Вы прочитаете этот материал за 4 минуты
Эпидемия коронавируса, захлестнувшая мир, дает уникальный шанс наблюдать в режиме реального времени способность и готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации беларуской системы государственного управления. И сделать некоторые выводы на этот счет.
Критика по поводу неполноты предоставляемой информации в адрес беларуских властей раздается с момента начала эпидемии китайского коронавируса в Беларуси. Но в апреле высветились две аномалии в официальных данных о ситуации с Covid-19 в нашей стране. На них и остановимся.
Ступенька вниз. За период с 1 по 22 апреля количество официально выявленных случаев коронавируса в Беларуси увеличилось почти в 35 раз. Так, на 2 апреля было выявлено на 18% больше случаев коронавируса, чем накануне. Затем в период с 3 по 10 апреля дневной прирост выявленных случаев составлял +23-38% к предыдущему дню. Что характерно для фазы роста эпидемии. При этом темпы прироста регистрации новых случаев инфицирования соответствовали европейскому опыту удвоения общего количества инфицированных каждые 3-5 дней.
Но вот внезапно 11 апреля ситуация удивительным образом меняется: прирост новых случаев составляет 12% к предыдущему дню после 33% прироста накануне. И далее по 19 апреля дневной прирост составлял уже 11-16%. А с 20 по 22 апреля 7-8%.
Странность в том, что при эпидемиях затухание темпов прироста новых выявленных заражений происходит постепенно, а не «ступенькой» вниз сразу в 3 раза.
Интересно, но 11 апреля состоялся пресс-брифинг мониторинговой миссии ВОЗ в Беларуси. По итогам работы международные эксперты рекомендовали беларуским властям отменить массовые мероприятия, обеспечить меры социального дистанцирования, карантин для больных и контактировавших с ними. Было отмечено, что Беларусь входит в фазу эволюции вспышки коронавируса и необходимо готовиться к худшим сценариям.
Забавно, но судя по официальным данным с 11 апреля и в последующие дни Беларусь как раз вошла в стадию затухания вспышки. Получается одно из двух: или представители ВОЗ вопиюще некомпетентны, или официальные данные, которые беларуский Минздрав дает публике, скажем мягко, неполные.
Ещё один интересный момент, связанный с периодизацией «затухания» вспышки коронавируса: во вторую декаду апреля в сравнении с первой «ступенька» вниз в три раза; в третью декаду апреля в сравнении со второй ступенька вниз в 1,5-2 раза. Такой «лестницы» не наблюдается ни в одной европейской стране.
О результатах тестирования. Наконец-то удалось развернуть относительно масштабное тестирование на коронавирус: возможности 25 лабораторий позволяют проводить более 6 тыс. тестов в сутки.
К сожалению, нет точных данных по дням о количестве проведённых тестов. Но если соотнести их с официальными цифрами новых зараженных, то получается, что в апреле в среднем позитивным был каждый 11-12-й тест, а всего за период эпидемии каждый 15-й. Сравнивая эти данные с известной информацией из стран ЕС и США можно увидеть определенную закономерность: на Западе в период вспышки эпидемии положительным был каждый 4-5-й тест, затем по мере прохождения пика эпидемии положительным был каждый 10-13-й тест. И это после жестких и тотальных карантинных мер. А Беларусь сейчас находится по мнению самого Миндрава страны именно в фазе роста и без всякого карантина.
Безусловно, в каждой стране свои показания к тестированию. В Беларуси всех желающих не тестируют, есть четкие критерии, когда тестирование признается необходимым: прибывшие из неблагополучных по коронавирусу регионов, при наличии клинической картины, при установленных контактах с инфицированным лицом. Т.е. конкретно очерченная группа риска. Но получается, что группа риска есть, а вот риска вроде как нет.
В качестве причины этой аномалии выдвинем сочетание следующих факторов:
— Неточность тестов, выдающих ложно-отрицательный результат и требующих повторной сдачи анализа, в результате чего каждый 11-й положительный тест превращается в каждый 5-6-й. Кроме того, выздоровевшие перед выпиской также проходят насколько можно судить двукратное тестирование;
— Завышение официальной информации о количестве проведенных тестов, но если оно и есть, то вряд ли значительно;
— Активное и постоянное тестирование особо ценных представителей беларуского народа, здоровье которых является приоритетом перед здоровьем прочих граждан. Даже если к группе риска они не относятся и формальных оснований для их тестирования нет. Эти беларусы со знаком качества вкупе со своими домочадцами и потребляют значительное количество тестов.
И тут снова приходит на ум факт переноса Александром Лукашенко своего обращения к Национальному собранию на неопределённый срок.
Выводы. К сожалению, адекватность публично оглашаемой Минздравом Беларуси статистики вызывает вопросы. Чиновники постоянно пытаются манипулировать информацией, то не давая данных по общему количеству выявленных случаев, то по госпитализированным. Вряд ли по доброй воле. Очевидно, Минздрав вынужден выкручиваться между политическим требованием не нагнетать обстановку и объективной реальностью.
Так же очевидно, что, несмотря на бравурные заявления на публику, в реальности беларуская верхушка весьма озабочена сохранением собственного здоровья. Явно не столько в силу природной боязливости, сколько в силу информированности.
Другие материалы по теме:
Эпидемия Covid-19 потребует пересмотра структуры материальных резервов
COVID-2019 в Беларуси: дефицит доверия
Covid-19 в Беларуси: провал коммуникации
