«Дедовщина» и готовность общества участвовать в разрешении проблем в силовых структурах Беларуси

9848
24dx.ru

Вы прочитаете этот материал за 9 минут

Из выступления на IV-й конференции памяти Министра обороны БНР Киприана Кондратовича, 29.03.2018.

Армия в Беларуси – довольно закрытая организация. Но даже отдельные подразделения могут быть закрытыми внутри самой армии.

«Дедовщина» – по многим причинам очень закрытая тема внутри беларуской армии. Официально руководство Министерства обороны не отрицает ее существование. Но на протяжении долгого времени ведомство создавало только видимость, что с «дедовщиной» идет борьба.

Почему военным было не выгодно признавать факт убийства Александра Коржича (даже если не будет доказан факт убийства конкретными лицами, то по факту смерти солдата есть все признаки уголовного преступления — доведение до самоубийства)?

Причин несколько: от банальной премии, повешения по службе и до общей оценки  подразделения, воинской части.

«Дедовщина» выгодна офицерам. Причина одна – у офицеров нет рычагов давления на солдат срочной службы.  «Дедовщина» – это как раз тот способ, с помощью которого офицеры могут заставлять срочников делать то, что им надо.

Матери молчали, поскольку в одиночку им было сложно пробить «броню» офицерского корпуса, который все делал, чтобы замять дела не только по фактам смерти, но и по полученным телесным повреждениям от неустанных взаимоотношений. Следственный комитет и прокуратура проявляли бездействие и халатность в расследовании данных смертей. По-моему, только одно дело дошло суда по факту смерти солдата.

Но смерть солдата А. Коржича заставило общество более близко подойти к проблемам «дедовщины» в армии и в целом появился интерес: а чем занимаются военные в своих закрытых частях.

Первые разбирательства уголовных дел показали, что в армии серьезные проблемы с законностью, нарушением прав человека.

Гражданское общество готово участвовать в разрешение проблем в силовых ведомствах, но не может работать напрямую из-за отсутствия правовых полномочий.

Сегодня только родители призывников каким-то образом начали разрешать проблемы «дедовщины». Благодаря независимым СМИ, правозащитникам, власти были вынуждены признать официально  «дедовщину» в армии и смягчить условия службы для срочников.

Так, солдатам разрешили пользоваться  мобильными телефонами. Больше времени у них появилось для коммуникации со своими друзьями, родными. При малейшем подозрении неуставных взаимоотношений начались разбирательства следственными органами. Появилась возможность у солдат перевестись в другую воинскую часть. Руководство стало чаще предоставлять и  увольнения солдатам. Чуть больше свободы в казармах. Где-то были установлены видеокамеры для круглосуточного наблюдения.

Конечно, участие гражданского общества в поддержание законности в армии остается мизерным.

Силовики — часть общества или вне общества?

Основная проблема беларуской армии — отношение общества к Вооруженным Силам. Виновата не «дедовщина», а невнимание нашего государства к проблемам армии. И все те негативные явления, которые выявляются там, характерны и для общества в целом.

Ведь «дедовщина» начинается не только в армии, но она проявляется в различных формах в таких социальных институтах как школа, ВУЗы, закрытые медицинские учреждения, тюрьмы, другие силовых структурах, т.е. там, где люди не обладают свободой выбора, свободой действий, где они строго подчиняются некому начальнику, они начинают строить «дедовщину», параллельную иерархию, где одни будут главнее других, несмотря на то, что все они равны перед тем самым начальником.

Поэтому наша армия — это отражение нашего общества. Кумовство, сватовство, бюрократия, взяточничество, коррупция, замалчивание проблем и так далее, что мы видим в повседневной жизни, также присущи и армии.

Тип нашей армии устарел лет так 30 назад. Беларусь нуждается в полной военной реформе. Армия — это часть общества. Пока военный человек не будет в почёте — порядка в казарме не достичь.

Возможен ли гражданский контроль над силовыми ведомствами в современной Беларуси и каковы его механизмы?

Военное командование Беларуси  монопольно вырабатывает политику в сфере обороны. Как и раньше, эта деятельность практически закрыта плотной завесой секретности не только от общественности, но и от контроля Парламента.

Гражданский контроль над армией мыслится мне как сложный и непрерывный социальный процесс определения места и роли Вооруженных Сил в нашем обществе. Фактически, мы только сейчас начинаем вести широкую дискуссию о таком контроле.

Гражданский контроль над военной сферой не самоцель, а средство поддержания и повышения национальной обороны, боеспособности и авторитета Вооруженных Сил Беларуси.

Сегодня важно защитить армию от произвола и злоупотреблений власти. Мы должны содействовать интеграции ВС с гражданским обществом. Не только государство должно выступать субъектом контроля, но и граждане Беларуси.

Именно гражданский контроль должен стать тем регулятором военно-гражданских отношений, при которых будет сформирован профессиональный солдат, но с сохранением базовых гражданских прав. Мне бы хотелось военного человека видеть прежде всего, как гражданина в военной форме, а не мобилизационный ресурс.

И так, какие могут быть механизмы гражданского контроля?

Министр обороны: гражданское лицо вместо генерала

В первую очередь надо начать демилитаризацию не только в армии, но и остальных силовых структурах, как и положено в современной европейской стране.

В своей непосредственной профессиональной сфере (прогнозирование и выявление угроз, подготовка к войне и ведение боевых действий) военные самостоятельно осуществляют контроль внутри своей системы. Во всяком случае, пока эта деятельность не выходит за пределы правового поля.

Министром обороны должно быть гражданское лицо. Это позволит избежать круговой поруки и коррупции. В руководстве Министерства обороны могут быть представлены как военные, так и гражданские специалисты, т.е. получится такое комплексное военно — гражданское министерство, которое будет осуществлять повседневный контроль над армией.

Подотчетность военных правительству через гражданского Министра обороны — один из важнейших механизмов построения обороны в европейском обществе.

Уполномоченный по Вооруженным Силам

Необходимо ввести должность уполномоченного по Вооруженным Силам, который бы осуществлял: защиту прав военнослужащих; контроль за деятельностью Министра обороны, подчиненных ему инстанций; проверкой внутриведомственных нормативных актов; представлял бы  соответствующим органам материалы по нарушениям в целях возбуждения уголовного, административного или дисциплинарного дела и другими полномочиями.

Уполномоченный может в любое время без предупреждения посещать любые объекты, вести личные беседы с военнослужащими без участия вышестоящего начальства. Ежегодно представлять отчет о положении дел в армии, причем этот доклад затем рассылается в войска до роты включительно.

Общественный совет при Министерстве обороны

С целью привлечения внимания граждан и общественных структур к формированию и реализации государственной политики в области обороны, предлагаю создать Общественный совет при Министерстве обороны, включив туда представителей общественности, журналистов, правозащитников, авторитетных офицеров в отставке.

Основными целями и задачами его могут быть совершенствование гражданского контроля за деятельностью Минобороны, поддержка общественных инициатив, направленных на эффективную реализацию государственной политики в области обороны, конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений.

Совет будет служить своеобразным общественным форумом для сглаживания возможных противоречий в военно-гражданских отношениях.

И тогда армия становится более открытой, предсказуемой и понятной для народа.

Контроль, осуществляемый институтами гражданского общества

Каналы и способы гражданского контроля их влияния на военную организацию многообразны – средства массовой информации, политические партии, общественные объединения, гражданские инициативы, научно-исследовательские центры и учреждениями и др.

Хотел бы подчеркнуть, что сегодня  средства массовой информации и социальные сети играют ключевую роль в становлении и осуществлении общественного контроля над военной сферой беларуского общества. Благодаря им, осенью 2017 года дело солдата А. Коржича всколыхнуло общественность Беларуси.

К сожалению, система сдержек и противовесов в рамках гражданского контроля над армией не была заложена в правовых документах, в том числе   в Конституции страны.

Необходимо законодательно закрепить свободный доступ общественности к официальной информации о состоянии дел в военной сфере при соблюдении ограничений, необходимых для сохранения государственной тайны. Установить строгую ответственность должностных лиц за своевременность, полноту и достоверность представляемой общественности официальной информации.

Партикулярный контроль

Гражданский контроль над вооруженными силами можно осуществлять не только усилиями СМИ, общественных объединений, но и непосредственно может это делать любой гражданин. В Конституции Республики Беларусь предоставлено право гражданам направлять свои обращения (заявления, жалобы) в любые органы власти и получать информацию об их деятельности.

Такой контроль позволит граждан своевременно получать информацию об условиях службы и быта военнослужащих от военного ведомства, от предприятий, учреждений осуществляющих военную деятельность, непосредственно позволит им участвовать в общественных дискуссиях по вопросам военного строительства, предлагать собственные предложения по военно-политическим вопросам.

Считаю, что это также позволит Министерству обороны принимать решения с учетом интересов общества.

Благодаря такому сотрудничеству с гражданским обществом, представители военное ведомство будет своевременно вскрывать тревожные факты и зарождающиеся негативные тенденции, первым предавать огласке такие факты, не дожидаясь, когда их огласят СМИ и блогеры в социальных сетях.

Цель гражданского контроля состоит не в ограничении полномочий военных, а прежде всего в поддержании высокого уровня военного профессионализма, ограничения вмешательства политиков в дела армии, признания автономии военных в особой военной области, их права на экспертное знание в области обеспечения национальной безопасности и в обеспечении принципа политической нейтральности армии.

Смерть рядового А. Коржича в Печах  стала толчком к реагированию общественности, указав на системный кризис в армии. Будут ли сделаны выводы правительством о необходимости пересмотра подхода к Вооруженным Силам? Не знаю.

Но мы видим, что гражданский контроль де-факто уже начал действовать в Беларуси.

Правительство должно прислушаться к обществу, так как проблему «дедовщины» надо решать системно. Если этого не делать, то разложение армии продолжится. А это — важнейший институт государства. Армию надо серьёзно поддержать и реформировать.

Олег Волчек, руководитель правозащитного центра «Правовая помощь населению»

Logo_руна

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here