«Фрау А.» — значит алогичность

3638

Вы прочитаете этот материал за 14 минут

После мартовских событий (массовые задержания патриотов, выставление им обвинений в подготовке массовых беспорядков, жёсткое подавление празднования Дня Воли с вновь последовавшими массовыми задержаниями и «сутками» для всех, в том числе и журналистов, а также непрекращающееся давление на гражданское общество с судами заочно и прочими прелестями) государственные СМИ продолжили лобовую атаку на противников действующего режима, настоящих и вымышленных.

Квинтэссенцией позиции действующей власти в отношении текущей ситуации стал материал газеты «Беларусь сегодня» под звучным заголовком «Имя им – легион», представляющий собой очередную страшилку про «злостных радикалов», которые не просто замышляли недоброе по отношению к «воинам света» в виде действующей беларуской власти, но даже глубоко пустили свои щупальца и проникли в ряды этих самых «воинов».

То же самое можно сказать и о специальном репортаже под ещё более жутким названием «Белый легион чёрных душ», показанном на канале «Беларусь-1» 12 апреля. Данные материалы, продемонстрированные в передовых рупорах государственной пропаганды, дают представление о планах властей на ближайшее время, поэтому следует подробно остановиться на некоторых моментах в них.

«Смешались в кучу кони, люди»

О качестве исполнения говорить в очередной раз не приходится: генератор штампов и клише работает на полную катушку. Госпропаганда полностью уверовала, что аудитория – или клинические идиоты, или не имеют доступа к другим источникам информации. Поэтому в обоих информационных атаках на давно канувший в лету «Белый легион», как писал классик, «смешались в кучу кони, люди». И абсолютно сюрреалистичная идея с некоей дамой из Германии, передавшей беларуским спецслужбам информацию о якобы готовящихся беспорядках в Минске 25 марта, и фотографии массогабаритных макетов оружия, выдаваемых за боевые экземпляры, и вечные поиски «украинского следа», и шельмование беларуской национальной символики с обязательным упоминанием использования её в годы Второй мировой противниками советской власти — всё это старые клише госпропаганды.

Начнём с того, что в письме бдительной соотечественницы из Германии, чей частично заретушированный снимок приводят пропагандисты, видно, что сам текст послания и подпись под ним написаны разным почерком, а его автор (гражданка Германии с беларускими корнями, как утверждается) себя так и именует — «фрау А…». В то же время, в письме содержится несколько грамматических ошибок, а также пропагандистских штампов про «фашистский переворот», «подготовку в Польше группы исполнителей», а также «для создания жертв запланировано использование спецтехники».

Эти самые штампы с сильным акцентом, но по-русски озвучивает «фрау А…» на видео «репортажа» Беларусь-1. К слову, у «фрау А…» довольно сильный акцент, нехарактерный для человека, у которого русский или беларуский был родным языком. Если дама не в состоянии устно в правильной форме озвучить свои мысли, то возникают вполне обоснованные сомнения в её способности изложить их на бумаге, при этом написав всё от руки вполне сносным почерком и ни разу ничего не зачеркнув.

Имя героини тоже остаётся неназванным. Фрау делает акцент на том, что 25 марта «сторонники переворота» будут использовать террористов-смертников, а готовят этих «провокаторов» в том числе в Польше на польские средства. С виду же данная особа производит впечатление человека, который, мягко выражаясь, слегка не в себе.

Важный момент – «смелость» этой дамы, которая не побоялась возможной угрозы со стороны коварных праворадикалов или спецслужб нескольких соседних стран, якобы причастных к подрывной деятельности против Беларуси, и вышла на госТВ с «открытым забралом». Но возникает вопрос к легкомыслию беларуских спецслужб: защита источника информации – задача задач. А тут его раскрывают на всю страну. Конечно, если речь идет не об источнике, а об «источнике», то все становится на свои места. Ну и интересно, что в сюжете с фрау окна помещения, где она вещает о коварных планах недругов, закрыты жалюзи. Это, наверное, чтобы зритель не отвлекался на берлинские пейзажи. Или пейзажи всё же минские?      

Отметим и тот факт, что разглашение показаний фигурантов дела является незаконным, поскольку противоречит тайне следствия. Поэтому не совсем понятно, каким образом в газетную публикацию и телевизионный «репортаж» попадают показания обвиняемых по «Делу патриотов». Возможно, одной из целей материалов является спровоцировать их, чтобы они стали оговаривать друг друга, так как речь и в газетной статье, и в телерепортаже ведётся только о паре человек, давших показания. Можно не сомневаться, что каждый из обвиняемых получил возможность ознакомиться с рассматриваемыми творениями государственной пропаганды.

Автор опуса в «Советской Белоруссии» решил не подписывать своё творение, а выдать его за продукт некого «отдела расследований», что также является показателем в данной ситуации. При этом неясно, «отдел расследований» — это просто клише в качестве псевдонима или же аллюзия на сотрудников силовых структур, чей казенный стиль явно прослеживается в материале. Впрочем, не обозначился и «расследователь» из Беларусь-1.

По итогам поделок госпропаганды можно сделать несколько основных выводов.

Власть отказывается от идеи снижения напряжения в обществе и умиротворения недовольства народа

Политика репрессий по отношению к любым негосударственным инициативам, расцениваемым по произвольным критериям в качестве угрозы действующему режиму, будет продолжена. Возможно, что даже в более жёсткой форме. На это намекает тот факт, что фигурантам «Дела патриотов» предъявлено не только обвинение в подготовке массовых беспорядков (ч. 3 ст. 349 УК РБ), но и в создании незаконного вооружённого формирования – статья 287 УК РБ. Руководство «незаконным вооружённым формированием» или участие в нём наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на срок от 3 до 7 лет. Обвинение по этой статье предъявлено 20 человекам.

Можно сделать вывод, что власть собирается устроить из дела показательный процесс для очередного сеанса устрашения. Однако эффект как для общественного мнения, так и для внешних сил может оказаться совершенно противоположным планируемому.

Отдельно стоит остановиться на следующих пассажах из текста статьи:

— «Местная власть отнеслась к этому, прямо скажем, спустя рукава. Скользнула по бумажкам, вроде всё гладко, разрешила и благополучно устранилась».

— «Но ведь всё, что касается воспитания, — дело сугубо государственное! И его нельзя отдавать на откуп сомнительным «педагогам»…»

— «Хочется спросить у некоторых профильных министерств, местной власти, почему в данном случае процесс воспитания был отдан «легионерам»? Кто за это должен ответить?..»

Отсюда следует, что, во-первых, не исключён поиск ещё нескольких «крайних» из числа чиновников. Во-вторых, после такого «разбора полётов» каждый чиновник будет не просто с опаской относиться к каким-либо пробеларуским инициативам на местах, а будет шарахаться от них, как чёрт от ладана. Да и не только от пробеларуских, а вообще от любых.

О полной бесперспективности идеи «общенационального диалога», в которую успели уверовать даже некоторые противники действующего режима со стажем, говорит и использование пропагандой приёма «деперсонификации врага». «Белый легион» в ходе «репортажа» Беларусь-1 не просто сравнивается, но и связывается с «Гитлерюгендом», «Исламским государством» и «Талибаном». Утверждается (причём, абсолютно голословно), что в официально зарегистрированном клубе «Патриот» из детей готовили террористов-смертников с целью совершения взрывов в Москве и Минске. А национальная символика открыто именуется нацистской, как и сами «легионеры» – нацистами. Очевидна попытка дискредитации любого оппонента власти за счет использования негативных клише. Старого (нацизм), доставшегося в наследство от СССР и связанного с трагедией Второй мировой войны, – который, кстати, в силу временного разрыва с теми событиями уже практически не действует на людей младшего и среднего поколений. И новых (исламский радикализм, терроризм), картинка которых стала повседневной рутиной для европейского информационного пространства. Именно в расчёте повлиять на мнение Запада по «Делу патриотов» к ситуации пытаются «прилепить» исламистский терроризм.

Центральная власть в Минске продолжит всеми силами снимать с себя ответственность за негативные события в стране

В статье повторяется один из главнейших посылов всех сообщений государственной пропаганды последнего времени – «У кого–то есть иные, но конструктивные рецепты? В Москве и Вашингтоне полиция вот достала дубинки…» То есть раз за границей полиция может применять силовые методы, то и мы у себя от них отказываться не собираемся. Как всегда в таких случаях, контекст ситуации в Беларуси и в условном Вашингтоне государственной пропагандой опускается.

Ещё одним признаком политики перекладывания ответственности за любой негатив является вышеупомянутая отсылка к местным властям: это на местах не досмотрели, не пресекли, не проинформировали кого надо вовремя. Вчера – не так исполняли требования декрета о «тунеядцах», сегодня – за «легионерами» не усмотрели, завтра – всё что угодно.

«Крайним» от оппозиции стал Николай Статкевич, которого государственная пропаганда окончательно назначила главным «радикалом». Только сначала он координировал анархистов, а теперь переключился на националистов, вместе с которыми якобы планировал «фашистский переворот». Анархисты же использовались, как заявили на Беларусь-1, для отвлечения внимания. Тот факт, что националисты и анархисты находятся на разных полюсах политического спектра и зачастую враждуют между собой, пропагандистов не смущает. А возможно, они смутно представляют и кто такие анархисты, и кто такие националисты.

Ответственность же за массовые репрессии была снята очень ловким приёмом «смотрите, от кого мы вас уберегли». По мнению авторов «репортажа» Беларусь-1, «недовольные должны отвесить нижайший поклон силовикам: лёгкая прогулка в отделение стоит сохранённой жизни и здоровья». Хорошо, что не попросили поездку в участок оплатить по тарифу такси. Ещё одним ловким приёмом является обвинение лидеров оппозиции в том, что их посадили на «сутки» в преддверии «Дня Воли». Мол, они специально принимали участие в акциях против декрета №3 в регионах с целью того, чтобы их осудили на 15 суток, и они провели 25 марта за решёткой. Авторы «репортажа» явно являются поклонниками российского фильма «Хочу в тюрьму».

В общем, через некоторое время нам посредством госСМИ могут сообщить, что во всём виноваты радикальные националисты во главе со Статкевичем, которые при поддержке анархистов и пособничестве региональных чиновников, а также при неимоверном коварстве внешних сил устроили все те беды, которые происходят в нашей стране. Какие именно беды? Да любые.

Налицо попытка в очередной раз продать России «угрозу Майдана»

В рассматриваемых материалах неоднократно подчёркивается якобы «антироссийская» направленность не существующего почти 13 лет «Белого легиона». Упоминается и вооружённое противостояние восточным захватчикам, и пророссийские провокаторы, которых следует немедленно нейтрализовать, и радикальный национализм, и опыт «легионеров» на Майдане, и нашивки из Донбасса, и миномётная мина. Вишенкой на этом торте «Сказка» становится обвинение «легионеров» в подготовке теракта в Московском метро. Цель всего этого одна – показать Кремлю, что официальный Минск с ним вроде как «братья по оружию».

Проблема заключается в том, что даже в самой России такие дешёвые приёмы уже не вызывают восторга: все понимают, что таким способом Минск пробует вновь «подоить» Москву. Но российская нефтяная «корова» уже не та: массовые посадки собственного населения по явно надуманным поводам не есть причина раскрывать кошелек. К тому же, у России имеются более важные партнёры, чем Беларусь. Причём, предпринимающие реальные шаги к стратегическому сближению.

Стоит ждать ухудшения отношений Беларуси с Украиной и Польшей

И если данный финт беларуских властей никак не повлияет на отношения с Россией, то вот на беларуско-украинские и беларуско-польские – очень даже. Притом не самым позитивным образом. Само по себе использование Украины в качестве страшилки, хоть и для внутреннего пользования, явно не радует южных соседей. А если взять все те клише, которые обычно использует государственная пропаганда в контексте Украины («фашисты», «провокации», «преступники», «дестабилизация»), то всё выглядит ещё хуже. Пока реакция украинской стороны является довольно сдержанной, однако нельзя утверждать, что она останется такой в ближайшем будущем.

Да и для беларуской аудитории штамп «хотите, чтобы было, как в Украине?» уже фактически не работает. Принятое решение про предоставление Украине безвизового режима со странами ЕС воспринимается как серьёзная победа украинской дипломатии, которая окажет существенное влияние на общественное мнение и в Беларуси. На этом фоне всё сложнее станет убеждать население в правильности «уникального пути» Беларуси и солидности достижений действующих властей. Особенно с учётом того, что южные регионы нашей страны массово выезжают «на закупы» в Украину, где несмотря на «преступно-фашистскую дестабилизацию» цена на товары в 2-4 раза ниже, чем в «цветущей» Отчизне.

В то же время и Польша не рада роли «застрельщика» протестов в Беларуси с целью проведения «фашистского переворота». Подобная риторика беларуских властей может закончиться серьёзным дипломатическим скандалом, поскольку для поляков память о Второй мировой войне и сопротивлении немецким захватчикам является одним из важнейших идеологических столпов, вокруг которых строится польская национальная идентичность. Поэтому для страны, в которой повсеместно чтят память героев Варшавского восстания, обвинения в поддержке и подготовке неких «фашистов» и «нацистов» являются оскорблением. И даже если из Польши не последует официального ответа на подобные высказывания беларуской государственной пропаганды, этот фактор окажет весомое влияние на восприятие Беларуси не только в польских правящих кругах, но и среди обычных граждан.

Власть боится независимых СМИ, однако абсолютно не знает, что с ними делать

И в тексте СБ, и в «репортаже» Беларусь-1 отдельное внимание уделяется негосударственным СМИ. Сама «фрау А…» уделяет особое внимание тому факту, что на «День Воли» собирается большое количество представителей независимых, а также зарубежных СМИ (а откуда у неё, кстати, такая информация?). Мол, их целью является представить ситуацию таким образом, что виноватыми в массовых избиениях и задержаниях являются именно беларуские власти. Это, в свою очередь, должно вызвать жёсткую реакцию Запада с чуть ли не введением войск в Беларусь.

Также в адрес неподконтрольных режиму медиа высказываются банальные оскорбления и обвинения в лживости, которые абсолютно не подтверждаются фактами. Главным обвинением у государственной пропаганды остаётся получение некоторыми из негосударственных СМИ материальной поддержки из-за рубежа – мол, чьи тогда интересы они отстаивают. Однако мы уже писали о недееспособности этого приёма по ряду факторов.

Обвиняются независимые СМИ в том, что они не поддались на провокации властей в виде начала травли «легионеров», а продолжили освещать подготовку к «Дню Воли» и ход событий 25 марта. То есть фактически журналистов обвинили в исполнении их прямых обязанностей.

Выводы

Таким образом, мы в очередной раз видим пример, когда государственная пропаганда дискредитирует не только себя, но и действующий режим в целом. Когда количество тупых ляпов на тысячу символов текста «Советской Белоруссии» превышает все допустимые нормы, а канал «Беларусь-1» в качестве экспертов по вопросу «Белого легиона» приглашает высказаться актёра Евгения Гостюхина, певца Анатолия Ярмоленко и «известного» психолога Андрея Метельского, у любого здравомыслящего человека возникают вопросы по поводу адекватности государственных СМИ. С учётом складывающейся ситуации вполне вероятно, что пропагандисты получат результат, прямо противоположный своим целям. Вместо страха перед «нацистами» – новые мемы про письма в посольство Беларуси и наклейки «Антимайдана». Вместо «низкого поклона силовикам» – возрождение бренда «Белого легиона» в качестве символа сопротивления режиму.

Риторика властей не оставляет иллюзий на какое-то «потепление». Велика вероятность, что таким образом народ готовят к тому, что репрессии станут реальностью в стране в период экономической нестабильности, а власти будут всё сильнее закручивать гайки с целью погасить недовольство населения затянувшимся кризисом. Насколько такой путь эффективен, и к чему он может привести – это уже тема для отдельного материала.

Logo_руна