможность выполнения задач по предназначению по всему спектру современных и перспективных аэродинамических целей во всем диапазоне их практического применения в условиях интенсивного радиопротиводействия. Это достигается за счет внедрения аппаратуры на твердотельной элементной базе, повышения мобильности, помехозащищенности, автономности, улучшения тактико-технических характеристик ВВТ, реализации возможности круглосуточного применения пассивных режимов работы ЗРК.
Кстати, кажется стало понятно, почему Лукашенко 24 июня вдруг заговорил именно о создании беларуского комплекса ЗРК «уровня С-300». Это связано с тем, что в составе российско-беларуской межгосударственной финансово-промышленной группы «Оборонительные системы» 2566-й завод по ремонту радиоэлектронного вооружения наряду с другими беларускими предприятиями («Алевкурп», «ВолатАвто») выступает одним из ведущих исполнителей в реализации проекта модернизации ЗРК серии С-125М «Печора» в версию «Печора-2М» в интересах зарубежных заказчиков.
В процессе модернизации в каждую исходную систему интегрируется целый ряд блоков электронного оборудования, используемых в мобильном ЗРК C-300ПМУ1. Это не только резко сокращает габаритные размеры аппаратных модулей, но и обеспечивает в пять раз большую наработку на отказ. При этом номенклатура запасных частей сокращена десятикратно – с 3000 до 300 позиций.
В состав модернизированного комплекса была введена оптико-электронная система «день/ночь», состоящая из телевизионного и тепловизионного каналов. Она позволяет обстреливать и уничтожать воздушные цели в условиях подавления радиолокационного канала, а также избегать поражения противорадиолокационными ракетами противника.
Важным вкладом в проект стало создание минским предприятием «Алевкурп» на базе инновационных аппаратных и алгоритмических средств не имеющей аналогов станции наведения ракет, помехозащищенность которой, если сравнивать с оборудованием исходного ЗРК, возросла на несколько порядков. Вдвое увеличилась дальность обнаружения целей при воздействии помех. Такие цели, как истребитель F-16, обнаруживаются на расстоянии в 30 км, более крупные – на дальности в 35 км.
Одним из главных новых боевых качеств модернизированного ЗРК «Печора-2М» является комплексная мобильность. Для этого на ОАО «ВолатАвто» (дочернем предприятии Минского завода колесных тягачей) созданы специальные автомобильные шасси, на которых размещаются все сегменты комплекса. Так, шасси МЗКТ-8021 с колесной формулой 6х6 служат базой для пусковой установки, МЗКТ-8022 (4х4) – для командного поста управления, МЗКТ-80211 (6х6) – для кабины антенного поста.
В результате всех доработок и введения инноваций на базе старого советского ЗРК разработки еще 60-х годов был создан практически новый зенитный ракетный комплекс. Характеристики которого, по различным оценкам, вплотную приблизились к показателям С-300ПМ и даже С-300ПМУ. Отсюда – и его упоминание в речи Лукашенко.
Впрочем, системы ПВО беларуского происхождения вовсе не ограничиваются «Алебардой» или какими-то другими ракетными комплексами. Так, минское ОАО «КБ «Радар» — управляющая компания холдинга «Системы радиолокации»» разработало комплекс защиты важных объектов от поражения высокоточным оружием (ВТО). Под высокоточным оружием понимаются управляемые ракеты с противорадиолокационными, лазерными, телевизионными, инфракрасными головками самонаведения, управляемые авиабомбы, крылатые ракеты и т. д.
По словам представителей Госкомвоенпрома, основное отличие созданного в Беларуси комплекса от аналогов – активное автономное обнаружение атакующих средств ВТО и воздействие на системы наведения оружия с целью резкого увеличения ошибок наведения и преждевременного срабатывания радиовзрывателей (при их наличии). В заявлении Госкомвоенпрома подчеркивается, что в интересах подсистемы радиоэлектронной борьбы в стране выполнено значительное количество работ, созданы средства постановки помех устройствам, использующим сигнал GPS, средствам радиосвязи, радиовзрывателям, оптико-электронным средствам и другим радиоэлектронным средствам.
Между тем, 22 августа 2014 года стало известно, что предприятия российского ВПК в следующем году полностью прекратят производство зенитно-ракетных систем С-300. Это касается как поставок в интересах Вооруженных сил России, так и экспортных вариантов. О таком решении информагентству ИТАР-ТАСС сообщил высокопоставленный источник в оборонно-промышленном комплексе.
При этом собеседник агентства отметил, что производство комплектующих для С-300 сохранится в ближайшей перспективе и даже будет расти. «Это необходимо для поддержания боеготовности стоящих на вооружении комплексов, которые по нашим оценкам, будут эффективным оружием ПВО еще более десяти лет», – отметил источник.
По его словам, на смену С-300 приходит целый ряд систем нового поколения. «Для наших Вооруженных сил основной системой становится С-400. При этом эксплуатация систем семейства С-300 продолжается, а прекращение их производства не произойдет одномоментно», – заявил собеседник. Он также подчеркнул, что уже сейчас маркетинговая политика российских производителей систем ПВО на внешних рынках делает акцент на продвижении С-400. «Какой смысл производить то, что не соответствует сегодняшним требованиям заказчика», – сказал собеседник агентства. Он добавил, что экспорт С-400 начнется не раньше 2016 года.
Продолжение следует…
Денис Лавникевич, специально для Belarus Security Blog.
Другие материалы по теме:
Беларусь вооружается своим. Часть 3: беспилотная конкурентоспособность.
Беларусь вооружается своим. Часть 2: авиация боевая и не очень.
Беларусь вооружается своим (Часть 1).