Фантастика в погонах: как военные придумывают конец света и способы его предотвратить

2463

Вы прочитаете это материал за 7 минут

«Генералы всегда готовятся к прошедшей войне», —  гласит расхожая пословица, и она во многом права. Лишь в редчайших случаях военачальники уже в начале конфликта были способны использовать могущество новых концепций ведения боевых действий, технологий, социальных и экономических изменений.

Эту проблему, прежде всего в странах Запада, военные стараются решить, проводя своеобразные мозговые штурмы, стремясь снять обыденные ограничения с мышления курсантов военных учебных заведений, офицеров и генералов.

Автор не слышал об аналогичных мероприятиях в беларуских силовых органов, поэтому предлагает изучить использование фантастики для «планирования немыслимого» в Вооруженных силах США.

Предыстория

Еще в конце 19 века стали появляться художественные произведения и настоящие аналитические записки об облике будущей войны, написанные профессиональными военными. Некоторые из них были далеки от реальности, но некоторые указывали и на применение боевых газов, и на появление боевой авиации, а также наземных бронированных машин с пулеметным и пушечным вооружением.

Позднее американские военные обращались к лучшим писателям-фантастам во время Холодной войны, чтобы их консультации давали творческий импульс ученым и составителям тактико-технических заданий.

Так, классик научной фантастики Айзек Азимов в 1959 году был приглашен в качестве консультанта в секретную группу исследователей, которые работали над концепцией национальной противоракетной обороны. Азимов участвовал в совещаниях, хоть и опасался, что слишком глубокое погружение в проект закроет ему возможность свободно писать свои фантастические произведения.

В то же время он написал Агентству передовых научных проектов Министерства обороны США доклад о том, как стимулировать творческий потенциал ученых, которые участвуют в военных проектах.

Наше время

Позднее использование фантастики стало в США и многих странах НАТО практически стандартным методом снятия шор современности с мышления военных.

Фантастические книги стали попадать в списки для чтения солдатами и офицерами в Сухопутных войсках, Корпусе морской пехоты, Военно-морском флоте и Военно-воздушных силах США. Так, в 2016 году командующий КМП США генерал Роберт Неллер порекомендовал подчиненным читать техно-триллер «Призрачный флот» (Ghost Fleet).

Книга, действие которой происходит в ближайшем будущем, описывает сценарий, в котором посткоммунистический Китай, используя новые технологии, получает возможность отслеживать американские корабли с атомными двигателями и, борясь (в союзе с Россией) за доминирование в Тихом океане, оккупирует Гавайские острова. США приходится самим обратиться к неожиданным союзникам и новым технологиям, чтобы восстановить статус-кво.

Более того, так называемая Лаборатория военных действий КМП США, организовала специальную конференцию «Научно-фантастические варианты будущего», пригласив на нее авторов научно-фантастической литературы, офицеров-морпехов и ВМС. Еще в 2013 году внутри самой Лаборатории был создан «Директорат будущего», задачей которого является «определение будущих вызовов и возможностей, разработка концептов боевых действий и подробное изучение вариантов будущего».

Пример военного научно-фантастического конкурса

В рамках той же задачи «ожидать неожиданного» среди американской морской пехоты проводятся конкурсы фантастического рассказа, в ходе которых призы даются не столько за писательское искусство, сколько за оригинальность мышления при определении будущих проблем и методов их решения. Это дает возможность вырваться за стандартные сроки планирования штабистов — квартал, год, несколько лет — и дает командному составу представления о том, во что, возможно, стоит инвестировать средства и кадры уже сейчас, чтобы не кусать локти через 10-20 лет.

Сначала определяются временные рамки будущего, в рамках которого конкурсанты должны описывать происходящее. На конкурсе 2016 года эта были 2030-2045 года. По условиям конкурса, в мире в это время царит глобальный политический хаос, США ослабли и озабочены в большей степени внутренними проблемами, растет роль Китая, многие города насчитывают десятки миллионов человек, населению не хватает природных ресурсов.

На конкурс 2016 года было подано 74 заявки, из числа которых было отобрано 18 финалистов,  с которыми провели мастер-класс известные писатели-фантасты. Три рассказа финалиста описывают тяжелые бои в городах среди большого числа мирного населения, страдающего от нехватки, прежде, всего воды.

Широко используются боевые и разведывательные роботы и экзоскелеты, серьезно развились средства индивидуальной защиты солдат, оружие может переключаться в нелетальный режим, а также быть электромагнитным или лазерным. Кроме того не исключается использование оружия массового поражения. Например, биологического, что может иметь стратегические последствия для целых континентов.

В мегагородах жизнь и война идет сразу на нескольких уровнях, а достаточно сильные государства могут позволить себе готовить военных с детства, используя генные модификации.

Итоги конкурсов подводятся на конференциях, на которых приглашают известных современных авторов фантастики и даже создателей компьютерных игр, в которых, по мнению военных, относительно правдоподобно моделируются будущие военные конфликты. Произведения-победители публикуются отдельным сборником и распространяются на официальных сайтах в ПДФ-формате.

Не отстают от морпехов, например, и Сухопутные силы США, которые весной этого года выпустили научно-фантастические комиксы, посвященные кибер-угрозам на поле боя и вне его в условиях нарастающей роботизации и автоматизации современных западных стран: «Эти провоцирующие на размышления научно-фантастические работы имеют целью вдохновить читателя на обсуждение будущих угроз. Эти художественные работы… основаны на будущих тенденциях, технологиях, изменениях в экономике и культуре».

В ноябре 2017 года ВМС США участвовали в «НэйвиКоне» — научно-фантастической конференции, посвященной связи военного дела и фантастики, отражению реалий в фантастике и роли фантастики в национальной безопасности США.

Опыт США уже используется, например, в России — в 2016 году российский Фонд перспективных исследований и Генштаб Минобороны РФ провели конкурс футурологических эссе среди сотрудников и курсантов военных учебных и научных учреждений.

Пропагандистский эффект

Кроме того, что научная фантастика позволяет генералам и офицерам получить новую пищу для размышлений, она сама по себе формирует мышление широких масс людей, которые ее читают. Она с одной стороны делает их более готовыми к ожидаемым технологическим прорывам и социально-экономическим изменениям, адаптирует человека к вызовам грядущего и снижает его страх перед будущим.

С другой стороны фантастика может давать человеку (в том числе военному) готовые решения возможных в будущем проблем, задавать типовые реакции на возможные политические и культурные перемены, рисовать привлекательный образ желаемого будущего.

Так, различные варианты российско-украинского конфликта были неоднократно обрисованы в российской фантастике 1990-х-2000-х годов, создававшей, наряду с официальной российской ТВ-пропагандой, образ врага — украинского националиста из Галиции, и образ друга — пророссийского «малоросса» или русскоязычного жителя Крыма.

Один из «предсказывателей» российско-украинской войны фантаст Федор Березин даже занял высокое положение в так называемой «ДНР».

Возможности для Беларуси

Беларуси было бы полезно регулярно проводить аналогичные американским конкурсы военной фантастики, причем, как среди собственно военнослужащих, так и среди гражданских.

Предлагая конкретные временные рамки и обстоятельства, ответственные военно-научные структуры могли бы получить не только материал для собственно военного анализа, но и стимулировать пишущих и желающих думать о долгосрочном будущем своей страны и армии, формировать беларусоцентричный взгляд на происходящее.

Появление беларуской военной фантастики позволило бы влиять на формирование выгодного нашей стране образа будущего в умах граждан, готовить граждан и военных к вызовам будущего и предлагать адекватные ответы на эти вызовы.

Александр Гелогаев, специально для Belarus Security Blog

Logo_руна