Вы прочитаете этот текст за 10 минут.
09.02.2016 в очередной раз появилась информация о планах приобретения для ВВС и войск ПВО Беларуси истребителей Су-30. Об этом, по сообщению БелТА, проинформировал журналистов командующий ВВС и войсками ПВО генерал-майор Олег Двигалев: «Мы планируем закупку к концу 2020 года. Пока тот боевой состав, который у нас есть, позволяет выполнять задачи по несению боевого дежурства и подготовке летчиков» белорусские летчики перейдут на новые самолеты (источник).
Пятью днями ранее, 04.02.2016, о планах обновления авиационного парка ВВС и войск ПВО Беларуси – приобретении транспортно-боевых вертолетов Ми-8МТВ-5, учебно-боевых самолетов Як-130, а также истребителей Су-30СМ, которые заменят собой истребители МиГ-29, имеющими почти 30-летний период эксплуатации, в интервью корреспонденту «СБ» сообщил заместитель министра обороны по вооружению генерал-майор Игорь Латенков. Причем, было отмечено, что хотя количество Су-30СМ будет несколько меньшим, однако «Суммарный потенциал Вооруженных Сил по авиации практически не изменится. Возможности же по уничтожению воздушных целей увеличатся, а боевые задачи за счет большего тактического радиуса можно будет выполнить с любого аэродрома страны». Причем, было отмечено, что уже достигнута предварительная договоренность с корпорацией «Иркут» на приобретение этих истребителей, а «на 558-м авиаремонтном заводе в Барановичах ремонт и сопровождение данного типа летательных аппаратов уже освоены» (источник).
Фактически, ничего нового заместитель министра обороны по вооружению не сообщил, т.к. о планах Беларуси приобрести в России новые вертолеты Ми-8МТВ-5 и учебно-боевые самолеты Як-130 информация появлялась регулярно. Причем, не только о планах, но и об их реализации. Так, 23.02.2015, во время проходившей в Объединенных Арабских Эмиратах международной военной выставки IDEX-2015, был заключен контракт о приобретении Беларусью 12 гражданских вертолетов МИ-17. Затем 08.11.2015, во время проходившей в этой же стране авиационной выставки Dubai Airshow-2015, состоялись переговоры руководства холдинга «Вертолеты России» с делегацией беларуского министерства обороны, на которых обсуждались вопросы выполнения контракта на поставку Беларуси 12 военно-транспортных вертолетов Ми-8МТВ-5 и поставки военно-транспортных вертолетов Ми-17В-5. Контракт же о поставке в Беларусь 12 военно-транспортных вертолетов Ми-8МТВ-5, шесть из которых должны были поступить в 2016 г., а еще шесть – в 2017 г., был заключен 16.06.2015, на проходившим Подмосковье международном военно-техническом форуме «Армия-2015».
Также в 2015 г. был заключен контракт о приобретении Беларусью учебно-боевых самолетов Як-130, четыре из которых были поставлены в этом же году, а поставка еще четырех ожидается в 2016 г. (источник).
А вот о реализации планов беларуского руководства пополнить боевой состав авиации ВВС и войск ПВО самолетами Су-30 пока ничего не известно, хотя об этих планах или, скорее, намерениях, информация периодически появляется на протяжении уже более пяти лет.
История вопроса
Пожалуй, впервые о намерении закупить российские истребители Су-30 или МиГ-35 председатель Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь Сергей Гурулев. Это было еще 04.05.2011.
Спустя четыре месяца, 16.09.2011 эту информацию подтвердила и уточнила московская газета «Коммерсант», сообщив, что Беларусь вскоре получит 18 самолетов Су-30К.
Затем о планах приобретения в России истребителей Су-30 и МиГ-35, причем уже не «или», а «и», а также учебно-боевых самолетов Як-130 – в целях подготовки летного и инженерно-технического состава для эксплуатации и обслуживания этих истребителей, информация появилась в конце августа 2012 г. в связи с планируемым выводом из боевого состава ВВС и войск ПВО Беларуси всех Су-27.
Вскоре, 21.09.2012, по информации агентства «БелТА», А.Лукашенко по итогам встречи 15.09.2012 со своим российским коллегой В.Путиным сделал заявление, что «по военно-воздушным силам оговаривали много вопросов; я попросил поддержки и ее получил. В ближайшее время мы получим современные самолеты».
Под этими «современными самолетами», очевидно, подразумевались 18 российских истребителей Су-30К, которые в это время находились в Беларуси на территории Барановичского 558-го Авиаремонтного завода. Эти истребители по контракту от 30.11.1996 на 40 истребителей общей стоимостью 1,8 млрд. долл., были поставлены Россией в Индию двумя партиями (8 – в 1997 г. и 10 – в 1999 г.) вместо тогда еще не готовых Су-30МКИ с условием их возврата производителю – авиакорпорации «Иркут» после поставки Индии всех оговоренных контрактом Су-30МКИ с оплатой разницы их стоимости. Причем эти Су-30К были не новыми самолетами, а отремонтированными и немного модернизированными Су-27УБ из состава ВВС России. В отличие от условий контракта с Индией, они были укомплектованы только российским оборудованием, а вся их модернизация заключалась в установке системы заправки топливом в воздухе. Кроме того, эти самолеты не были многофункциональными, т.е. фактически не были способными к применению по наземным целям, например, не могли применять УР класса «воздух-поверхность» или КАБы.
Контракт на поставку Индии Су-30МКИ Россией был выполнен только в 2007-2009 гг., после чего все Су-30К были доставлены из Индии в Беларусь и размещены на территории 558-го Авиационного ремонтного завода. По одной версии – для ремонта и модернизации до варианта Су-30КН, по другой – во избежание уплаты НДС при ввозе в Россию.
Несмотря на появившуюся информацию, что Беларусь может стать обладательницей модернизированных Су-30КН, сразу же по прибытии Су-30К в Барановичи их собственник – авиакорпорация «Иркут», а также «Рособоронэкспорт» приступили к поиску покупателя. Причем, «Рособоронэкспорт» не рассматривал даже возможности продажи истребителей в страны ближнего зарубежья, так как в этом случае лишался бы своих законных посреднических процентов. О безвозмездной же передаче истребителей кому бы то ни было, вообще не могло быть и речи, т.к. авиакорпорация «Иркут» намеревалась получить за эти 18 самолетов, по разным источникам, от 270 до 360 млн. долл.
На такое привлекательное ценовое предложение первым откликнулся Вьетнам, приобретавший до этого у России, как правило, новые самолеты. И в середине мая 2012 г. на 558-м Авиаремонтном заводе побывала вьетнамская делегация, которой после осмотра Су-30К представители «Рособоронэкспорта» предложили начать предконтрактную работу. Однако никаких официальных комментариев по этому поводу ни от «Рособоронэкспорта», ни от 558-го Авиаремонтного завода, ни от авиакорпорации «Иркут» не последовало, а в середине августа 2013 г. стало известно, что Вьетнам заключил контракт на приобретение 12 новых истребителей Су-30МК2.
Никаких официальных комментариев ни от «Рособоронэкспорта», ни от авиакорпорации «Иркут», ни даже от родного Министерства обороны не последовало и после заявления А.Лукашенко 21.09.2012. Но вскоре, в октябре 2012 г. директор Федеральной службы России по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин заявил, что «Россия вместе с Беларусью продолжает поиск покупателя на партию истребителей Су-30, перебазированных из Индии в Беларусь».
Однако, очевидно, надежда получить эти Су-30К у руководства Беларуси сохранялась, тем более, что 558-й Авиаремонтный завод имел к тому времени большой опыт работы с Су-27, ведь он еще в 1989 г. первым в СССР освоил их ремонт. Впоследствии на заводе освоили и модернизацию Су-27, например в 2012-2013 гг. здесь была осуществлена модернизация нескольких истребителей Су-27 Сил воздушной обороны Казахстана. Таким образом, на заводе вполне могла быть выполнена и модернизация «индийских» Су-30К, которые фактически были Су-27УБ уровня Су-27УБМ2. В этом варианте вооружение истребителя составляли УР класса «воздух-воздух» (Р-27ЭР (Р-27Р), Р-27ЭТ (Р-27Т), Р-73 (Р-73Л) и РВВ-АЕ), УР «воздух-поверхность» (Х-25МЛ, Х-29Т, Х-29Л, Х-31А и Х-31Р), авиабомбы с лазерным наведением и с телевизионно-командной системой наведения (КАБ-500Л и КАБ-1500Л, КАБ-500Кр и КАБ-1500Кр), неуправляемые авиабомбы калибром до 500 кг, универсальные контейнеры малогабаритных грузов (КМГУ), а также неуправляемые ракеты типа С-8, С-13 и С-25. Также истребитель имел беларуский комплект постановки помех X-диапазона, израильскую контейнерную оптико-электронную прицельную систему Litening фирмы Rafael, российскую модернизированную БРЛС Н001, усовершенствованные системы навигации, получения и передачи информации о наземных и воздушных целях на другие самолеты, наземные станции и центры управления.
Таким образом, Су-30К был вполне современным самолетом, не уступающим по многим показателям некоторым другим вариантам Су-30, о которых будет рассказано чуть ниже.
Тем не менее, поиск покупателей на них длился долго и периодически появлялась информация о поставках их различные страны. Например, в июне 2013 г. заместитель генерального директора «Рособоронэкспорта» Александр Михеев сообщил, что ведутся консультации о возможности модернизации этих истребителей с целью поставки Эфиопии. Затем, в октябре 2013 г. директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин и глава «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин в составе российской правительственной делегации посетили Анголу, где провели переговоры о поставке этих истребителей в эту страну. В итоге в ноябре 2013 г. топ-менеджер «Рособоронэкспорта» Михаил Завалий заявил, что 12 из 18 Су-30К будут поставлены «южноафриканской стране» в ближайшее время, а еще 6 – позднее.
После этого о готовности провести на 558-м Авиаремонтном заводе глубокую модернизацию собственных, но выведенных из боевого состава ВВС и войск ПВО Беларуси Су-27, с установкой на них современных авионики, средств поражения воздушных и наземных целей, а также средств защиты, 31.01.2014 г. сообщил журналистам Председатель Государственного военно-промышленного комитета Беларуси Сергей Гурулев. По его информации, решение о модернизации должно было быть принято министром обороны после доклада президенту.
Однако до августа 2014 г. о судьбе Су-27 ничего не было известно. Только в конце августа 2014 г. министр обороны генерал-лейтенант Юрий Жадобин сообщил, что решение о дальнейшей судьбе Су-27, которые находились в эксплуатации более 25 лет, будет принято до конца 2014 г. – либо их будут выставляться на продажу, либо ремонтировать и модернизировать. Причем министр обороны обратил внимание, что самолеты пока не сняты с вооружения, а лишь прекращена их эксплуатация.
Затем об этих Су-27, как и о планах оснащения авиации беларуских ВВС и войск ПВО самолетами Су-30 больше года никто не вспоминал. Затем 20.10.2015 командующий ВВС и войсками ПВО Беларуси генерал-майор Олег Двигалев на встрече с журналистами заявил, что для замены Миг-29 министерство обороны Беларуси планирует приобрести Су-30, однако речь шла уже о Су-30СМ, выпускающихся для ВКС России, причем срок поставки был назван весьма отдаленный: «Авиапарк истребителей Миг-29 стареет, их нужно менять. В качестве альтернативы рассматриваются истребители Су-30СМ, но это перспектива после 2020 года» (источник).
Затем, 09.02.2016, генерал-майор Олег Двигалев назвал более близкий срок реализации планов приобретения Су-30СМ: «Мы планируем закупку к концу 2020 года» (источник).
Продолжение следует.
Леонид Спаткай, специально для Belarus Security Blog.
Другие материалы по теме:
Будут ли беларуские Су-30 в беларуском небе? Продолжение
![Logo_руна](https://bsblog.info/wp-content/uploads/2012/09/Logo_руна1-e1347302446831.jpg)