Важнейшие события месяца. По итогам июня можно отметить ухудшение практически по всему спектру показателей финансовой стабильности и экономического развития страны.
Так, за май-июнь золотовалютные резервы (далее по тексту ЗВР) уменьшились на 2,9%, вплотную приблизившись к отметке USD 8 млрд (источник). При этом по итогам июня была высока вероятность, что указанная психологическая отметка вообще будет продавлена. Это должно было произойти по ряду причин: с одной стороны, к снижению резервов приводят текущие выплаты по обслуживанию госдолга (только на исполнение обязательств по кредиту «стэнд-бай» МВФ в июне потрачено более USD 160 млн), а также продолжающееся падение стоимости золота, составляющего около четверти резервов страны. С другой стороны, важный источник пополнения резервов – скупка избытка валюты на бирже – принесший с начала года около USD 1 млрд (источник), в настоящее время фактически исчерпан, а серьезных заимствований в июне не осуществлялось. Текущее состояние внешней торговли и платежного баланса страны (баланс торговли товарами стабилизировался на отметке минус USD 350-400 млн, а дефицит счета текущих операций по итогам первого квартала 2013 года составил 17,1% ВВП (источник)), как и снижение реальных ставок по рублевым инструментам сбережений не оставляют надежды на возврат к ситуации избыточного предложения на валютной бирже. Единственным способом сохранить показатель ЗВР на уровне выше USD 8 млрд стал перевод части рискованных по международным нормативам резервов (например, резервов в российских рублях) в иную форму, соответствующую нормативами МВФ. Судя по статистике снижения резервов в национальном определении такой методологический «источник» дал властям в июне дополнительные USD 400 млн.
Динамика развития положения за месяц. Нет подвижек с капитальными источниками финансирования дефицита платежного баланса страны. Новые проекты получения ресурсов от основных кредиторов – МВФ и Антикризисный фонд ЕврАзЭС – на текущий момент даже не прорабатываются. По заявлению Председателя правления Нацбанка Н. Ермаковой, экономические и политические требования, выдвигаемые МВФ в качестве условия для начала нового финансирования, являются неприемлемыми для нашей страны, а анонсированная ранее программа сотрудничества с Антикризисным фондом ЕврАзЭС скорее всего не реализуется из-за недостатка ресурсов у последнего.
Негативно для Беларуси развивалась ситуация и на мировом рынке ценных бумаг. Котировки беларуских евробондов ушли в крутое пике, и в некоторые дни июня торговались даже ниже номинала с текущей доходностью более 9,5% (источник). Лишь к началу июля стоимость облигаций несколько выросла и превысила номинальные значения. Причинами такого развития ситуации стали как общее падение привлекательности для инвесторов облигаций развивающихся стран, так и довольно негативный новостной фон относительно экономики Беларуси. Так, в июне был опубликован страновой обзор МВФ по Беларуси, прогнозирующий снижение финансовой устойчивости экономики страны при сохранении существующей модели развития. Аналогичной точки зрения придерживаются и специалисты Антикризисного фонда ЕварАзЭС (источник).
Полный штиль наблюдается на полях приватизации государственного имущества. По единственному готовому к продаже крупному объекту – госдоле в компании мобильной связи МТС – на текущий момент нет потенциальных покупателей, готовых выложить установленную цену в USD 1 млрд.
Резко притормозили и показавшие с начала года рекордную динамику прямые иностранные инвестиции. За май их прирост составил лишь USD 39,4 млн (источник), подтвердив в очередной раз, что определяющее влияние на их рост оказало реинвестирование прибылей действующих иностранных компаний, формально осуществленное по итогам финансового года.
Показательно, что ухудшение финансовой стабильности происходит на фоне продолжающегося замедления экономического роста, который по итогам января-мая составил лишь 1,1%. При этом указанный рост стал возможен только благодаря резкой накачке внутреннего спроса, как потребительского, так и инвестиционного, а также увеличению складских запасов. Размер последних, к слову, в мае-июне стабилизировался и даже показал некоторое сокращение (с 82,4% до 81% от среднемесячного объема производства) (источник).
Неблагоприятно для принятых экономическими властями планов ослабления денежно-кредитной политики складывается ситуация на мировом валютном рынке. На фоне озвученных планов по свертыванию программ стимулирования экономики США доллар демонстрирует уверенный рост к большинству мировых валют, а российский рубль в свою очередь существенно ослаб как к доллару (более чем на 7,7% с начала года), так и к евро. Беларуский рубль в июне также несколько ослабел к доллару (более чем на 1%), но курс практически не изменился относительно мультивалютной корзины. В итоге с начала года национальная валюта существенно укрепилась к российской, что ухудшает позиции беларуских экспортеров на их традиционном рынке. Очевидно, что для стабилизации внешней торговли паритет относительного российского рубля должен быть восстановлен, однако на текущий момент это означает рост курса доллара на 5-6% и падение привлекательности рублевых инструментов сбережения. Сокращение ставок по депозитам и рост девальвационных ожиданий на фоне ослабления российского рубля делают риски панического оттока рублевых депозитов, размер которых превышает в эквиваленте USD 4,5 млрд, как никогда высокими. В итоге Нацбанк начал мягко намекать, что запланированное снижение ставки рефинансирования к концу года до уровня 15% может и не состояться при отсутствии необходимых условий (источник). Такую позицию поддержал и Вице-премьер П. Прокопович, наделенный особыми полномочиями в Правительстве (источник). Очевидно, власти осознают риски ситуации и с этой целью осуществляют постоянный мониторинг положения для предотвращения возможной паники. Вполне вероятно, что денежному регулятору придется пойти на некоторое ужесточение монетарной политики и спровоцировать аналогичный прошлогоднему кризис ликвидности в банковской системе, чтобы поддержать реальные ставки по рублевым инструментам на сравнительно более высоком уровне относительно долларовых. Правда такой разворот ставок может вызвать противодействие со стороны Премьер-министра М. Мясниковича, пытающегося форсировать снижения процентных ставок на денежном рынке (источник).
Выводы. В целом можно сказать, что к отмечаемым ранее экономическим проблемам, связанным с отсутствием структурных преобразований, добавился внешний негатив. Возможное сворачивание программ количественного смягчения в США по мнению экспертов негативно отразится на финансовой стабильности развивающихся экономик Восточной Европы и в частности на стоимости заимствований для них. Стагнация в России и планы ее властей по смягчению монетарной политики только усиливают риски в экономике Беларуси. В этой ситуации действиям властей все так же не хватает комплексности и стратегической проработки. План по росту ВВП на 9,6% в 2014 году (источник) и наметившиеся разногласия между Нацбанком и Правительством как ничто лучше характеризуют текущую экономическую политику властей.
