Вы прочитаете этот материал за 11 минут
До вторжения США и их союзников в Ирак в 2003 году город Эль-Фаллуджа был практически неизвестен в мире. Он находится в так называемом «суннитском треугольнике» — регионе Ирака, где большинство составляют сунниты, которые были привилегированным меньшинством в стране в период диктатуры Саддама Хусейна. Соответственно, с одной стороны город примерно с 300.000 населения стал одним из центров просаддамовского сопротивления международной оккупации, а с другой стороны — гнездом суннитского исламистского террористического подполья.
На фоне ожесточенной диверсионно-террористической войны, которая шла почти во всем Ираке, за исключением курдских территорий, с 2003 и по 2011 год, когда последние значимые контингенты американских войск покинули Ирак, Эль-Фаллуджа стала местом наиболее кровавых и упорных городских боев. Всего силы международной коалиции провели две так называемых «битвы за Фалуджу», в которых преимущественно американскими войсками было потеряно более 150 человек убитыми и 1.500 ранеными.
Самой характерной чертой боев за город стало массовое использование высокоточных боеприпасов авиацией и артиллерией, что, с одной стороны, обеспечивало исключительно эффективный уровень поддержки наземных войск, а с другой стороны — максимально сохраняло жилую застройку. Следствием второго стало то, что город даже после двух уже проведенных за него сражений не напоминал Сталинград конца 1942 года, Грозный 2000-года или Алеппо конца 2016-го, основная часть населения не покидала или быстро возвращалась в Эль-Фаллуджу, а ячейки боевиков соответственно сохранили потенциал для дальнейшего сопротивления войскам коалиции и нового сопротивления.
До боев в Эль-Фаллудже стандартная тактика пехотных подразделений Сухопутных войск и Корпуса морской пехоты в США не включала заметное использование авиационной поддержки в городах. Однако уже по итогам второй битвы за город беспилотники, самолеты и вертолеты стали важнейшим фактором обеспечения наступления пехоты в городе. Действующая одновременно на разных высотах летающая техника, принадлежавшая одновременно ВМС, Сухопутным войскам и ВВС, составляла, по словам авиационных офицеров, «многослойный торт».
В этих условиях боевикам удалось оказать силам международной коалиции упорное сопротивление, отвлечь на себя на месяцы десятки тысяч профессиональных бойцов, удалось заставить потратить на себя огромное количество дорогих боеприпасов, топлива и тому подобного. Сам факт того, что регулярным войскам пришлось два раза штурмовать один и тот же город, имел несомненный всемирный пропагандистский эффект.
С точки зрения партизанско-диверсионной войны (то есть войны, направленной на отвлечение своими минимальными ресурсами максимальных ресурсов противника) действия подполья в Эль-Фаллудже, хотя боевики несомненно каждый раз терпели военное поражение и несли несопоставимые с американскими потери, в стратегическом смысле были достаточно успешными.
Первая битва за Эль-Фаллуджу — полуполицейская операция
После показательного убийства в городе боевиками и примкнувшим к ним населением четырех частных военных контрактников компании Blackwater американское высшее военное руководство в начале апреля 2004 года приняло решение окружить Эль-Фаллуджу и провести операцию по полному уничтожению подполья.
Все дороги к городу были перекрыты американскими войсками, по радио и путем разбрасывания листовок население убеждали оставаться дома и указывать американским солдатам на боевиков. Около трети населения временно покинуло город, в котором, по информации американской разведки, появилось около 20 укрепленных анклавов боевиков, вооруженных не только обычным стрелковым оружием, но и крупнокалиберными пулеметами, гранатометами и минометами. Силы боевиков оценивались примерно в 500 «профессионалов» и 2.000 «любителей».
В результате операция, которую преимущественно проводила морская пехота США (около 2.000 человек) с приданными иракскими переводчиками и полицейскими, свелась к постепенному стягиванию кольца, проверкам помещений и населения, штурмам отдельных кварталов и домов, реагированию на диверсионно-террористические атаки.
Над городом использовались тяжеловооруженные самолеты АС-130. Позиции на высотных домах занимали снайперы, которые днем и ночью отслеживали перемещения вооруженных боевиков и уничтожали их. С 9 по 27 апреля в связи с политическим давлением в операции было объявлен перерыв, однако переговоры боевиками ни к чему не привели.
27 апреля боевики атаковали позиции войск международной коалиции в городе, в ответ на что авиация американского авианосца «Джордж Вашингтон» начала удары по запросу наземных частей.
Началось общее наступление на позиции боевиков в городе с использованием 227-кг управляемых бомб с лазерным наведением GBU-12 Paveway II, и 1 мая операция в городе была официально закончена, а контроль над ним был передан местным формированиям. Американские войска, потерявшие за время боев 27 человек убитыми, были выведены за городскую черту. Потери боевиков точно неизвестны — оценки их доли среди примерно 1000 убитых иракцев являлись предметом информационно-пропагандистской борьбы.
Однако так называемая «Бригада Эль-Фаллуджи», набранная из местного населения и поставленная под командование иракского генерала, оказалась ненадежной и распалась, а ее вооружение попало к боевикам, что осенью того же года привело ко второй битве за город.
Вторая битва за Эль-Фаллуджу — штурм крепости
Первая битва выявила явного лидера среди суннитских боевиков — Абу Мусаба аль-Заркави, который за лето и начало осени 2004 года сделал Эль-Фаллуджу одной из своих баз, целенаправленно укрепляя его кварталы для новой обороны туннелями, бункерами, наблюдательными позициями и минами.
Во многих домах устанавливались баллоны с газом и бочки с бензином, которые можно было подорвать. Улицы блокировались бетонными заграждениями. Чтобы помешать американским снайперам занимать позиции на крышах зданий, лестницы заделывались или обрушивались, чтобы вынудить солдат пользоваться путями, которые приведут их на мины, «растяжки» или в огневые мешки. Минировались также автомашины, брошенные на обочинах.
Переговоры новых официальных властей Ирака с боевиками, большая часть из которых уже была неместными джихадистами и прибыла в Ирак именно для ведения войны с «крестоносцами», ничем не закончились.
Сознавая утрату контроля над городом, коалиционные войска восстановили сеть КПП вокруг него, а также постоянно проводили разведку и аэрофотосъемку города, готовясь к новым атакам. Еще до начала операции, по данным авиаразведки стали наноситься авиаудары и артиллерийские обстрелы с целью уничтожения живой силы и укреплений противника, а также для ослабления боевого духа обороняющихся.
Город был полностью окружен, в нем был объявлен круглосуточный комендантский час, а жителям было запрещено появляться на улицах с оружием. До 90% населения покинуло город и было перемещено в лагеря беженцев под контролем сил коалиции.
В этот раз для операции было сосредоточено около 10.500 американских, 2.000 иракских и 850 британских солдат. Основной силой вновь был 1-й экспедиционный корпус Морской пехоты США. Силы боевиков оценивались примерно в 5.000 человек.
Авиация сыграла важнейшую роль в операции, которая длилась с 7 ноября по 23 декабря 2004 года, уничтожая цели, выявлявшиеся пехотными подразделениями. При этом, опасаясь использования боевиками ПЗРК, такие уязвимые самолеты, как АС-130 действовали практически только ночью.
Войска коалиции быстро захватили основные мосты в городе, а также госпитальный комплекс, расположенный на полуострове, образованном рекой Евфрат. Предполагалось, что именно в госпитальный комплекс боевики планируют отступать из центра города. Позднее выяснилось, что оттуда планировалось вести масштабную пропагандистскую кампанию о числе гражданских жертв из-за действий наступающих.
Масштабные авиаудары по городу начались 9 ноября, в этот же день наступающими в городе было отключено все электричество. Началось тяжелое продвижение от дома к дому, проверки помещений, уличные бои. Для сохранения жизней солдат при входе в дома, часто окруженные стенами, использовалась взрывчатка или танки. Бронированными бульдозерами почти сразу же очищались от обломков улицы, важные для наступающих.
Особую сложность представляли собой политический и пропагандистский факторы — в январе 2005 года в Ираке планировались общенациональные выборы, а в связи с операцией в Эль-Фаллудже основная суннитская партия вышла из временного правительства страны, крупнейшее объединение суннитских священнослужителей призвало к бойкоту выборов.
При этом, согласно американским данным, боевики использовали школы и мечети в городе в качестве оборонительных позиций. Обыски и бои в этих объектах и около них создавали неблагоприятный политический фон.
Войска заняли весь город примерно за 10 дней, однако операция внутри него продолжалась еще полтора месяца с ненамного меньшей напряженностью. На 16 ноября погибли 38 американцев, 6 иракских солдат, 278 американцев были ранены. Количество убитых боевиков оценивается в 1.200-1.500 человек, еще около 2.000 были захвачены в плен.
К концу декабря погибли 107 солдат коалиции и более 600 были ранены. Вторая битва за Эль-Фаллуджу оказалась самой кровавой битвой войны и вообще самым кровавым боем американских войск с окончания войны во Вьетнаме. Только в декабре 2004 года и после прохождения процедуры биометрической идентификации население стало возвращаться в город.
Итоги и выводы
Именно вторая битва за Эль-Фаллуджу стала образцом для доктрины действий американской авиации в городских условиях — постоянное наблюдение с воздуха, высокоточные удары по заказу наземных частей, быстрая эвакуация раненых или доставка необходимого на передовую.
В битве участвовали самолеты ВВС США, Морской пехоты США, ВМС США. Цели в городе бомбили и обстреливали истребители F-15, F-16, F\A-18, штурмовики A-10, бомбардировщики В-52 и ударные самолеты АС-130, высотные разведчики U-2 и беспилотники MQ-1 Predator в разведывательном и ударном вариантах. Только авиация Морской пехоты использовала 318 высокоточных бомб, 391 ракету и 93.000 снарядов и патронов к пушечно-пулеметному вооружению.
В итоге авиация обеспечила в ходе сражения своим войскам тотальное огневое превосходство в городском бою, в том числе в непосредственной близости от своих позиций, постоянную и немедленную огневую поддержку, разведку и информацию о перемещениях противника в реальном времени, уничтожение противника на всю глубину его оборонительных позиций, быструю эвакуацию раненых.
Беларуская армия вряд ли окажется в ближнесрочной или среднесрочной перспективе в аналогичной ситуации в роли американских войск, гораздо вероятнее, что может сложиться такая ситуация, что ей придется оборонять свои города в условиях более или менее полного господства противника в воздухе.
С другой стороны, маловероятно, чтобы беларусам противостояла настолько же профессиональная сила, какой была в 2004 году американская военная машина. Опять же противник вряд ли будет настолько массово использовать высокоточные боеприпасы.
С этой точки зрения, подготовка к обороне города, как представляется, должна включать построение связанных в систему поддерживающих друг друга автономных узлов обороны. При этом строительство таких узлов необходимо маскировать, в том числе строительством ложных позиций.
Наблюдение с воздуха наиболее эффективно можно было бы парировать использованием существующих подземных коммуникаций и прокладкой новых подземных туннелей и ходов. Не только днем, но и ночью нужно использовать дым от пожаров и дымовых завес для передвижения по поверхности. Для боев ночью нужно обеспечить пехоту эффективными приборами ночного видения. Также следует обеспечить город хотя бы видимостью зенитной обороны, что уже сковывало бы действия вражеской авиации.
Более технологически развитому и обладающему более тяжелым вооружением противнику неизбежно придется навязывать бой на самой короткой дистанции. Причем позиции нужно будет оперативно менять и наступая, и отступая, так как такой противник будет стремиться разорвать контакт и использовать свое превосходство в авиации и артиллерии.
При этом, скорее всего, если противник постарается сначала удалить почти все население из города, чтобы затем подавить сопротивление, снося целые кварталы бомбежками и артиллерией, это вряд ли будет иметь такой же большой эффект против регулярных войск, как имело против связанных с населением боевиков в городах Сирии или при штурме Грозного. Городская застройка и в почти полностью разрушенном виде представляет из себя исключительно удобный район для обороны, если обороняющиеся сохраняют доступ к боеприпасам, воде и продовольствию.
Подготовленная оборона беларуского города должна быть вписана в стратегический план обороны страны, в том числе в план политических и информационно-пропагандистских операций, направленных:
1) на мобилизацию беларуской нации;
2) на использование международного дипломатического давления, международного общественного мнения и гуманитарных организаций в интересах обороны Беларуси для дезорганизации действий войск противника и срыва его планов;
3) на убеждение военнослужащих, населения и политического руководства противника в бесперспективности войны против Беларуси и/или в том, что за оккупацию страны придется заплатить слишком дорогую цену.
Александр Гелогаев, специально для Belarus Security Blog