Вы прочитаете этот материал за 4 минуты
История, которая многим не понравится. Но как есть…
Пожалуй, ни один западный политик не подвергается такой резкой критике за свою политику в отношении Украины как германский канцлер Олаф Шольц. В первую очередь неудовольствие вызывает его позиция по вопросам передачи Киеву тяжёлого вооружения. Которую он блокирует.
В поисках объяснения позиции канцлера наблюдатели скатываются в конспирологию. Намекая на возможное наличие компромата на него у российских спецслужб. Либо же на то, что Берлин боится возможной военной победы Украины над Россией, т.к. это запустит процесс переформатирования системы безопасности в регионе и приведёт к девальвации значения Германия в международных отношениях.
На самом деле причины поведения О. Шольца скорее прагматические и малоприятные для Украины.
Причина первая: война далеко
В Берлине значительная часть политического истеблишмента продолжает рассматривать российское вторжение в Украину как острый региональный кризис, но не угрозу для безопасности Германии. Дыхание войны тут чувствуется в гораздо меньшей степени, чем в Вильнюсе, Варшаве или Братиславе.
В случае же поставки тяжёлого вооружения часть немецких чиновников и политиков опасаются эскалации конфликта и его расширения на новых участников. Подобные опасения представляются преувеличенными, но они влияют на поведение германских руководителей.
Причина вторая: проблемы эксплуатации
Украинские военные действительно быстро осваивают новые системы вооружения, которые передают им партнёры. И уже способны их применять, хотя и недостаточно эффективно. Но это издержки ускоренной подготовки личного состава. И он пройдут по мере накопления практического опыта и работы иностранных военных советников.
Однако, есть серьёзные проблемы с обслуживанием этой техники. Даже в условиях мирного времени переход на западные образцы вооружения очень непростой и длительный процесс. Который требует более высокой технической культуры, чем старая советская техника. В условиях войны эта задача усложняется многократно.
Не очень принято обсуждать публично, но далёко не вся техника, которую Украина получает в виде помощи, обслуживается должным образом.
Именно по этой причине германские чиновники скептически относятся к идее передачи ВСУ тяжёлой техники западных образцов, продвигая идею «карусельных» поставок. То есть встречных поставок немецкой техники из наличия Бундесвера союзникам по НАТО в обмен на имеющуюся у них советскую, которую они передадут Украине. По логике, эта схема позволяет получить ВСУ вооружение знакомых образцов, под эксплуатацию которых имеется необходимая инфраструктура. Европейские союзники по НАТО получают немецкую технику, на спокойное освоение которой у них имеется достаточное количество времени.
Но надо понимать, что и запасы техники у Бундесвера не бесконечны. И состояние ее далеко от идеального. Поэтому уже есть проблемы со способностью Германии вести паритетный обмен светской техники на свою.
Причина третья: подозрения в коррупции
Немцы опасаются, что западная техника, особенно современная, может попасть в руки России в результате коррумпирования русскими военнослужащих ВСУ. Эти опасения активно поддерживаются российской пропагандой, которая утверждает, что подобные случаи уже имели место.
Надо понимать, что утрата военной техники и вооружения в ходе ведения боевых действий не является чем-то из ряда вон выходящим.
Проблема в том, что у германского правительства есть информация о нескольких случаях попадания к русским западного вооружения, которые, как считают немцы, стали возможными именно из-за коррупции в рядах украинской армии. Возможно, что в данном случае имела место дезинформация с российской стороны с целью дискредитации украинской и затруднения поставок современных вооружений в Украину. Но это тот случай, когда важно как это выглядит, а не как было на самом деле.
В данном случае Киеву следовало бы более активно работать напрямую с немцами по вопросам, которые вызывают опасения в Берлине. А не заниматься огульным критиканством, переходящим в личные оскорбления.
Причина четвертая: отсутствие надлежащего контроля
Ранее при поставках американского вооружения у США уже возникали вопросы оптимальности его распределения по подразделениям ВСУ. Было много историй, когда подразделения находящиеся в тыловой зоне получали новое вооружение в приоритетном порядке. В то время как на фронте ощущался его дефицит. Именно поэтому Вашингтон предпринимает энергичные усилия по созданию системы контроля за распределением, применением и эксплуатацией передаваемого американцами Украине вооружения.
Германия хотела бы иметь аналогичную систему контроля, гарантирующую, что оружие будет использовано с наибольшим эффектом и эксплуатироваться надлежащим образом.
К сожалению, Киев в данном вопросе не идёт навстречу по неясным причинам. Что лишь усиливает подозрения в наличии неких коррупционных схем вокруг оружейных поставок.
Эта история имеет комплексную природу, и касается не только вооружения, но и европейской финансовой помощи Украине. Евросоюз хотел бы иметь возможность отслеживать использование собственных средств для минимизации возможных злоупотреблений в Украине. А речь идет о нескольких миллиардах долларов ежемесячно.
Однако, и в данном случае украинская сторона противится этому. Что создаёт лишь дополнительные почву для сомнений у европейцев вообще и немцев в частности.
Можно конечно и дальше обзывать О. Шольца и размещать в социальных сетях фото с подтекстом. Но это не добавит в Берлине желания расширять военную помощь Украине. И не только военную: Германия остаётся одним из крупнейших финансовых доноров Украины. А для войны нужны в первую очередь деньги, и лишь затем – оружие.
