«Искандеры» в Калининграде не решают проблемы его уязвимости

232

Вы прочитаете этот материал за 6 минут.

Размещение оперативно-тактических ракетных комплексов (далее по тексту ОТРК) «Искандер» в Калининградской области не является неожиданностью для наблюдателей. Этот шаг был ожидаем и диктовался соображениями следующего характера:
— осуществляется перевооружение всех ракетных бригад Сухопутных войск России с ОТРК «Точка-У» на «Искандеры», и то, что ракетная бригада в Черняховске получит новые ОТРК было лишь вопросом времени;
— российское руководство неоднократно предупреждало, что в ответ на развертывание элементов системы ПРО в Центральной Европе разметит ОТРК «Искандер» в Калининградской области.

Система ПРО разворачивается несмотря на угрозы из Москвы, а перевооружение российской армии идет несмотря на экономический кризис.

Таким образом, произошло то, что должно было произойти. Но насколько «Искандеры» в состоянии повлиять на баланс сил в регионе?

Никто не испугался. НАТО предельно серьезно воспринимает российские возможности по A2/AD, т.е. по ограничению и воспрещению доступа и маневра враждебных сил на определенных территориях (источник). Российские комплексы наземной ПВО, РЭБ, ОТРК, береговые противокорабельные системы являются серьезным вооружением. И на ближайшую перспективу Альянс ставит целью преодолеть российское превосходство в этой части. Однако никакой паники на Западе нет. И вот почему.

Во-первых, сверхвысокие боевые характеристики российских систем известны со слов производителей и российского руководства. Что может оказаться рекламным трюком со стороны первых и элементом психологического давления со стороны политиков. Как показывает практика, в реальных боевых условиях технические характеристики надо уменьшать в 1,5-2 раза. В лучшем случае.

Во-вторых, численность тоже имеет значение. Даже если новое российское вооружение подтвердит заявленные характеристики, значение будет иметь его количество. Для примера, число критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и промышленности в такой средней по европейским меркам стране как Беларусь превышает 1800. Ни одна система поражения не дает эффективности 1 (т.е. 100%). Соответственно, количество боеприпасов должно превышать количество потенциальных целей. Кроме того, значение имеет скорость, с которой эти цели могут быть поражены. Что требует наличия необходимого числа платформ-носителей. В состоянии ли Россия в сегодняшнем технологическом и финансовом состоянии обеспечить производство тысяч ракет для ОТРК «Искандер» — есть тайна великая.

Стоит напомнить, что согласно открытым источникам бригадный комплект ОТРК «Искандер» состоит из 12 пусковых установок. Т.е. ракетная бригада в состоянии одновременно нанести удар по максимум 24 объектам.

В-третьих, бригада в Черняховске возможно и сможет дать залп. Но с высокой вероятностью он станет последним, что она успеет сделать в нашем мире. То, что НАТО озабочено, не означает, что НАТО бессильно. Появление «Искандеров» в Восточной Пруссии подстегнёт поставку новых систем вооружения в арсеналы соседних стран НАТО. Таких, например, как зенитно-ракетные комплексы MIM-104F Patriot с дальностью поражения целей до 160 км. И хотя российские специалисты относятся к ним с изрядной долей пренебрежения, стоит напомнить, что в отличие от С-300 и С-400 ЗРК Patriot прошли проверку боем. По результатам которой совершенствовались. Кроме того, в ближайшее время ВВС Польши получат крылатые ракеты воздушного базирования AGM-158 JASSM с дальностью пуска в 370 км.

Далее, уже сейчас в арсенале польской армии есть ракеты класса «поверхность-поверхность» (высокоточные шведские RBS-15 Mk. III с дальностью 250 км и норвежские NSM с дальностью в 185 км). Имеют значение и старые советские ЗРК С-200 с дальностью поражения воздушных целей в 250 км, а наземной – более чем в 400 км. Это не описка: есть практика применения советских зенитных ракет по наземным целям. Правда, возможность эффективного поражения ими укрепленных объектов вызывает сомнения. Активно перевооружается польская артиллерия: самоходные артустановки «Краб» и «Крил» поражают цели на дальностях до 40 км, а РСЗО «Лангуста» — 42 км.

Так что на российскую A2/AD НАТО может дать соразмерный ответ уже сейчас.

Без шансов на удержание. Способность российских войск удержать Калининградскую область в случае региональной войны вызывает сомнения: слишком мало сил. В настоящее время в регионе дислоцирована неполная дивизия. Кроме того, складировано вооружение, позволяющее при мобилизации укомплектовать еще три мотострелковые дивизии. В теории. Потому что мобилизацию еще надо провести, а это дело не одной недели. Лишь в кино да у диванных милитаристов все получается гладко и красиво: повестку получил, вещмешок собрал, в военкомат пришел, винтовку под роспись получил – и на фронт. Даже в условиях Беларуси военкоматам стоит массы усилий набрать необходимое число рекрутов в «партизаны». А в военное время желающих одеть сапоги будет еще меньше. Тем более, не совсем понятно, за что должны умирать калининградцы. За великую Россию в которой большинство из них никогда не было? В отличие от соседних Польши и Литвы.

У Польши такой проблемы нет: её армия уже укомплектована и содержится в высокой степени готовности. А население мотивировано. Особенно последние два года.

Регион просматривается системами наземной, воздушной и космической разведки. Причем с высокой долей уверенности можно утверждать, что в круглосуточном непрерывном режиме. Поэтому любые военные приготовления или перемещения даже одиночных боевых единиц будут отслеживаться практически в режиме реального времени. Теоретически, можно попытаться нейтрализовать системы разведки НАТО. Однако, это с высокой долей вероятности это будет воспринято как нападение со всеми вытекающими последствиями.

Кроме того, против российских сил действует фактор географии: Калининградская область не располагает достаточной оперативной глубиной. Регион протянулся с запада на восток на 205 км и с севера на юг на 108 км. Т.е. будет простреливаться имеющимися у Польши ракетными системами на всю глубину. Из 410 км сухопутной границы области половина приходится на границу с Польшей. Вдоль которой и сосредоточены основные сухопутные силы, дислоцированные в Калининградском регионе. 200 км границы х 40 км дальности польской артиллерии дают 8000 км кв. При том, что общая площадь суши Калининградской области составляет 13 300 км кв. Конечно, эти вычисления весьма хромают: и граница далеко не прямая линия, и никто вплотную к ней артиллерию размещать не будет.

Но факт остается фактом: Калининградский регион России крайне уязвим. В случае региональной войны, группировка дислоцированных там сил будет уничтожена, а территория оккупирована. И никакие «Искандеры» с С-400 тут погоды не сделают. Есть лишь два способа обеспечить безопасность этой территории: политический, связанный с деэскалацией и демилитаризацией региона с тем, чтобы сделать его зоной сотрудничества и взаимодействия с соседними странами или же обеспечение сухопутной коммуникации Калининградской области с Россией. Посредством пробития «сувалкского коридора» или через страны Балтии. Но в первом случае итог операции будет зависеть от позиции Минска. А во втором потребуется оккупировать все три страны Балтии. Которые, на самом деле, не так беззащитны, как это принято считать.

Но к теме «невозможно защитить Прибалтику» мы вернемся позднее.

Share on FacebookShare on VKTweet about this on Twitter
Logo_руна

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ