Дискуссия «Августовское восстание»

1512

Вы прочитаете этот материал за 4 минуты

Состоялась очередная офф-лайн дискуссия Belarus Security Blog, посвященная текущим политическим событиям в Беларуси. Формат мероприятия: по приглашениям, с соблюдением дистанции и обеспечения участников средствами индивидуальной защиты.

Ниже приведены тезисы, прозвучавшие в ходе дискуссии.

Характеристика ситуации. То, что происходит в Беларуси можно считать автокаталитической реакцией – когда продукты такой реакции поддерживает саму реакцию. И то, что мы наблюдаем, это автокаталитический общественный процесс. Беларуское общество вышло из состояния политической апатии и возбудилось. Вопрос когда?

Еще при начале избирательной кампании интерес к ней был невелик. О чем свидетельствовал провал кампании праймериз оппозиции. Возбудили общество новые лица, которые заявили о своих президентских амбициях. Каждый из них «окучивал» свою социальную делянку. И хотя власть быстро нейтрализовала этих людей, было уже поздно, общество возбудилось. Показателем чего стали подписные очереди.  Произошедшее — серьезный вопрос для исследования изменений общества.

Основной двигатель протестов – это класс новых собственников, независящих от государства, условная мелкая буржуазия. У нее не стоит проблема геополитического выбора, она не рассматривает Москву в качестве угрозы, а Запад в качестве союзника. Часть этих людей политизировалась в ответ на поствыборные карательные акции режима. До этого эти люди были аполитичны.

Произошла и политизация молодежи, которая выросла при Лукашенко, но при этом демонстрирует свободолюбие.

Недооцененной пока формой протеста стал массовый выход беларусов из официальных организаций (профсоюзы, БРСМ). Этот формат сопротивления режиму стоит поддерживать и пропагандировать.

Большим преимуществом является наличие на стороне восставших Павла Латушко, который понимает правила функционирования государства и имеет опыт системной, организационной деятельности.

За последний год режим совершил целый ряд ошибок, которые создали почву для народных выступлений. И первой ошибкой было проведение в прошлом году именно парламентских «выборов», а не президентских. После чего режим лишился в значительной степени возможности внутриполитического маневра.

Сокрушительный удар по авторитету власти нанесло хамское поведение А. Лукашенко в ходе пандемии китайского коронавируса. Которая только за апрель-июнь текущего года стоила Беларуси более 5600 случаев дополнительной смертности.

Протест и независимость. Масштабный выход людей на улицы в Беларуси под национальными флагами демонстрирует Кремлю готовность беларусов отстаивать свою свободу. Хотя отношения с Россией не являются темой протеста, публичная поддержка российскими властями непопулярного беларуского режима наносит серьезный удар по пророссийским настроениям в Беларуси.

Перспективы развития ситуации. В ближнесрочной перспективе (до года) власть удержится. Режим пока сохраняет возможность управлять страной по-старому. Но последствия произошедшего настолько масштабны, что игнорировать общественные перемены режим не сможет.

Система власти будет сыпаться, но довольно медленно.

Карательные акции режима против народа сделали принципиально невозможным продуктивный диалог официального Минска с Западом. И привязали его к Кремлю. Но ни Россия, ни Запад не желают глубоко вовлекаться в кризис в Беларуси и платить за него. Значит будет продолжен поиск схемы преодоления кризиса. Уход А. Лукашенко от власти является необходимым условием этого.

Очевидно, что обвал общественно уровня поддержки А. Лукашенко огромный. Обращение к В. Путину за силовой поддержкой против восставшего народа означает для Лукашенко потерю поддержку тех беларусов, которые ранее видели его в качестве главного гаранта независимости страны перед кремлевской угрозой. А это активная часть населения.

Качество оставшихся сторонников режима невысоко: в основном это плохо образованные люди старшего возраста, зависимые от государства через систему социальной защиты.

Из-за низкого рейтинга Лукашенко не сможет прикрывать неэффективную и во многом коррумпированную беларускую бюрократию. Он стал бесполезен бюрократической системе. Можно ожидать, что внутри системы созреет идея убрать его руками самой номенклатуры при поддержке России.

Нарастание финансово-экономического кризиса становится новой реальностью, которая окажет свое влияние на протестную динамику: значительная часть государственных предприятий зависят от кредитных ресурсов даже для выплаты зарплат. Отсутствие которых означает выход рабочих на улицы. Но в бюджете нет лишних денег. Там в принципе нет денег. Включение печатного станка властями приведет к инфляции и угрожает банкротством ряду крупных предприятий, чья задолженность номинирована в иностранной валюте. И это снова может спровоцировать выход рабочих на улицы.

Пока режим увидел лишь тревожные звоночки возможного выхода пролетариата на улицы. Но реальная политизация и радикализация рабочих произойдет именно вследствие экономического кризиса, а не прошедших «выборов».

Горизонт планирования финансово-экономических властей страны сейчас – один месяц.

Главное не допустить, чтобы Лукашенко смог объяснить обществу экономический кризис внешними факторами.

Социальные процессы, запущенные выборами, пошли своим путем вне зависимости от того, кто какие планы рисовал на старте избирательной кампании. Для Беларуси это означает возвращение политического измерения истории.

Logo_руна