Игры с авторитаризмом

4039

Вы прочитаете этот материал за 4 минуты

Восточная политика Польши в целом, и политика в отношении Беларуси в частности, в последние годы претерпела существенные изменения. Эти изменения произошли под влиянием ряда внутренних и внешних факторов. Так получилось, что российская агрессия в отношении Украины, совпала с победой на выборах право-консервативных сил, во главе с партией «Право и Справедливость». Радикальные реформы нового правительства и острая критика политики Европейского Союза практически полностью изменили систему внешнеполитических отношений и ориентаций, которые для многих стали неожиданностью. Можно сказать, что внешняя политика Польши подверглась всесторонней ревизии, что привело к кризису в отношениях с некоторыми соседними странами, а также с евросоюзными институтами.

С другой стороны, Варшава предприняла целый ряд шагов, направленных на улучшение политических отношений с Минском. Стоит отметить, что Польша традиционно являлась страной, которая активно поддерживала беларуские демократические, гражданские организации и независимые СМИ. В свою очередь, «Право и Справедливость», всегда критично относилась к режиму Лукашенко и скептически оценивало действия предыдущего, либерального правительства, инициировавшего диалог с беларускими властями в 2008-2010 годах. Ожидалось, что после победы на выборах «ПиС» поддержка для демократического сообщества Беларуси только возрастет, однако этого не произошло.

Причин этому несколько.

  1. Война в Украине. В результате российской агрессии в Украине западные страны посчитали приемлемым начать диалог с беларускими властями. Минск стал переговорной плащадкой по вопросам, связанным с ситуацией в Украине, были отменены санкции, а Лукашенко перестал восприниматься как политический изгой. Понятно, что в сложившейся ситуации Польша не могла стоять в стороне и придерживаться изоляционистской позиции в отношении с Минском. Всесторонняя разморозка отношений была также связанна со старыми иллюзиями, верой в то, что заигрывая с Лукашенко, можно оторвать Беларусь от России. Однако, геополитическая конъюнктура до конца не объясняет того рвения, с каким Польша начала «обхаживать» беларуские власти. За всю историю взаимоотношений между странами, в период существования авторитарного режима в Беларуси, наверное не было такого количества статусных официальных польских делегаций, которые бы посещали Минск. Параллельно с этим происходило сокращение поддержки для беларуских независимых СМИ и НГО. Варшава видимо посчитала, что вовлечение Минска, в собственные геополитические игры, более выгодна и перспективна, чем поддержка беларуского демократического сообщества. Следствием этого стал кризис вокруг «Белсата», который МИД Республики Польши решил больше не финансировать, что в итоге могло привести к закрытию канала. По всей видимости, решение вопроса по «Белсату» должно было придать некую позитивную динамику политическим отношениям между Минском и Варшавой.
  2. Претензия на лидерство в создании региональной геополитической альтернативы для старой Европы. С приходом к власти, руководство «ПиС» посчитало, что Польша в состоянии реализовывать самостоятельную политику в центральном и восточноевропейском регионе, не оглядываясь на Брюссель. Эта активность должна привести к формированию союза стран Восточной и Центральной Европы (малого ЕС) в рамках ЕС, который был бы в состоянии отстаивать свои политические и экономические интересы в Европе. Основой этого союза должна была стать Вышеградская группа, куда входят Польша, Словакия, Чехия и Венгрия. Следующим этапом должно было стать создание так называемого проекта «Троеморья», которое включало в себя страны балтийско-черноморско-адриатического пространства. В рамках этого проекта, Беларусь должна была бы быть если не партнером, то объектом воздействия. Однако, экономическая слабость стран региона, различие в интересах и целях, в том числе геополитических, делают этот проект нереализуемым.
  3. Компенсирование. Первые годы правления «ПиС», действия внешнеполитического ведомства Польши, привели к ряду имиджевых потерь Польши на международной арене, главным образом в Европе. Поэтому налаживание отношений с официальным Минском, должны были компенсировать неудачи на других направлениях.

Вместе с тем, Польша игнорировала тот факт, что отношения с авторитарным режимом, вовлеченным в политико-стратегические союзы с Россией, не могут быть устойчивыми и предсказуемыми. В какой-то мере военные учения «Запад-2017» остудили энтузиазм польских политиков, направленный на «втягивание Беларуси». С назначением Яцека Чапутовича на пост Министра иностранных дел, интенсивность политических игр с Минском пошла на спад, как и значимость беларуского направления (официального измерения), во внешней политике Польши.

Павел Усов, доктор политических наук (PhD), директор Центра политического анализа и прогнозов, специально для Belarus Security Blog

Logo_руна