Вы прочитаете этот материал за 8 минут
Эпидемия коронавируса, захлестнувшая мир, дает уникальный шанс наблюдать в режиме реального времени способность и готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации беларуской системы государственного управления. И сделать некоторые выводы на этот счет.
С момента начала эпидемии основным ведомством, ответственным за реагирование и координацию действий по этой части, в Беларуси является Министерство здравоохранения. Оно не только организует меры санитарного и медицинского характера, но выступает основным коммуникатором со стороны властей относительно пандемии. К сожалению, в данной части приходится констатировать ряд недостатков. Не всегда по вине Минздрава.
Неадекватность, неоперативность, нелогичность и неполнота – это основные проблемы в коммуникативной тактике властей с общественностью.
Неполнота. Минздрав изначально ограничился только информированием относительно текущего положения дел в части выявленной картины пандемии в Беларуси. И всё.
Между тем, запрос общества гораздо шире. Есть желание понимать с чем столкнулось человечество, какие могут быть перспективы развития ситуации, как продвигается научное исследование китайского коронавируса и способов его лечения/вакцинации. Иноязычной информации на этот счет много. Но она в значительной степени противоречива. Большинство беларусов не владеет в достаточной мере даже русской терминологией, чтобы корректно воспринять, например, англоязычный специализированый текст на этот счет. Посему люди ориентируются на материалы, которые доступны для понимания исходя из уровня владения иностранным языком, зачастую написаны далекими от темы обозревателями, наиболее алармистские в силу тревожности общего фона.
Кроме того, Минздрав не сообщает относительно тех способов, препаратов лечения, которые применяются в настоящее время в Беларуси. И не объясняет почему были избраны именно эти лечебные мероприятия (иностранный опыт, собственные наработки, исходя из аналогии). Ссылки на ВОЗ просто неуместны: эта бюрократическая кантора себя дискредитировала полностью. Сначала 2 дня они чрезвычайно совещались, но так и не смогли прийти к какому-либо выводу. Потом утверждали, что нет причин для паники. А в итоге выступили с целым циклом заявления в стиле «все уже плохо, но дальше будет ещё хуже».
Также не хватает четкого представления, какие меры власти будут предпринимать по мере роста числа зараженных. Очевидно, что аналогичные тем, которые уже использованы соседними странами. Но хотелось бы конкретики из официальных источников, а не выводов по аналогии.
Тревогу вызывает и отсутствие информации о числе медработников, который попал под карантин из-за работы с носителями Covid-19. А такие случаи уже имеют место.
Нелогичность. Минздрав утверждал, что введение карантина в учебных заведениях и «закрытие» границы нецелесообразно и не способно остановить пандемию. И это происходило на фоне, когда подобные меры были приняты в десятках стран мира, включая на тот момент четыре из пяти соседних с Беларусью стран. А позднее к ним присоединилась и пятая, Россия, замкнув, таким образом, кольцо пограничного карантина вокруг нашей страны.
Далее, вопреки мнению Минздрава, ВУЗы страны вводят дистанционные и не требующие постоянного присутствия студентов в аудиториях форматы обучения.
Все это в глазах рядового обывателя ставит вопрос о профессионализме чиновников из Минздрава. Хотя стоит понимать, что ведомство лишь выполняет высшую политическую установку на тему «в Багдаде все спокойно». Мнение самих руководителей системы здравоохранения как раз может быть противоположным. И скорее всего именно таковым и является: никак иначе нельзя объяснить запрет медикам покидать пределы страны и указания быть готовыми работать «без выходных и проходных».
Далее выясняется, что Александр Лукашенко, который ранее призывал не драматизировать ситуацию с коронавирусом и чаще мыть руки, внезапно переносит дату своего обращения к Национальному собранию. Что объясняется только тем, что основными жертвами Covid-19 становятся как раз немолодые некурящие мужчины. Даже если они часто моют руки.
Но если отбросить сарказм, то возникает вопрос о способности обеспечить санитарный контроль не то что в общенациональном масштабе, но даже в стенах Дома правительства. Отмена обращения – не просто дезавуирует предыдущие успокоительные речи беларуского правителя. Это большая политическая ошибка, т.к. демонстрирует страх и/или неуверенность высшей власти.
Неоперативность. Направление информационного потока задает тот, кто первым информирует о событии. В этой части беларуские власти не демонстрируют оперативности. Например, в воскресенье 15 марта, очевидно по причине выходного, Минздрав не выдал никакой официальной информации по ситуации в стране с коронавирусом. Даже если она не меняется, технологически важно сообщать и об этом (ситуация стабильна и контролируема и т.п.).
Между тем, в других странах информация обнародуется по мере поступления или 1-2 раза в сутки.
Неадекватность. Зачастую поведение беларуских чиновников неадекватно складывающейся ситуации, а заявления следуют без учета возможных последствий.
Например, тот же Минздрав, не удосужившись дать сводки 15 марта, разразился многословным ответом в стиле «сам дурак» на призыв ввести меры карантинного характера в Беларуси. Из текста беларуские налогоплательщики могут узнать, что: а) сдержать распространение инфекции де-факто невозможно; б) беларусы сами виноваты в том, что болеют. Оба утверждения по существу истинные, но по форме и в контексте ситуации – неуместны.
Внес свою лепту Александр Лукашенко. Принимая с докладом 13.03.2020 Министра внутренних дел Юрия Караева, он на всю страну сообщил, что генерал тоже был под подозрением возможности заражения коронавирусом. Ю. Караеву пришлось объясняться, что он присутствовал на заседании, один из участников которого был заподозрен в том, что он инфицирован. Т.к. глава МВД – фигура публичная, то наиболее важные заседания с его участием, как правило, отражаются в официальных источниках. Можно предположить, что речь идет об одном из трех мероприятий:
— коллегия УВД Витебской области по итогам работы за 2019 год (а Витебск второй город после Минска, где были зарегистрированы случаи инфицирования) 27.01.2020;
— Коллегия МВД 31.01.2020;
— собрание общества «Динамо» 30.01.2020.
Хорошо, что Министр здоров. Плохо, что один из высших чиновников государства оказался в ситуации гипотетической угрозы. И тут следует логический вопрос: насколько в таком случае уверенно себя могут чувствовать простые граждане?
Можно не любить МВД и его руководство. Но в текущей ситуации это ведомство будет обеспечивать силовую поддержку гражданским властям когда (а не если) будут введены ограничения в связи с эпидемиологической ситуацией. А теперь представим, что руководители МВД «выходят из строя» из-за Covid-19. Система на некоторое время «зависнет», однако вскоре будет назначено новое руководство и развала МВД не произойдет. Но это вызовет такую панику в обществе, которая может стать опаснее самого коронавируса.
Далее, 16.03.2020 А. Лукашенко принял Госсекретаря Совбеза Андрея Равкова и Главу администрации генерала Игоря Сергеенко. Тема: закрытие Россией границы с Беларусью. В ходе встречи беларуский руководитель допустил некорректные и эмоциональные высказывания в адрес соседней страны. Не совсем понятно, зачем их было пускать в публичное пространство и почему пресс-служба не выступила в роли фильтра. Потому как то, что было вызвано раздражением и обидой может быть расценено как проявление страха и неуверенности.
Москва не осталась в долгу и выдала ответный «информационный залп». Из которого беларусы узнали, что наше начальство не выполняет рекомендации ВОЗ по противодействию пандемии и вообще, уровень инфицирования в Беларуси с учетом разницы в населении выше, чем в России. Правда, в российские чиновники скромно умолчали, что низкий уровень подтвержденного инфицирования вызван проблемами с организацией диагностики, а не с благополучной ситуацией в соседней стране.
Выводы. В рассматриваемом случае проблема не в неспособности беларуских чиновников организовать эффективную коммуникацию с обществом, а в нежелании это делать. Власть рассматривает граждан страны лишь как податное сословие. Которому положено знать ровно то и так, как это удобно власть предержащим. И не более.
Реальная же жизнь требует совсем других подходов.
Помимо полноты и оперативности информации требуется и её подача с учетом разной целевой аудитории и разных ретрансляторов это информации.
Есть потребность в более широком освещении темы Covid-19, не ограничиваясь только рамками медицинской статистики.
Власть должна демонстрировать спокойствие и уверенность в своей способности справиться с ситуацией. И не допускать шагов и заявлений, которые бы ставили это под сомнение. Тем более не затевать международные скандалы в ситуации, когда внешняя поддержка может потребоваться.
Предсказуемость поведения власти важна не только для граждан, но и для экономических агентов. А для этого чиновники должны сообщать о планируемых мероприятиях загодя, а не по факту.
Другие материалы по теме:
Covid-19 в Беларуси: странности подсчетов
Эпидемия Covid-19 потребует пересмотра структуры материальных резервов
COVID-2019 в Беларуси: дефицит доверия
