COVID-19 показал недоверие беларусов властям

602

Вы прочитаете этот материал за 9 минут

Одним из главных фактов, которые уже продемонстрировала пандемия китайского коронавируса, является кризис доверия властям со стороны беларуского общества. Проявляется он как в постоянных утечках информации из государственных учреждений в независимые СМИ, так и в поведении людей, которые сами ограничивают свою активность и занимаются организацией помощи медикам и уязвимым категориям населения. Хотя паники удаётся избежать, очевидно, что граждане страны сами ищут как необходимую информацию, так и возможности по борьбе с пандемией и её последствиями.

Лукашенко публично признал кризис доверия власти

Этот кризис стал настолько явным, что о нём был вынужден публично говорить сам руководитель государства на встрече с экс-главой своей администрации Натальей Качановой: «У нас же такое недоверие власти! Мол власть нас обманывает. Ну слушайте, мне-то зачем кого-то обманывать? Я что, этот вирус создал, чтобы что-то тут спрятать и людям не показывать? Я ж его не создавал!»

Вообще, для понимания ситуации стоит подробнее остановиться на стратегии коммуникации непосредственно руководителя государства. Хотя сложно назвать это именно стратегией – скорее, это набор тактических ходов, которые время от времени приводят к не самым лучшим результатам. И сейчас как раз такой случай. В данной «стратегии» стоит выделить два основных момента.

Первый. Лукашенко с завидной настырностью продолжает гнуть линию «мужика от сохи». Советы про лечение коронавируса трактором, баней и водкой – как раз работа на целевую аудиторию, человека в регионах (особенно мужчину), который склонен не доверять врачам, наплевательски относиться к собственному здоровью, использовать алкоголь для «лечения» от тех или иных недугов, а также надеяться на авось и крепость своего иммунитета.

Данное поведение стало поводом для новостей за рубежом: о «тракторотерапии» на фоне отсутствия в Беларуси жёстких мер по предотвращению распространения нового коронавируса написали издания от российского Life до британской Daily Mail. И если для русскоязычного читателя такая ситуация стала поводом для шуток про «колхозного батьку», на Западе это было воспринято примерно как «сумасшедший диктатор собрался угробить население собственного государства».

Не исключено, что подобная риторика и политика властей Беларуси может иметь далеко идущие негативные последствия, когда представители западных стран просто сочтут разумным лишний раз не связываться с токсичным во всех смыслах государством, где во время пандемии игнорируются рекомендации международных организаций и просто здравый смысл.

«Умер – сам виноват!»

Второй важный момент – Лукашенко впервые за долгое время, если вообще не за весь свой период правления, в своих заявлениях стал обвинять в проблемах не конкретных чиновников или какие-либо враждебные силы (иностранных агентов, независимые СМИ, националистическое подполье – нужное подчеркнуть), а самих беларусов.

Так, высказывание о смерти заслуженного артиста Республики Беларусь, актёра Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа Виктора Дашкевича вообще оказалось за гранью понимания: “Ну мы же просили (ему завтра 80 лет будет)… Чего ты ходишь по этой улице, а тем более работаешь?”

Похожим образом руководитель страны высказался и о ещё одном умершем от коронавируса в Витебске: “Шерстнёв вчера мне доложил, последний случай у него был. Я спрашиваю: “Почему умер?” “Александр Григорьевич, а как можно жить: 135 килограммов весом, сердце почти не работает, целый букет болезней”. Вирус атакует слабых, у которых нет иммунитета. А ему за 70 лет.”

Далее последовало совсем уже вирусное «в Беларуси ни один человек не умер от коронавируса».

Такие высказывания вызывают исключительно негативную реакцию. Во-первых, в теперешней Беларуси сложно найти абсолютно здорового человека. Об этом свидетельствует, например, постоянное смягчение критериев физической формы и здоровья для годности к прохождению воинской службы. И здесь мы говорим о теоретически самой здоровой части беларуского населения – молодых людях в возрасте до 27 лет. Стоит ли упоминать факт, что и без коронавируса в среднем беларуские мужчины живут на пенсии не более 4 лет (до 67 лет)?

Во-вторых, данные высказывания мгновенно разлетаются по интернету в виде мемов, которые работают на ухудшение имиджа главы Беларуси. Так, высказывания Лукашенко о первых жертвах коронавируса породили целый флешмоб под названием #прашчальнаесловапрэзидзента – пользователи соцсетей в свойственной руководителю Беларуси манере описывали его публичное высказывание по поводу их (пользователей) возможной смерти от коронавируса.

Ещё интереснее стало, когда руководитель страны стал рассуждать о возможном введении карантинных мер: «Скажите, как там на удаленке доить коров или выходной объявить? Это нереально. А кто-то будет сидеть дома без работы, и им зарплату сохранять. Это что, справедливо? Мы раскалываем общество. Этого делать нельзя. Поэтому мы никому ничего не запрещаем, ни над кем не довлеем. Но как государство делаем все, чтобы людей защитить. И не только в этом году. Так было всегда»

То есть получается так: «Вы, если хотите, сидите дома, мы никаких карантинов объявлять не будем». Сидишь дома и теряешь в финансовом плане? — А надо было на работу ходить! Ходил на работу, заболел и умер? — Так а надо было дома сидеть! Такая риторика означает полное снятие с себя ответственности за происходящее.

А 23 апреля руководитель Беларуси обвинил в непрофессиональном отношении к своим обязанностям врачей. То есть тех, кому прямо сейчас сочувствует вся страна. И кому собирают помощь. «Мы начинали эту борьбу только силами Министерства здравоохранения. И с некоторой такой расслабленности наших врачей. Я бы сказал, что в отдельных случаях расхлябанности. И это привело к тому, что мы получили эту заразу у нескольких десятков врачей. Зашла, заразилась, понесла заразу в общество. Не должно быть расхлябанности. Соберитесь там, где нужно собраться», — заявил Лукашенко.

Из этой фразы следует, что виноваты не ответственные чиновники, провалившие этап подготовки к борьбе с коронавирусом в Беларуси (когда уже было известно о необходимости обеспечения системы здравоохранения определёнными материалами исходя из опыта других стран), а медицинские работники, вынужденные выполнять свои обязанности без необходимых средств защиты в виду их отсутствия. Исходя их этой логики следует думать, что вся ответственность за последствия пандемии в стране может быть переброшена на медицинских работников различных рангов.

Режим уже не может контролировать информационное поле

Беларуское общество восприняло подобные месседжи руководителя страны как чёткий посыл: «Умер? Сам виноват!». Стало понятно, что государство не будет особо переживать из-за растущей смертности населения. А сделает всё, чтобы об этом узнало как можно меньше людей. О запретах врачам сообщать журналистам данные о коронавирусе рассказали, наверное, все независимые беларуские СМИ. А когда докторов начинают беспокоить из прокуратуры по поводу получения ими помощи от волонтёров (уже известно о подобных случаях) с целью установить законность такой помощи, возникают вполне обоснованные вопросы к адекватности прокурорских чиновников.

Ситуацию ухудшает и тот факт, что Министерство здравоохранения фактически отказалось от публикации полных и открытых данных о распространении COVID-19 в стране, публикуя только отрывочные сведения, которые сравнивают с ребусами и которые тоже уже стали мемом. С учётом исключительно нетактичных и бессмысленных публикаций в официальном телеграм-канале Минздрава, а также распространении вызывающей сомнения (и часто опровергаемой экспертами) информации относительно распространения китайского коронавируса государственными структурами, ни о каком доверии беларусов государственным институтам и быть не может.

Затем к запретам на передачу информации в СМИ подключили сотрудников и других государственных учреждений. Однако это никак не повлияло на появление всё новых подробностей о ситуации с COVID-19 в стране. Информация передаётся анонимно через телеграм-каналы, которые и являются на данный момент главными источниками сведений о действиях властей в отношении пандемии. Это ещё одно свидетельство уровня доверия к государственным институтам в Беларуси.

Страна фактически оказалась в ситуации, когда население получает информацию о распространении коронавируса или через независимые СМИ, или через слухи и информацию от близких, а в худшем случае вообще через вирусные фейковые сообщения в мессенджерах и социальных сетях, в которых призывают употреблять соду, лимоны, имбирь и т.д. Такое положение как подрывает и без того не самый лучший имидж действующей власти, так и даёт почву для манипуляций общественным мнением внешним силам, в первую очередь Российской Федерации.

К примеру, по данным исследований iSans, в российских медиа (как традиционных, так и нового типа – каналах в мессенджерах, группах в соцсетях и т.д.) уже сложился имидж действующего режима в Беларуси как неэффективного и напрямую угрожающего здоровью простых беларусов своим бездействием. На этом фоне ситуация в РФ показывается как полностью контролируемая, а действия лично Владимира Путина — как абсолютно адекватные и сбалансированные.

А тут ещё и массированная информационная обработка на тему помощи РФ Италии – прямо героический эпос о подвигах славных российских военных медиков, которым в ноги кланяются благодарные итальянцы, исполняя при этом государственный гимн Российской Федерации.

Выводы

«Сейчас коронавирус стал политикой. Все смотрят, за что бы укусить Лукашенко, Беларусь – они выбились из строя» — заявил руководитель страны. Здесь Лукашенко прав практически во всём. Что правда, коронавирус пока ещё не полностью стал политикой. На данный момент недовольство населения бездействием властей и их провальной коммуникационной политикой не переросло в политическое напряжение. Но с учётом ухудшения ситуации в экономике на фоне ещё предстоящего пика заболеваемости в Беларуси такое перерастание может произойти стремительно.

Ну а что «Лукашенко и Беларусь выбилась из строя». Главная проблема заключается не в том, что в Беларуси не принимается таких же мер, как в других странах Европы, а в том, что государство во многих аспектах самоустранилось от решения проблемы и отказалось от какой-либо ответственности за происходящее и его последствия, о чём открыто сообщило населению страны.

Такая риторика властей вкупе с недостаточным информированием населения о происходящем, а также половинчатыми, по мнению экспертов, мерами по борьбе с пандемией, может привести к дальнейшему падению доверия действующему режиму и росту протестных настроений. Особенно на фоне неблагоприятных прогнозов для национальной экономики.

Другие материалы по теме:

Рядовые силовики оказались тоже без средств защиты

Эпидемия Covid-19 потребует пересмотра структуры материальных резервов

Covid-19 в Беларуси: странности подсчетов

COVID-2019 в Беларуси: дефицит доверия

Что же случилось в Ухане?

Covid-19 в Беларуси: провал коммуникации

Logo_руна