Июль ознаменовался проявлением негативных тенденций проводимой правительством экономической политики и противоречивыми информационными вбросами со стороны руководства страны и чиновников различного уровня по поводу возможных направлений ее изменения.
Ключевым вопросом по-прежнему остается валютная политика, в частности свободный доступ всех экономических агентов к иностранной валюте. Рынок продолжает функционировать в режиме множественности курсов, дискриминирующем нестратегический (с точки зрения госорганов) импорт и население (для них курс фактически доступной валюты отличается от официального на 25-40%). Предпринимаемые в июле властями меры (расширение практики продажи по официальному курсу валюты населению на социальные нужды, предоставление ряду банков право запрета продажи наличной валюты в определенных обменных пунктах, расширение сферы валютных расчетов, снижение комиссии за покупку валюту на бирже) были, по сути, направлены на фиксацию существующей практики валютных ограничений. Единственным исключением здесь является отмена льгот по обязательной продаже по официальному курсу 30 % валютной выручки для ключевых экспортеров страны.
Возможность корректировки проводимой политики в сторону ужесточения и регламентации ограничений («китаизация» валютного рынка) либо в сторону его либерализации (выход на единый рыночный курс) была предметом своего рода дискуссии в информационной среде страны. Причем если в начале месяца высшее руководство положительно оценивало необходимость жесткого контроля расходования валюты (вплоть до запрета продажи населению), то в конце месяца пошел мощный (по беларуским меркам) информационный вброс со стороны чиновников различного уровня о необходимости скорейшей либерализации валютного рынка. Апогеем этого процесса стало совещание правительства совместно с представителями Нацбанка, на котором впервые на официальном уровне были четко определены причины кризиса (эмиссионное стимулирование внутреннего спроса через механизмы квазибюджетного финансирования и опережающий рост доходов населения), сформулирована необходимость либерализации валютного рынка и определены возможные стабилизационные меры после выхода на единый курс. На совещании были указаны новые негативные тенденции, связанные с множественностью обменных курсов: снижение предложения на валютной бирже, рост невозврата валютной выручки (сумма валютной выручки, по которой допущено превышение нормативных сроков возврата, превышает 2 млрд. USD, в том числе 1,5 млрд. USD — из России), увеличение экспортной выручки в беларуских рублях и ограниченно конвертируемых валютах, неподлежащих обязательной продаже (удельный вес таких поступлений в общем объеме экспортной выручки возрос с 1,5% до 6%), проблемы с реализацией инвестиционных проектов (так, испытываются затруднения с началом реализации инвестпроектов с Китаем на 1,2 млрд USD из-за невозможности оплаты комиссионных издержек и осуществления предоплаты в размере 15% сумм инвестиций) (источник ). Кроме того, сохранение существующей ситуации на валютном рынке делается невозможным получения кредитов МВФ (множественность курсов противоречит VIII статье Устава МВФ) и АФ ЕврАзЭС.
Следует отметить, что указанное совещание состоялось буквально на следующий день после приема А. Лукашенко Н. Ермаковой (на тот момент руководителя ОАО «СБ «Беларусбанк») и назначения ее главой Национального банка, в ходе которого высказывалось мнение о нормализации экономических процессов в стране и отсутствии потребности в едином валютном курсе. Представителями экономических властей также неоднократно заявлялось, что выход на единый курс на текущий момент маловероятен, поскольку потребует от Нацбанка значительного расходования валютных ресурсов на удовлетворение отложенного спроса со стороны юрлиц и населения (оценивается, что при появлении свободного доступа к валюте до 70% рублевых депозитов населения будут переконвертированы в валюту), и возможен только при наличии не обеспеченных обязательствами ресурсов порядка 2,5-4 млрд. USD. (источник)
Противоречивость мнений на высшем уровне и отсутствие четкой программы дальнейших действий привели к росту девальвационных ожиданий и спровоцировали рост курсов валюты на черном рынке. Очевидно, что дальнейшее затягивание с утверждением общей концепции экономической политики будет усугублять ситуацию.
Разочарованием месяца стали данные по сальдо внешней торговле товарами (в июле отрицательное сальдо по товарам увеличилось в 5 раз по сравнению с предыдущим месяцем и составило USD 598,6 млн.), которые показали, что выбранная модель стимулирования экспорта и сдерживания импорта не позволит обеспечить накопление валютных ресурсов в стране. Дополнительное влияние на этот показатель оказали такие краткосрочные факторы как пик импорта легковых автомобилей в последний месяц действия национальных пошлин (68 тыс. штук на 644 млн. USD), а также сокращение производства нефтепродуктов из-за планового ремонта на Мозырьском НПЗ, но и на фоне этих искажений очевидна недостаточность положительной тенденции сокращения отрицательного сальдо (тем более, что и на Новополоцком НПЗ с 18 августа планируется месячный капитальный ремонт ряда технологических установок).
Некоторое увеличение золотовалютных резервов связано с получением первого транша кредита АФ ЕврАзЭС в размере USD 800 млн. При этом по утверждению Нацбанка ЗВР не использовались на валютные интервенции, а на их изменение оказало влияние погашение внешних и внутренних обязательств в иностранной валюте в сумме около 227 млн. USD в эквиваленте, а также динамика цен на драгоценные металлы на международном рынке (источник).
Высоким остается уровень инфляции, которая по итогам июля составит порядка 4-5% в уровню цен в июне. Учитывая опережающий рост цен производителей над потребительскими ценами, отказ от административного сдерживания цен на социально значимые товары, повышение закупочных цен на сельхозпродукцию нового урожая в 1,3-2 раза ( источник ), рост котировок валюты на черном рынке, а также существенный инфляционный потенциал по ценам топливных ресурсов (по мнению концерна представителей Концерна «Белнефтехим» цена на бензин марки А-92 должна достичь 1,1 USD/литр при текущей цене по официальному курсу 0,86 USD/литр) в ближайшие месяцы замедления инфляции ожидать не стоит.
На фоне финансовых проблем накопленный рост ВВП по инерции остается достаточно высоким (около 111% за июнь по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). В тоже время в некоторых отраслях уже наблюдается спад или рост только на минимальном уровне. Статистика также выглядит значительно хуже при сравнении месяца к месяцу (так, в июне по сравнению с маем промпроизводство снизилось на 0,8%). В связи с этим Правительство Беларуси в очередной раз изменило оценку прироста ВВП в 2011 году и определило его на уровне 6,7% (источник).
Не принес июль значительных подвижек в поиске дополнительного внешнего финансирования. Лишь незначительную сумму (300 млн. USD) удалось привлечь в виде кредита одного из азербайджанских банков ОАО «Беларуськалий» под гарантии Правительства.
В июле Правительство и Национальный банк продолжили ужесточать фискальную и монетарную политику: практически прекращено финансирование госпрограмм за счет эмиссионных источников (источник), более того возврат ранее выданных бюджетных ссуд рассматривается важным источником пополнения бюджета. Однако долгосрочность такой практики пока вызывает опасение на фоне принятия новых масштабных госпрограмм и отказа по сокращению текущих (утверждена новая 5-летняя программа развития села, заявлено о сохранении планов жилищного строительства).
Для банковской системы в текущей ситуации наиболее существенным является кредитный риск (ухудшение качества активов, подверженных кредитному риску), а также риск дальнейшего ухудшения текущей ликвидности, обусловленный удовлетворением отложенного спроса на иностранную валюту при унификации обменного курса рубля (источник). При этом риск ухудшения ликвидности в связи с оттоком депозитов на текущий момент в условиях отсутствия доступа населения к валюте в целом преодолен, в июле наметилась тенденция по росту не только рублевых, но и валютных депозитов населения (источник).
Резюмируя можно сказать, что, скорее всего, в ближайший месяц экономические власти будут вынуждены принимать комплексные решения и осуществлять меры, серьезно корректирующие проводимую экономическую политику. Дальнейшее сохранение статуса-кво несет в себе существенный риск потери управляемости экономическими процессами в стране.
Приложение: Основные макроэкономические показатели Республики Беларусь за июль 2011 года
ВВП и занятость
Суммарный показатель ВВП за январь-июль 2011 года составил Br100 863,4 млрд , увеличившись на 11 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Запасы готовой продукции на промышленных предприятиях Беларуси на 1 июля 2011 года составили Br8160,9 млрд., увеличившись на 62,6% с начала года (7,9% за июнь). Соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства в июне составило 54,8% против 54,7% месяц назад. (источник )
Зарегистрированная безработица сохранилась на уровне 0,7% экономически активного населения (источник ).
Инфляция
Индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению за июнь составил 108,6%, за первое полугодие — 136,2%. За период с 1 по 19 июля потребительские цены увеличились на 2,3% (источник).
Цены производителей промышленной продукции в июне 2011 г. по сравнению с маем 2011 г. увеличились на 21,3%, по сравнению с декабрем 2010 г. – на 48,4%. (источник)
Валютная политика
За июль официальный курс национальной валюты незначительно ослаб (на 0,1 %) по отношению к мультивалютной корзине (доллар США, евро, российский рубль) и на 01.08.2011 составил 1 846,13 руб. Официальный курс доллара США на конец месяца составил 4 958 руб. (вырос на 0,3 %).
Внешнеторговый баланс и международные резервы
В первом полугодии 2011 года отрицательное сальдо внешней торговли товарами составило USD 4467,3 млн., увеличившись на 26,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами в июне составило USD 354 млн. (источник).
По итогам июня объем золотовалютных резервов в определении МВФ увеличился на USD 557,7 млн. и на 1 июля2011 г. составил USD 4 150,9 млн. в эквиваленте.
В национальном определении уровень золотовалютных резервов увеличился на USD 546,6 млн. и на 1 июля 2011 г. составил USD 5 650,0 млн. в эквиваленте. (источник )
Бюджетная политика
В январе-июне 2011 года доходы бюджета сектора органов госуправления составили Br 43,2 трлн. (56,5 % годового плана), расходы – Br 40,1 трлн.(48, 3% годового плана). Профицит бюджета сектора органов государственного управления за январь-июль 2011 года составил Br 3,1 трлн., или 3,1% ВВП.
Задолженность по налогам и сборам по состоянию на 1 июля 2011 года составила Br 37,3 млрд. и уменьшилась за июнь т.г. на Br 25,2 млрд. (источник).
Монетарная политика
Ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь за июль была увеличена на 2 п.п. и на 01.08.2011 составила 20%.
Объем широкой денежной массы в Беларуси на 01.07.2011 года составил Br 67 229,7 млрд., уменьшившись за июнь на 0,19% (рост с начала года составил 33,8%). Денежная масса в национальном определении на 01.07.2011 года составила Br 31 367,8 млрд., увеличившись за июнь на 4,5% (рост с начала года 23,5%).
Денежная база уменьшилась за июнь на 4 %, составив на 01.07.2011 года Br 11 688,7 млрд. (рост с начала года 14,7%).
Банковская система
Рублевые требования банков к резидентам РБ увеличились за июнь 2011 года на 1,16 %, и на 01.07.2011 составили Br105 918,2 млрд. (с начала года рост 22,3 %), требования в валюте уменьшились на 1,92% до USD 12 627,3 млн. (за период январь-июнь рост 12 %)
Доля проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску, на 01.07.2011 составила 3,26 %.
В июне валютные депозиты населения снизились на USD 240,2 млн. (6,4%) и на 1 июля 2011 их объем составил USD 3,5 млрд. (падения с января на 20,5%). Вклады населения в национальной валюте в июне увеличились на Br 926 млрд. (10,1%) до Br10,1 трлн. (рост с начала года 3,2%) (источник)
