Вы прочитаете этот материал за 5 минут
Министр обороны Сербии Небойша Стефанович заявил, что правительство страны рассматривает возможность возврата к системе всеобщей обязательной военной службы и призыву. Решение будет принято в конце этого года. Но только ли в Сербии думают об этом?
Еще 10 лет назад казалось, что всеобщая воинская обязанность останется в прошлом. По крайней мере, в Европе, где многие страны отказались от нее после окончания Холодной войны. Среди них была Польша, в которой призыв был отменен в 2009 году. Год спустя Швеция решила пойти на аналогичный шаг, а в 2011 году Сербия, упомянутая выше (Хорватия сделала за три года до этого).
Только несколько стран сохранили призыв на военную службу, в том числе: Дания, Норвегия, Эстония, Финляндия, Кипр, Греция, Австрия и Швейцария. Таким образом, это лишь небольшие страны, по крайней мере, с точки зрения количества жителей (до 10 миллионов), которым часто угрожали их соседи.
Ситуация изменилась с 2014 годом после агрессии России против Украины, когда началась волна возвращения к всеобщей воинской повинности. Ее, конечно, ввела сначала атакованная Украина, но вскоре после этого Литва вернулась к призыву, а затем в 2018 году Швеция.
Как видно, этот шаг был сделан теми, кому непосредственно угрожала опасность, причем в основном это небольшие по численности населения государства. Те, которые не могут поддерживать многочисленные профессиональные вооруженные силы в мирное время, и которым в первую очередь требуется большое количество сухопутных войск.
Однако гораздо более крупные европейские страны — Италия, Румыния, Германия и Франция также рассматривают возможность возвращения обязательной военной службы. Во Франции президент Макрон поддерживает программу «национальной службы», которая может быть реализована, в том числе, через вооруженные силы. Кроме того, это был бы фактор, объединяющий французскую нацию, с иммигрантским населением различных конфессий и рас. Похожая идея реализуется в Эстонии, где военная служба призвана интегрировать эстонцев с русским меньшинством.
Другие страны в более богатой части Европы также рассматривают призыв в армию как возможность адекватно увеличить свои вооруженные силы, так как большинство граждан не рассматривает военную службу в качестве карьерного пути. В то же время считается, что некоторые из солдат-срочников, побуждаемые гражданским долгом, решат остаться в армии в качестве профессиональных солдат. Потому что, хотя служба в вооруженных силах в богатых странах не является родом деятельности, который предлагает лучшие финансовые возможности, некоторым людям она может понравиться в конце концов по многим другим причинам, таким как возможности для развития, престиж или различные льготы. Стоит добавить, что в настоящее время призыв на военную службу также может быть интересной альтернативой для лиц, ищущих работу, с учетом безработицы во многих местах.
Однако в целом решения, связанные с восстановлением воинской повинности, в первую очередь мотивируются усилением глобальной неопределенности и угроз. Их становится все больше и больше в «ковидном» мире. В этой ситуации решение Сербии, которой не угрожают ни Россия, ни Турция (как Греции), может показаться озадачивающим. С одной стороны, конечно, атака на эту страну была осуществлена Североатлантическим альянсом во главе с США всего два десятилетия назад, но с другой стороны, сербы пытаются влиться в структуры Евросоюза.
Время покажет, будет ли и в какой степени восстановлена воинская повинность в других европейских странах и решит ли Сербия сделать это. Которая, стоит добавить, помимо увеличения численности и резервов своих вооруженных сил через призыв, также инвестирует в их модернизацию. Последующие подобные решения, несомненно, будут знаком того, что международная ситуация обостряется и что мы живем во все более нестабильном мире, дрейфующем в следующей холодной войне …
С незначительными сокращениями.