Вы прочитаете этот материал за 9 минут
Представляем вашему вниманию выжимки из пособия И.А. Мочалиной «Некоторые вопросы организации и тактики действий незаконных вооруженных формирований Чеченской Республики», находившейся в то время в составе группировки федеральных войск, действовавшей в Дагестане в 1999 году. Относительно противостоявшим федеральным войскам России вооруженным формированиям мы будем использовать термин «инсургенты», как нейтральный и лишенный как негативной («боевики»), так и позитивной («повстанцы») коннотации. Полагаем, данная тема будет интересна беларускому читателю в связи с обострением ситуации в Балто-Черноморском регионе.
Основополагающими принципами тактики действий инсургентов являются внезапность, решительность, дерзость и кратковременность налетов.
Важнейшим фактором, определяющим специфику действий инсургентов, является проведение систематических «беспокоящих» действий, которые вынуждают войска прибегать к оборонительной тактике. Более того, они создают впечатление о способности инсургентов наносить удары в любом месте, подчас совсем неожиданном. «Изматывающие» операции составляют основу тактики действий инсургентов, стремившихся, как правило, уклониться от прямого столкновения с крупными силами федеральных войск. В основе их действий в данном случае лежит упреждение в открытии огня, который ведется метко и преимущественно с коротких дистанций.
Вооружение и организация инсургентов
Вооружённое формирование— это крупное военизированное соединение, руководимое авторитетным лидером, созданное для силовой защиты интересов. Вооруженное формирование, как правило, включает представителей одного или нескольких родственных тейпов (джамаатов).
Вооруженное формирование организационно состоит из командира (командующего), штаба и двух группировок (на период боевых действий до 500 чел. каждая).
Группировки в свою очередь подразделяются на боевую, предназначенную для непосредственного проведения операции в указанном районе, и резервную и предназначенную для наращивания усилий и плановой (как правило, через неделю) замены воюющих инсургентов.
Группировка делится на пять-шесть отрядов (по 100 чел. и более), которыми руководят амиры (полевые командиры). Отряд, как правило, состоит из трех групп по 30 человек.
Первая — центральная группа (до 100 чел.), которая постоянно находится с амиром в боевом состоянии и не имеет постоянного места дислокации.
Вторая группа (количество зависит от размера территории и может составлять до 20 чел.) находится в населенном пункте. Эта группа подчиняется, контролируется и имеет связь только с амиром. Члены группы прошли обучение в специальном учебном центре и специализируются на минировании, снайперской стрельбе и диверсионно-разведывательной деятельности. Инсургенты второй группы глубоко законспирированы и занимаются легальной общественной деятельностью.
Третья группа — группа «помощников». Это единомышленники и сторонники амира, проживающие у себя дома. С целью экономии финансовых средств эта группа не находится постоянно с отрядом. В случае приказа амира они являются к нему и выполняют задание, затем снова возвращаются домой и занимаются обычным делом или действуют самостоятельно с согласия амира.
Таким образом, центральная группа является основным формированием отряда и состоит из трех взводов по три отделения в каждом. На вооружении группы имеется только легкое в переноске оружие, так как она постоянно находится в движении, совершает нападение и уходит. Время место и цель нападения назначаются амиром.
Вооружение и экипировка отделения: Радиостанции-2шт., бинокли-2шт., карта местности -2 шт., патроны 7.62 мм к ПК-1000-1300 шт., 5.45 мм — 500–600 шт., 4 шт. РПГ-18 «МУХА»; каждый инсургент имеет флягу для воды, запасную одежду, плащ-накидку, спальный мешок, лекарства, сухой паек на 7 суток
Особенности проведения операций
Разведка маршрутов выхода и захват подступов к населенным пунктам проводилась в ночное время головными дозорами по 5–8 человек (пулеметчики 1–2, гранатометчики 2–3). После подхода к населенным пунктам и занятия крайних домов или хозяйственных построек, головными дозорами организовывалось наблюдение, затем, если нет опасности, отдавалась команда на действия передовых отрядов. Передовые отряды, как правило, захватывали населенный пункт с двух направлений.
После разоружения работников милиции проводили идеологическую обработку населения, направленную на убеждение жителей, что инсургенты только ведут борьбу за веру среди «неверных». Одновременно, проводились мероприятия по организации системы наблюдения, связи и инженерному оборудованию местности. При этом для оборудования блиндажей, укрытий для инсургентов и техники, складов боеприпасов использовались местные жители.
После полного захвата населенных пунктов и частичного их инженерного оборудования, в ночное время, на автотранспорте (КАМАЗ, УАЗ, УРАЛ и легковые автомобили) с использованием средств светомаскировки, осуществлялся выход основных сил инсургентов.
Для размещения основных сил инсургенты занимали подходящие дома местных жителей (выгодные в отношении расположения), здания больниц, школ, предприятий. Жители занятых домов выгонялись под угрозой авиаударов и налетов артиллерии со стороны федеральных сил.
Классические приемы действий
Захват господствующих высот, перевалов, выгодных маршрутов и размещение там огневых средств. Для ведения огня широко использовались закрытые огневые позиции, пещеры и подвалы домов в населенных пунктах.
Зенитные установки размещались, как правило, на господствующих высотах, однако огонь на поражение открывался после выхода цели на минимальное расстояние. Широко применялось минирование местности.
Применение небольших групп состоящих из минометного расчета, гранатометчика и пары снайперов. Стрельба снайперов проводилась под прикрытием звука минометных и гранатометных выстрелов из пещер или других укрытий.
Повторяя опыт боевых действий в Чечне, была организованна строгая ротация инсургентов. Замена уже воевавших на свежих осуществлялась из резервной группировки, отход проводился по команде на автомобилях в Чечню на заранее подготовленные базы отдыха.
Для осуществления отхода инсургенты использовали небольшие группы прикрытия (1–2 минометных расчета, 2 расчета крупнокалиберных пулеметов, 2 снайпера, 2 гранатометчика, 1–2 расчета АГС-17).
Велась видеосъемка боевых действий, особенно когда ситуация развивалась благоприятно для инсургентов, видеоматериалы затем использовались для поднятия боевого духа (нанесение показательных ударов по вертолетам).
До начала боевых действий в Дагестане инсургенты в качестве одного из способов доставки вооружения использовали завоз большегрузным автотранспортом навоза для весенне-полевых работ. Оружие и боеприпасы, как правило, в герметичной упаковке засыпались навозом, что предотвращало досмотр данных машин на КПП и блокпостах федералами.
Наиболее эффективны действия на мобильных огневых средствах. На автомобили типа УАЗ, ДЖИП устанавливаются минометы, ЗУ, КПВТ, ДШК, АГС, секции реактивных установок. Ночью передвигаются с использованием на автомобилях «шведских очков», «квакеров», не включая фар. Огонь ведется с временных огневых позиций (5–6 выстрелов), затем местоположение быстро меняется.
Дозорные при ведении разведки используют лошадей, что значительно увеличивает их маневренность, Разведчики при выполнении задач часто маскируются под беженцев или пастухов, действуя по 1–2 человека. В ходе устройства засад практикуют тщательную маскировку, пропускают противника через себя, после чего открывают огонь с тыла и флангов.
В первые минуты боя снайперами выбивают командный состав и наиболее активных солдат и сержантов, пытаясь посеять панику.
Спокойно и дерзко используют беспечность российских военнослужащих, пользуясь тем, что в их расположениях всегда был «проходной двор». За мелкое вознаграждение (сигареты, пиво) можно было получить необходимую информацию.
Организация засад
Широко используются традиционные для тактики партизан засадные действия, нападения на блокпосты, подразделения на марше, объекты обеспечения и коммуникации. Засады устраиваются в ущельях, сужениях дорог. В зависимости от целей нападения, засады в ряде случаев действуют избирательно, пропуская разведку, охранение и совершают внезапное огневое нападение на основные силы войск, главным образом на пункты управления на марше, тыловые подразделения. При этом инсургенты в ходе боев в Дагестане перешли, в основном, к ночным действиям и действиям в условиях ограниченной видимости, особенно активно — в ненастную погоду.
Обращает на себя внимание тактика действий группами, включающими в себя снайпера, гранатометчика и автоматчика. Расположившись рассредоточено, группа огнем автоматчика намеренно вызывает ответную реакцию войск. Снайпер при этом располагается на удаление 400–600 м от предполагаемых целей. Объектами уничтожения для мелких групп и инсургентов -одиночек являются одиночные транспортные средства и военнослужащие российских войск (в первую очередь офицеры). Как и снайперы, последние стремятся действовать наверняка и в первую очередь поражали военнослужащих без бронежилетов. По своей сути, тактика действий инсургентов при проведении засадных действий состоит в коротком огневом налете из засады и отходе в безопасное место (ударил — убежал).
Организация нападения на пост
Первый способ — группа делится на три части. Гранатометчик и пулеметчик занимают постоянную позицию в 50 метрах от поста, автоматчики скрытно подходят как можно ближе к посту. Бой начинает гранатометчик, а затем пулеметчик и гранатометчик ведут беспрерывный прицельный огонь по посту. В это время начинают продвижение к посту. В начале две фланговые группы занимают позиции в ближайших укрытиях и открывают огонь, а центральная группа перебежками выдвигается вперед них на 15–20 м, залегает и открывает огонь. В дальнейшем фланговые группы устремляются вперед и так пока они не достигнут поста.
Второй способ нападения такой же, как и первый, но при этом способе нападения автоматчики передвигаются в наступление через одного (один передвигается — другой прикрывает). При этом надо помнить, что нападать на пост, который рядом с твоим селом нельзя. Необходимо выйти из села с другой стороны, обойти населенный пункт, а затем осуществлять нападение на пост.
Связь
Системы связи инсургентов строилась на основе стационарных и подвижных средств радиосвязи. Для этого использовались в основном переносные радиостанции старого парка Р-105М (Р-109), широко применялась также сеть любительских радиостанций, кроме того, в наличие у инсургентов имелось некоторое количество радиостанций иностранного производства («моторола» и др.).
Командованием группировки федеральных войск был учтен опыт чеченской кампании, в ходе которой имели факты вхождения боевиков в связь на частотах российских соединений и частей, попытки передачи ими ложных сообщений и команд, в частности, на нанесение ударов по определенным объектам (районам), где находились войска. В Дагестане подобные попытки пересекались средствами радиоэлектронного подавления.
На вооружении отрядов инсургентов в Дагестане имелись и средства ПВО (ЗУ-23, ЗПУ, ПЗРК), в том числе иностранного производства, которые были распределены по отрядам и группам. Для борьбы в первую очередь с вертолетами использовалось стрелковое оружие и даже противотанковые гранатометы. В целях повышения живучести огневых средств партизаны располагали их в населенных пунктах, вблизи жилых домов, во дворах, сараях и хорошо маскировали.
Полевые командиры, как правило, хорошо подготовлены, обучены, обладают высокой решительностью до конца отстаивать интересы своего дела, усиливаемой твердой, порой даже жестокой дисциплиной. В то же время не все рядовые инсургенты обладают этими качествами и гораздо легче поддаются панике, особенно в условиях неблагоприятно складывающейся для них обстановке.
