Вы прочитаете этот материал за 4 минуты
27.05.2020 прошла офф-лайн дискуссия Belarus Security Blog, посвященная ситуации с эпидемией китайского коронавируса в Беларуси. Формат мероприятия: по приглашениям, с соблюдением дистанции и обеспечения участников средствами индивидуальной защиты.
Ниже приведены тезисы, прозвучавшие в ходе дискуссии.
Провал коммуникации власти с обществом. Проблема Беларуси в том, что проблемы в Беларуси не обсуждаются. Т.е. принимаются решения с непонятным уровнем обоснованности. После чего система власти начинает публично подводить обоснования под принятое решение, искать аргументы в его пользу. Любые сомнения отрицаются, а сомневающиеся игнорируются. Продолжается отрицание серьезности проблемы: она есть, но якобы не серьезна. Это основные посылы госпропаганды.
Решения в Беларуси не являются результатом дискуссии и диалога. Это мнение одного человека. Да, оно на чем-то базируется. Но качество обоснования такого мнения определить невозможно – народу об этом просто не сообщают.
Эпидемия китайского коронавируса продемонстрировала, что беларусы используют его в качестве стимула для поиска актуальной информации. Люди сами на основании получаемой информации принимают решения для себя, даже если власти таких указаний не дают. Т.е. налицо рост самостоятельности и ответственности значительной части граждан. Хотя, безусловно, не всех. Кроме того высоким остается авторитет Кремля, беларусы ориентируются на принимаемы там решения.
Ряд шагов режима является абсурдными с точки зрения общественности: сокрытие информации о масштабах заражения, особенно на сметах, где люди видят реальную картину, показания к проведению тестирования (отказ в тестировании людей, которые имеют клиническую картину, но не контактировали с зараженными), недоступность и долгое ожидание результатов тестов. Власть не продемонстрировала гуманизма и участия в судьбах людей. Люди ждут помощи и поддержки. Но не находят её и даже на уровне риторики чиновников.
Самой правильная тактикой в ходе избирательной кампании для А. Лукашенко было бы исчезновение с публичного поля на фоне существующих проблем. Но нынешняя ситуация вынуждает его появляться на публике, делать некие заявления и принимать решения. Они в основном неудачны и лишь ухудшают его электоральные позиции. Covid-19 не дает ему возможности «залечь на дно».
Диссонансом стала позиция России. Официоз не может критиковать решения Кремля. И в этой связи в информационном поле страны наблюдается столкновение дискурсов: западно-российский (с введением ограничений разной степени жесткости) и «ничегонеделания».
Инертность властей. Решение властей по реагированию на пандемию было политически неудачно оформлено: объявив свой «особый путь» режим подвесил себя. Реакция А. Лукашенко злит людей, система госуправления не смогла обеспечить адекватное реагирование на проблему. И хуже того, нет попытки скорректировать публичные установки властей. Это еще больше обозляет людей.
Между тем, стратегия сдерживания вируса, которую пытаются реализовать беларуские власти, уже устарела. Но они продолжают действовать в парадигме, актуальной для марта. Но не на текущий момент.
До настоящего времени нет стратегии отсева и контроля за инфицированными.
Экономическое измерение. Отказ от закрытия страны беларуские власти обосновывают отсутствием экономического ресурса для обеспечения жестких карантинных мер. Т.е. в этой части решение властей во многом вынужденное и не определяется медицинскими факторами. Но при этом польза такого выбора для экономики не очевидна.
Карантинные мероприятия не предусматривают закрытие экономики в целом. Даже на Западе закрытие коснулось ограниченных сфер, в основном сферы услуг, транспорта и строительства. Но ряд промпредприятий были закрыты решением собственников, а не правительства.
В этой связи стоит отметить следующее. Сектор общепита и индустрии развлечений в Беларуси невелик. Далее, этот сектор все равно обвалился, по некоторым сегментам на 90%. Просадка промышленности произошла вследствие остановки зарубежных контрагентов беларуских предприятий. Т.е. фактически потери и так наступили. Экономическая стоимость карантинных мероприятий европейского типа для Беларуси была бы относительно не велика, а потери все равно были неизбежны.
При этом негативные последствия продолжают разрастаться. Мы выбиваемся из общего ряда стран, демонстрируя политическую неадекватность. И открытие границ соседними странами не обязательно приведет к открытию границ с Беларусью вследствие сомнительности тактики беларуских властей по борьбе с эпидемией.
Предварительные выводы. Тема эпидемии в Беларуси больше волнует людей со средним и высоким уровнем дохода, а не нижние социальные слои. Что и можно наблюдать по кризису в сфере услуг. И именно у этой части населения будут основные претензии к властям.
А. Лукашенко слишком много поставил в политическом плане на свою позицию по проблеме коронавируса. И судя по наблюдаемой реакции общества на официальную статистику, режим вчистую проиграл доверие людей: есть практически общественный консенсус в части недоверия к официальным данным по эпидемии.
Вирус – лишь часть общей картины. Но в отличие от экономики, которая для простых людей абстракта, болезнь близкого человек в ходе эпидемии — конкретна. Лукашенко на всех парах мчится к окончательному краху своего имиджп в глазах простых беларусов. Он более воспринимается не как защитник и гарант стабильности, а как источник угроз личной безопасности рядового гражданина.
Страна в неопределенности. И Covid-19 ее добавил. Беларуская власть не может работать в состоянии неопределенности. Поэтом и коррекция её политики оказалась практически невозможна. Есть вероятность, что это приведет Беларусь к еще большему кризису. Который наложится на проблемы иного характера.
Коронавирус в теории может стать соломинкой, которая переломит хребет верблюду беларуской власти. Но надо понимать: в стране есть четкий запрос именно на нового лидера, а не на новую систему власти.