О далёкой Исландии наше население наслышано преимущественно в контексте наличия гейзеров, водопадов и вулканов, извержения которых способны парализовать авиасообщение во всей Европе, а также творчества экстравагантной певицы Бьорк. Между тем, это островное государство заслуживает пристального внимания ещё как минимум в трёх ракурсах: парламентские традиции, экономические реформы и политика в области обороны.
Когда ряд беларуских публичных деятелей в очередной раз начинает причитать о том, что «у нас маленькая страна», «нас хотят наклонить» и «нам необходимо наращивать военный потенциал», так и хочется послать их далеко на… Север. Потому что пример Исландии красноречиво доказывает: не обязательно быть вооруженными до зубов, чтобы чувствовать себя защищёнными. Наряду с Андоррой, Гаити, Коста-Рикой и Панамой, вооружённые силы на «острове льда и огня» отсутствуют как полноценное явление.
Согласно «Глобальному индексу милитаризации» (Global Militarization Index), который с 1990 года составляют эксперты Международного центра конверсии (BICC) в Бонне (Германия), Исландия – наименее милитаризированное государство в мире. К слову, Беларусь, с её довольно скромным уровнем благосостояния, в данном рейтинге входит в двадцатку лидеров.
Статус самой мирной страны обусловлен тем, что армии как таковой у потомков викингов нет. В их распоряжении находится лишь береговая охрана в составе 130 человек, нескольких кораблей, катеров и вертолётов, аварийно-спасательная служба да полиция, присутствие которой вообще трудно заметить (и неудивительно, ведь уровень преступности здесь крайне низкий). Если же кому-то из местных молодых людей очень захочется проявить себя на военном поприще, ему придётся отправиться на службу в соседнюю Норвегию.
Как же исландцы дошли до жизни такой? Насколько эффективна их политика в области безопасности? И что делать умиротворённым островитянам в случае внезапной оккупации? Чтобы в полной мере понять незаурядный прагматизм этого народа, следует обратиться к истории.
Характер стойкий, нордический.
На первый взгляд, Беларусь с изолированной Исландией ничего не связывает. Хотя по данным исследований, такое ключевое историческое явление как распространение христианства на беларуских землях началось отнюдь не благодаря князю Владимиру. Последнего на несколько лет опередил прибывший из Исландии харизматичный миссионер Торвальд Кодранссон, основавший обитель под Полоцком.
Более того, помимо создания эпических саг и пассионарного освоения новых территорий (как это случилось с Америкой задолго до Колумба) поселенцам маленького островного государства принадлежит первенство ещё и в укоренении демократических традиций. В десятом столетии, около 930 г., они основали Альтинг, выступивший прототипом европейского парламента.
Данное учреждение служило общим собранием для целой страны, отвечая потребности в центральном регулирующем органе. Это собрание проводилось на территории современного национального парка Тингвеллир (Равнина Тинга) в юго-западной части острова в июне, во время периода непрерывного светового дня и наиболее ясной погоды. В течение двух недель ущелья и лавовые поля фактически становились национальной столицей. Здесь завязывались политические союзы и разрабатывались стратегии, приносились клятвы и принимались важнейшие решения.
Основной функцией Альтинга было собрание законодательного или судебного совета, называемого Лёгретта, где предводители общин рассматривали старые законы и создавали новые. Только предводители имели право голосовать в Лёгретте, причём каждый из них приводил на заседания совета двух советников. Когда двое или более человек разделяли положение лидера общины, только один из них посещал Лёгретту и выполнял другие официальные обязанности предводителя на Альтинге. Лёгретта была также уполномочена объявлять что-либо вне закона. Эта законодательная власть, существовавшая в эпицентре жизнедеятельности древней Исландии, представляла интересы страны и в международных делах, заключая соглашения, такие как, например, с норвежским королем Олафом Харальдссоном, которое определяло статус исландцев в Норвегии и норвежцев в Исландии.
Именно благодаря Альтингу Исландия функционировала как единое сообщество всего острова, жители которого, по сути своей, представляли собой достаточно разобщенные группы лиц. Предки современных исландцев умудрились ограничить влияние власть имущих, носящее принудительный характер, и расширить мандат парламентского собрания так, чтобы целиком учесть спектр интересов владеющих землей свободных крестьян.
Отсутствие местных военных вождей находилось в соответствии с природой общества, которое развивалось в Исландии. В Североатлантическом регионе Исландия эпохи викингов была слишком отдаленной, чтобы подвергнуться нападению из Европы.
Позднее, становясь поочерёдно колонией Норвегии и Дании, а также побывав под покровительством Великобритании и США, в 1944 году Исландия наконец провозгласила полную независимость и стала республикой. Произошло сие знаменательное событие в пресловутом Тингвеллире, где помимо того, что много веков назад собирались викинги с целью законодательной инициативы, но ещё и находится стык тектонических плит Земли — Евразийской и Северо-американской.
А надо ли им НАТО?
Несмотря на то, что с самого момента основания НАТО в 1949 году Исландия вошла в состав альянса, споры о целесообразности такого решения не угасают и по сей день. Ещё накануне заключения соглашения о сотрудничестве с НАТО, в стране начались массовые акции протеста. В течение последующих лет не раз звучали лозунги «Исландию убрать из НАТО, а армию распустить!». Вопрос о присутствии войск НАТО на территории Исландии неоднократно поднимался на протяжении всего периода «холодной войны», и в 1985 году парламент страны единодушно принял решение об объявлении Исландии безъядерной зоной, запретив НАТО размещать любое ядерное оружие на острове.
Справедливости ради следует отметить, что НАТО в целом и особенно США за время холодной войны создали на острове не только новые рабочие места, но и внушительную военную инфраструктуру. Благодаря им в Исландии были построены: авиабаза Кефлавик, военно-морская база в Хваль-фьорде, две радиолокационные станции.
Тем не менее, в 2006 году части вооружённых сил США вынуждены были покинуть базу в Кефлавике, хотя Исландия пока ещё остается членом НАТО. На острове постоянно дислоцируется самолёт авиаразведки «АВАКС», четыре вертолёта и один заправщик. Помимо этого в Исландии базируются силы ВМФ НАТО. В них входят: самолёты-охотники за подводными лодками, боевые катера, а также узел трансатлантической связи, который должен быть активирован в момент начала военных действий. Имеются также специальные «войска» Исландии – мощное подразделение, специализирующееся на спасательных операциях в мировом океане.
В соответствии с планом организации командования альянсом, утвержденным в 1998 году, Исландии отводится роль запасной штаб-квартиры НАТО. В дополнение к этому у Исландии существуют договоренности о вооруженной защите с Данией, Норвегией и Швецией. Страна проводит ежегодные учения НАТО под кодовым названием «Северный Викинг».
В настоящее время Исландия представлена во всех основных комитетах НАТО; она делает взносы в военный и гражданский бюджеты альянса, а также в Программу инвестиций по обеспечению безопасности. Исландия направляет гражданских миротворцев для участия в операциях под руководством НАТО и старается играть более активную роль в дискуссиях и планировании Североатлантического альянса. Кроме того, она служит важной дозаправочной базой для операций НАТО в континентальной Европе и на севере Америки.
Наряду с этим, в исландском обществе усиливаются настроения, связанные с желанием покинуть альянс, а парламент страны готовится рассмотреть законопроект о национальном референдуме по вопросу выхода Исландии из военного блока. По мнению ряда местных политиков, членство в НАТО – это вчерашний день, ведь риски, связанные с безопасностью стран-членов альянса изменились по своему характеру, и теперь «удар приходится ждать оттуда, откуда он никогда, казалось бы, не может быть нанесен».
Другими словами, хотя в мире и существует большое количество военных угроз, но все они достаточно далеко от Исландии, за последние столетия сильно прикипевшей к политике нейтралитета и миролюбия, исповедуемой наряду с поддержанием высокого уровня благосостояния своих граждан.
Ирина Шумская, специально для Belarus Security Blog.