Форум в Крынице. День первый

3307

Вы прочитаете этот материал за 5 минут

5-7 сентября в польском городе Крыница-Здруй в 27-й раз проходит экономический форум, который неформально именуют восточноевропейским Давосом. Форум состоит из десятков дискуссий и мероприятий. Значительная часть которых посвящена вопросам региональной политики, безопасности, технологического развития, информационной и гуманитарной сферах.

Милитаризация Балтийского и Черного морей.

Турция оказалась между Западом и Россией. Во время «Холодной войны» было два фланга противостояния СССР и НАТО. И тогда «восточный фланг» подразумевал юго-восточную  Европу и восточную часть Средиземноморья. Сейчас в старую терминологию вкладывают новое значение.

Россия успешно для себя изменила международную систему. Аннексия Крыма парализовала систему международного права. До начала войны против Украины, Черноморский флот России имел в составе 27 надводных кораблей и 2 подводные лодки. В настоящее время ЧФ имеет 41 судно, 9 подлодок. Силы НАТО  пока превышают российские: Турция располагает в черноморском бассейне 44 судами и 13 подлодками.  Сейчас очевидно меняется баланс сил. Россия имеет амбициозную программу развития Черноморского флота, предусматривающую поставку до 2020 года свыше 20 боевых судов. Что позволит Москве при необходимости «закрыть» это море. Отдельная тема — создание Россией «пузыря» 2A/AD вокруг Крыма из системы РЭБ, ПВО и ракетного вооружения «поверхность-поверхность».

Также российские базы в Сирии с точки зрения Турции зажимают Анкару в «клещи» между российским силами в Черном море и в Сирии. Кроме того взаимодействие РФ и Ирана достаточно успешно.

В Турции пока нет единого мнения как реагировать на это.  Турецкая политика традиционно стремится к сохранению ситуации невмешательства внешних сил (в том числе и западных) в дела региона. Решение НАТО усилить присутствие в Черном море ставит Турцию перед необходимостью поиска своего места в новом региональном раскладе. Несмотря на последние сложности политического характера, США остаются стратегическим союзником Турции. И сотрудничеству Анкары и Вашингтона альтернативы нет.

Украина считает, что ответом на внешнюю угрозу является получение обороняющейся стороной оружия, способного удерживать потенциального агрессора на удалении. Т.е. с ударными функциями.

Говоря о «Западе-2017», Украина опасается того, что она окажется в клещах между российским черноморским флотом и российской же группировкой войск в Беларуси.

Кроме того, продолжается милитаризация Калининградской области: строятся ракетные базы, центр радиоэлектронной разведки и РЭБ, способный покрыть всю Европу. Украинские политические элиты (по крайней мере, часть) исходят из причастности России к проникновению исламистов в ЕС. И считают, что Москва имеет планы по дестабилизации Европы, в том числе и методами терроризма.

Украина предлагает комплексный подход к противодействию России. Пунктами которого являются, в том числе, и создание условий для отказа Беларуси от военного сотрудничества с Москвой, ужесточение санкций против России с целью спровоцировать там глубокий кризис и сделать невозможным финансирование российской программы вооружения.

Румыния считает необходимым видеть картину в целостности. Угрозы не ограничиваются только украинской-российской войной. Частями текущего противостояния России и Запада является вся цепочка замороженных конфликтов на постсоветском пространстве: Карабах, Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье. А также проблемы незаконного перемещения лиц. Безусловно, необходим диалог с Россией. Но не может быть и речи о признание незаконных территориальных приобретений России: Москва должна вывести свои силы с захваченных территорий.

Учения «Запад-2017» Бухарест считает демонстрацией силы.

Польша исходит из необходимости преодоления кризиса доверия между Западом и Россией. Варшава стремится к сохранению послевоенных границ и соблюдению безопасности для малых и средних стран региона. Необходимо показать России дорожную карту к деэскалации. Цель – восстановить международный порядок, установленный после Второй мировой войны. Если кто-то надеется контролировать возможный конфликт – это наивность. Любая война в регионе приведет к неконтролируемому развитию событий. Поэтому главное – восстановление доверия.

Место малых и средних стран в современной Европе

Россия стремится оперировать по образцу 19 века, ограничивая внешнеполитическую субъектность соседних стран. Между тем, право любой страны самостоятельно выбирать союзы и блоки является основой современной европейской политики.

Интеграция Европы означает не только интеграцию возможностей (например, представитель Люксембурга возглавляет ЕС), но и интеграцию вызовов и проблем. Проблема миграции, для примера — общеевропейская проблема. Между тем, многие малые страны становятся на позиции национального эгоизма. И это глупо. Если с эгоистических позиций начнет действовать Германия – это будет катастрофой. Надо понимать, что дееспособный Европейский Союз – это лучшая гарантия самостоятельности малых и средних европейских стран.

Важным средством продвижения интересов малых и средних стран являются различные группы внутри ЕС (например, Вышеградская). Такая коалиционность малых стран позволяет им продвигать собственные интересы на общеевропейском уровне.

Экономическое доминирование крупных европейских стран является предметом опасений малых и средних европейских государств. Присутствует опасность того, что экономическое давление может использоваться для достижения политических целей.

Кроме того, малые страны по иному воспринимают вызовы безопасности. Особенно те, которые связаны с их национальной и культурной идентичностью. И кризис с беженцами этому яркое свидетельство. И тут есть проблема: зачастую крупные региональные государства не то чтобы игнорировали, но скорее не понимали опасений малых и средних стран.

Для малых и средних европейских стран есть проблема в нечеткости позиционирования ЕС на глобальной арене. Позиция и стремления Китая, США и России относительно понятны. Но чего хочет ЕС как таковой?

Отдельная тема – регионы европейских стран. Бавария, Каталония, Шотландия сопоставимы по размерам экономики с рядом суверенных стран. А за счет своего особого статуса внутри государств, регионы могут через национальные механизмы оказывать влияния на выработку общеевропейских решений.

Belarus Security Blog выражает признательность Посольству Польши в Минске, Министерству иностранных дел Польши и  Институту восточных исследований  за возможность принять участие в работе Экономического форума в Крынице.  

Другие материалы по теме:

Форум в Крынице. День второй

Форум в Крынице. День третий

Logo_руна