Боевые БПЛА постсоветских стран (1/20)

2792
Иллюстративное фото

Вы прочитаете этот материал за 14 минут

В то время, когда зарубежные разработчики БПЛА входят в новую эпоху, в России продолжается «распил» средств, выделенных на создание БПЛА «Альтиус-У». Очевидно, поэтому российским разработчикам особо не было что продемонстрировать на 4-й международной выставке и конференции беспилотных систем Unmanned Systems Exhibition and Conference (UMEX-2020), которая проходила в столице Объединенных Арабских Эмиратов 23-25 февраля 2020 г.

Посмотрим, какие достижения в области беспилотной авиации были на постсовестком пространстве в начале текущего года.

Россия

17 марта 2020 г. в «Российской газете» под заголовком «Бесчеловечная война. Боевые беспилотники играют все более агрессивную роль в локальных войнах» было опубликовано интервью с генеральным конструктором компании АО «Кронштадт» Н. Н. Долженковым – одним из ведущих российских разработчиков беспилотных авиационных систем, главного конструктора первого в России БПЛА большой продолжительности полета «Орион». В интервью есть интересные ответы на вопросы журналистов, как, например, о том, что ключевую роль в военной и в гражданской сферах будут играть БПЛА, у которых масса больше тонны, и если Россия не среагирует на китайский вызов, то будет покупать такие БПЛА у Китая. Но есть и откровенно лукавые, как, например, о том, что по конструкторским идеям и по техническому уровню создаваемых БПЛА Россия почти не уступает ведущим странам и находится в абсолютно конкурентном состоянии с Китаем. Или признание о том, что тяжелых БПЛА в России мало, но отставание в абсолютных единицах не страшно, главное – не отставать по темпам реализации конструкторских идей.

А идей в России всегда было с избытком. И ситуация с БПЛА «Альтиус-У» очередное тому подтверждение.

В январе 2020 г. появилась информация, что Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) завершил испытания экспериментального образца перспективного БПЛА большой продолжительности полета «Альтиус-У», который создавался в рамках проекта «Альтаир». Размах крыльев БПЛА – 28,5 м, длина – 11,6 м, взлетный вес – 6000 кг. Заявляется, что БПЛА способен выполнять разведку с применением оптических, радиотехнических и радиолокационных средств, выполняя полеты на высоте до 12000 м и на дальность до 10 000 км, находясь в воздухе до 48 ч.  Для увеличения радиуса действия БПЛА оснащен спутниковым каналом связи, о чем «РИА Новости» по секрету сообщил осведомленный источник в ОПК России.

Затем, 25 марта 2020 г. «Известия» опубликовали информацию, ссылаясь на источники в ОПК, что уже началась разработка обновленной версии БПЛА «Альтиус», которая оснащена элементами искусственного интеллекта, что позволит осуществлять дистанционное управление с истребителя пятого поколения Су-57. Авторы публикации утверждают, что модернизированный «Альтиус» сможет наносить удары по целям самостоятельно, обходить средства ПВО противника, а после выполнения боевой задачи сможет автоматически вернуться в зону патрулирования и на аэродром базирования.

Однако финальные «бросковые» испытания «Альтиус-У» на применение полезной нагрузки УЗГА планирует провести только в апреле 2020 г. Если они пройдут успешно, то в начале мая БПЛА могут рекомендовать к допуску на государственные испытания. Но даже после успешного прохождения государственных испытаний, на вооружение БПЛА может поступить не ранее, чем через пять лет. Причин тому несколько. Например, отсутствие комплекса управления по спутниковому каналу и обученного персонала.

А вот другой БПЛА производства УЗГА поступит в Вооруженные силы России уже в 2020 г. Еще в декабре 2019 г. был заключен контракт с Министерством обороны на поставку 10 комплексов, созданных на базе БПЛА «Форпост-Р» – российской модификации израильского БПЛА Searcher, который был создан еще в конце 1980-х гг. Второй контракт на поставку уже 18 БПЛА «Форпост-Р», как сообщил заместитель министра обороны России Алексей Криворучко 05.02.2020, планируется заключить в ближайшее время. Очевидно, после завершения госиспытаний. Всего же Министерство обороны планирует закупить 28 станций управления и 84 БЛА на общую сумму порядка 30 млрд руб. (источник)

Что же касается принятия на вооружение тяжелого БПЛА С-70 «Охотник», то это такая же отдаленная перспектива, как и принятие на вооружение БПЛА «Альтиус-У».

Первый полет С-70 в США связали с выходом России из ДРСМД. Так, по мнению журнала The National Interest, Россия еще до прекращения действия договора использовала запрещенные ракеты 9М729, а БПЛА-стелс должен был стать намеком США, что российские ВКС также способны прорвать ПВО противника и нанести ракетно-бомбовый удар. Издание предполагает, что «Охотник» может нести ядерное оружие – высокоточные бомбы В-61-12, крылатые ракеты. Кроме того, для «Охотника», а также ударных БПЛА разработки «Кронштадта» и «Сухого», корпорация «Тактическое ракетное вооружение» разрабатывает несколько новых боеприпасов массой 50-100 кг.

Однако «Охотник» пока существует в виде прототипа, а его двигатель от АЛ-31Ф плохо защищён, но главной проблемой, по мнению The National Interest, станет автономная работа БПЛА, так как управлять им дистанционно с земли и выполнять полет в автономном режиме – две большие разницы. Другая проблема БПЛА С-70 – относительно небольшая его боевая нагрузка. По данным Russia Beyond, «Охотник» может нести до 2000 кг: неуправляемые осколочные бомбы, взрывчатые аэрозольные смеси, ядерные боеприпасы. В этой связи National Interest сравнивает «Охотник» с первым американским стелсом F-117, который мог нести только две высокоточные бомбы с лазерным наведением.

Под вопросом остается и поступление на вооружение ВКС России тяжелых высокоточных планирующих боеприпасов 9-А-7759 «Гром», так как в начале марта только завершены испытания по сбросу массогабаритных макетов 9-А-7759 «Гром» с БПЛА «Охотник».  Заявляется, что боеприпасы способны поражать цели на расстоянии свыше 100 км, незаметными для средств ПВО противника.

Для защиты объектов от нападений БПЛА противника в Южном и Восточном военном округах Вооруженных сил России в январе 2020 г. были созданы мобильные отряды дроноборцев, которые приступили к охране военных баз. Однако находящиеся на вооружении отрядов средства способны лишь заглушить сигнал, получаемый БПЛА или же устроить ему принудительную посадку. Планируется, что в будущем отряды получат средства, способные уничтожать БПЛА в воздухе. По имеющейся информации, в течение пяти лет концерном «РТИ» будут разработаны субмиллиметровые РЛС (работающие в терагерцевом диапазоне), способные обнаруживать малые БПЛА, так как они смогут с большой точностью концентрировать луч на компактном объекте, определять его форму, материал, скорость и траекторию движения. А вот входящий в структуру Ростеха концерн «Автоматика» уже начал поставлять российским нефтегазовым предприятия Роснефти, Сургутнефтегаза и Транснефти мобильные комплексы противодействия БПЛА – «Пищаль-ПРО», «Таран-ПРО», «Сапсан-Бекас», «Луч» и «Купол», которые способны обнаруживать, идентифицировать и подавлять БПЛА на расстоянии до 30 км.

Пожалуй, главной новостью в этом периоде стала информация о передаче Управления строительства и развития системы применения беспилотных летательных аппаратов из состава Генерального штаба в состав Воздушно-Космических Войск.

Управление занимается перспективными исследованиями, определяет принципы создания и применения БПЛА, их роль и место в системе вооружения, а также разрабатывает концептуальные и руководящие документы. В составе Управления находится 924 Государственный центр беспилотной авиации.

Передача Управления в состав ВКС должна обеспечить решение проблем с финансированием и концентрацию усилий по линии ВКС, при этом создание БПЛА и другие разработки для ВМФ могут оказаться не приоритетными.

Украина

27.01.2020 ОАО «Меридиан» им. С.П.Королева, входящее в состав государственного концерна «Укроборонпром», провело презентацию пограничникам разведывательного беспилотного авиационного комплекса (БПАК) «Spectator-M1», который представляет собой усовершенствованную версию БПЛА «Spectator». «Spectator-М1» оснащен новым тепловизором, более совершенной станцией управления, также имеет меньшую массу, благодаря чему может  находиться в воздухе дольше своего предшественника. Кроме того, «Spectator-М1» оснащен новой парашютной системой, благодаря которой скорость приземления составляет не более  до 3 м/с. Потолок БПАК – 3600 м, максимальная скорость – 120 км/ч, скорость при ведении разведки – 70 км/ч, продолжительность полета – более 2 ч., дальность полета – до 150 км. На вооружение украинской армии «Spectator-М1» был принят в июне 2019 г.

Несколько ранее, 21.01.2020, ОАО «Меридиан» им. С.П.Королева презентовало свой новый разведывательный БПЛА-квадрокоптер «Берегиня». По заявлению разработчика, масса карбоновой рамы БПЛА, которая изготовлена с помощью 3D-принтера, – до 2 кг, время полного развертывания комплекса при условии подготовки операторов − до 2 мин., замена аккумулятора − до 1 мин, 100 м высоты БПЛА набирает за 3 с, управляется в ручном режиме без ограничений при скорости ветра до 20 м/с (тропический шторм), оснащен цифровой и аналоговой камерами, защищенными каналами связи, а специализированное оборудование препятствует обнаружению оператора. Якобы разработан БПЛА по заявке Министерства обороны Украины, полученной в марте 2019 г.

Однако, по мнению Алексей Цебро, координатора аэрошколы Ассоциации Киево-Могилянской академии, БПЛА «Берегиня» мало чем отличается от китайских DJI Phantom, стоимость которых несравненно ниже. Кроме того, заявления разработчика о том, что рама БПЛА изготовлена из карбона на 3D-принтере, скорее всего, не соответствует действительности, так как хоть технологии карбоновой печати существуют, но принтеры очень дорогие и есть ли они у разработчика: «Я впервые слышу, что в Украине используют такие технологии». Это подтвердил и Павел Грозов, управляющий компанией «Спайтек», производящей БПЛА: «На сегодняшний день, насколько я знаю, технология печати из карбона действительно существует, но в Украине она недоступна. Потому что она очень дорогостоящая. Здесь, скорее всего, идет подмена понятий. То, что машина с углеткани – это возможно. Но то, что она напечатана из углерода, скорее всего, нет». Также оба эксперта сомневаются в заявленных возможностях БПЛА противостоять средствам РЭБ. По мнению Алексея Цебро, «Берегиня» слишком компактна для того, чтобы вместить в себе необходимую электронику, а по мнению Павла Грозова в «Берегине» использован «любительский подход» передачи данных. По его словам, военная техника должна работать исключительно на шифрованном цифровом сигнале, а на «Берегине» установлены аналоговые антенны. Кроме того, в официальном письме на запрос главы ОО «Антикоррупционный предпринимательский фронт» Игоря Егорова Министерство обороны опровергло информацию, что направляло ОАО «Меридиан» заказ на разработку БПЛА «Берегиня». В этой связи Игорь Егоров полагает, что «Укробронпром» выдает желаемое за действительное: «У концерна, судя по всему, вообще нет стратегии развития беспилотных аппаратов, а производство БПЛА двойного назначения с посредственными характеристиками выдается как инновационная разработка». С ним солидарен и  Алексей Цебро, который полагает, создание украинских БПЛА – это лазейка для отмывания бюджетных средств, поскольку соотношение цена/качество всегда неприемлемое: «Большинство наших беспилотников – это история разворовывания госбюджета. Эти аппараты лежат на складах и ими боятся пользоваться. Потому что они настолько дорогие, что в случае их потери и если комиссия установит, что была ошибка оператора, кому-то приходится компенсировать большие суммы. Поэтому сегодня масса примеров, когда ВСУ применяют качественные БПЛА, но те, которые поставляются неофициально».

Кстати, на UMEX-2020 ни ОАО «Меридиан» им. С.П. Королева, ни его разработки не были представлены.

Украинские БПЛА были представлены в павильоне ОАЭ, на стендах, предоставленных International Golden Group (IGG).

Компания UkrSpecSystems  представила БПЛА «малого» тактического класса People`s Drone PD-1, а также БПЛА Leleka-100.

Многофункциональный тактический БПЛА PD-1 оснащен 4-х тактным поршневым двигателем, вращающим толкающий винт. Для выполнения взлета и посадки в вертикальном режиме БПЛА оснащен четырьмя винтами, приводящимися в движение электродвигателями, размещенными на подкрыльевых балках. Его максимальная взлетная масса – 40 кг, масса полезной нагрузки – 10 кг, продолжительность полета – до 10 ч, радиус действия – 500 км. Во время выставки UMEX-2020 был заключен контракт на поставку PD-1 в ОАЭ и проведение технических работ.

БПЛА Leleka-100 создан по нормальной аэродинамической схеме с V-образным хвостовым оперением. Максимальная взлетная масса БПЛА – 5,5 кг, потолок – 1500 м, продолжительность полета – 2-2,5 ч, радиус действия – 100 км. Применяться Leleka-100 может для ведения разведки и наблюдения.

Также на стенде эмиратской группы IGG был представлен барражирующий боеприпас RAM киевской компании CDET. Его максимальная взлетная масса – 8 кг, продолжительность полета с боевой частью массой 4 кг – 30 мин., с 2,5 кг – 1 ч., радиус действия – 30 км. Оптикоэлектронная система высокого разрешения обеспечивает боеприпасу обнаружение цели, ее захват и наведение на цель.

После окончания UMEX-2020, 3 марта, стало известно об испытаниях еще одного украинского барражирующего боеприпаса – «Гром» ST-35 (Silent Thunder), разработчиком которого является киевское предприятие «Атлон Авиа». Запускается «Гром» с помощью мультиротора, затем, на определенной высоте, в автоматическом режиме, высвобождается, запускается его двигатель и он начинает управляемый полет к цели. Мультиротор при этом, выполнив функцию стартовой площадки, продолжает находиться в воздухе в качестве ретранслятора. Основные ТТХ боеприпаса «Гром» ST-35: крейсерская скорость – 120 км/ч, продолжительность полета – 60 мин, эффективная высота полета – 800-1200 м, взлетная масса – 10 кг, масса боевой части – 3,5 кг, вероятность поражения цели – 0,95, типы боевой части: термобарическая, кумулятивная, осколочно-фугасная. Расчет – 3 чел.

Для борьбы с БПЛА киевской компанией «Квертус», которая разрабатывает системы РЭБ и комплексной дезактивации БПЛА, в марте 2020 г. была презентована очередная, уже четвертая модификация «ружья» для нейтрализации БПЛА. «Ружье» выпускается в двух вариантах: первый – полицейский, для охраны общественного порядка; второй – военный, который имеет расширенный частотный диапазон, характерный для военных БПЛА. Он предназначен для использования в подразделениях ротного и взводных звеньев для защиты опорных пунктов, мест постоянной или временной дислокации.

Также в марте 2020 г. на вооружение подразделений Вооруженных сил Украины был принят комплекс «Нота», предназначенный для борьбы с БПЛА и противодействия средствам РЭБ и контрбатарейным радарам. Комплекс может обнаруживать БПЛА на расстоянии не менее 20 км, а оказывать им противодействие – на расстоянии не менее 15 км. Подготовку специалистов для «Ноты» осуществляет Житомирский военный институт.

Эстония

На UMEX-2020 были представлены два БПЛА эстонской компании Therod Systems Stream, причем оба – вертикального взлета-посадки. Первый БПЛА является модифицированной версией БПЛА самолетного типа. Его максимальная взлетная масса – 50 кг, размах крыла – 5 м, продолжительность полета – 5 ч., радиус действия – 150 км. БПЛА может быть оснащен гиростабилизированной оптико-электронной системой наблюдения собственной разработки компании Therod Systems. Причем, в ходе UMEX-2020 было подписано соглашение о поставке 16 таких БПЛА для эмиратской группы IGG.

Второй БПЛА – EOS C имеет максимальную взлетную масса – 13 кг, радиус действия при управлении по радиоканалу – 50 км, продолжительность полета – 2 ч.

Беларусь

На UMEX-2020 было представлено несколько образцов беларуской военной техники: станция радиопомех ОВЧ/УВЧ радиосвязи «Гроза», способная обнаруживать, пеленговать  и подавлять наземные линии связи на дальности до 40 км, а авиационные – до 200 км; станция РЭБ, предназначенная для защиты объектов от БПЛА, «Гроза-С», установленная на фургоне Ford Transit; твердотельная РЛС с кольцевой фазированной решеткой для обнаружения низколетящих целей «Роса»; мобильная трехкоординатная комбинированная твердотельная РЛС метрового и сантиметрового диапазонов «Восток-3D», способная эффективно обнаруживать воздушные объекты, изготовленные по технологии «стелс», а также малоразмерные цели с малой эффективной отражающей поверхностью; ЗРК ближнего действия «ТРИО»; модификация ЗСУ-23-4 «Шилка»; интегрированная система защиты береговой территории «Касатка».

Каких-либо БПЛА беларуского производства на  UMEX-2020 замечено не было. Может быть их не смогли вовремя доставить из Епипта, где с 19 по 20 февраля 2020 г., в рамках визита в эту страну Александра Лукашенко, проходила Международная выставка научно-технических разработок «Беларусь – Египет: партнерство, обращенное в будущее».

На выставке, кроме упоминавшихся выше РЛС «Восток-3D» и станции РЭБ «Гроза-С» были представлены, правда, уже хорошо известные, БПЛА «Бусел», а также комплексы «Мишень», «Ястреб» и «Буревестник МБ». В последний день выставки Беларусью и Египтом был подписан контракт на 1 млн долл на поставку в Египет и создание здесь производства указанных БПЛА и комплексов, а также на обучение специалистов.

Кроме участия в двух международных выставках, в феврале 2020 г. Госкомвоенпром  Беларуси презентовал две новые разработки ОАО «Конструкторское бюро Дисплей» –  ударные БПЛА «Квадро-1400» и «Барражирующая труба», которые были успешно апробированы на полигонах Вооруженных Сил в рамках подготовки операторов ударных БАК. На опубликованном видео – полеты на боевое применений БПЛА «Квадро-1400» с двумя гранатометами РПГ-26 «Аглень» и БПЛА «Барражирующая труба» с одним РПГ-26. По мнению представителей Госкомвоенпрома, данные БПЛА обладают лучшими ТТХ по сравнению с предыдущими моделями.

Кстати, в 2019 г. проводилась проверка прицельно-стрелкового комплекса украинского ударного БПЛА «Демон» с двумя имитационными гранатометами РПГ-22.

Леонид Спаткай, специально для Belarus Security Blog

Logo_руна