Исламское государство: угроза СНГ.

1460

Активность «Исламского государства» вызывает все большую тревогу в СНГ. Деятельность экстремистов находится в центре внимания органов коллективной безопасности стран постсоветского пространства. Чтобы было понятнее, чем это вызвано, остановимся на сути угроз и их возможных последствиях. 

В первую очередь, необходимо рассмотреть, насколько распространены идеи ИГ среди населения стран-участниц СНГ. Для этого сначала следует определиться с числом участников данной террористической организации, воюющих на территории Сирии и Ирака в данный момент. 

«ИГИЛ – наш главный враг на сегодняшний момент, хотя бы по одной простой причине – сотни граждан России, сотни европейцев, сотни американцев воюют на стороне ИГИЛ, а также граждане стран СНГ. Они там повоюют, а потом на отдых и для собственного развлечения могут делать гадости у себя дома» — это выказывание Министра иностранных дел России Сергея Лаврова свидетельствует о понимании серьёзности проблемы распространения влияния «Исламского государства» в России. И волнует его данная тематика неспроста. 

Сколько?

Так, по оценкам первого замдиректора ФСБ РФ Сергея Смирнова, только на конец 2013 года в рядах ИГ в Сирии воевало около 1700 чеченцев. Всего же, по информации из различных источников, на данный момент в Сирии и Ираке в составе ИГ состоит до трёх тысяч российских граждан. По фактам участия граждан России в незаконном вооруженном формировании «Исламское государство», вовлечения в такое участие, а также прохождения соответствующего обучения следственными органами возбуждено и расследуется не менее 58 уголовных дел по ст. 205.1, 205.3 и 208 УК РФ.

Чеченцы – вообще отдельная тема. Умар Аш-Шишани (Омар Чеченец) он же Тархан Батирашвили – наполовину чеченец, один из лидеров террористов, командир северного фронта «Исламкого государства» — выходец из Панкисского ущелья. Вместе с ним в рядах террористов ИГ воюют также до 200 выходцев из этой местности Грузии, заселённой этническими чеченцами, являющимися мусульманами-суннитами.

Ещё одной крупной этнической группой, представленной среди террористов ИГ, являются таджики. Это как граждане Таджикистана, так и этнические таджики, проживающие на территории Афганистана. Министр внутренних дел Таджикистана Рамазан Рахимзада заявил, что уже 50 таджиков были убиты в Сирии. По его словам, более 200 таджиков сражаются в рядах ИГ в Сирии и Ираке. В то же время один из полевых командиров террористов в Сирии – таджик Нусрат Назаров в одном из видеообращений 19.03.2015 заявил следующее: «Тут сейчас около двух тысяч таджиков. Здесь видишь их — и чувствуешь, что ты в Таджикистане. Если так будет продолжаться, никого в Таджикистане не останется, все приедут воевать в Сирию». Он также говорит о будущем вторжении в Таджикистан: «Мы переместим джихад в Таджикистан, чтобы установить законы Аллаха».

Всего же, по информации зарубежных аналитиков, на сегодняшний момент «Исламское государство» сумело привлечь на свою сторону от двух до четырёх тысяч представителей государств Средней Азии.

Пути вербовки

Существует множество путей привлечения новых адептов в ряды крупнейшей на данный момент террористической организации. Медиа – отдельная тема, которая данным материалом не охватывается. В первую очередь следовало бы отметить распространение радикальных идей мусульманским духовенством. Хоть и официально исламские богословы осуждают действия «Исламского государства», многие имамы на местах не разделяют их позиции. К примеру, имам Хизир мечети в селе Джоколо, что в Панкисском ущелье Грузии, открыто заявляет СМИ о своей поддержке идей «Исламского государства»: «Нам Аллах говорит, что нельзя оставлять братьев, что должны защищаться и помогать. Некоторые числятся в Турции, но могут быть и там. Флаг Аллаха поднимется, ислам поднимется, это я точно знаю. Я поддерживаю «Исламское государство». Наша религия ничего плохого не делает. Мы не террористы. Война идет — могли убить и журналистов. Я бы поехал воевать, только болею. Если дойдут моджахеды сюда, я к ним сразу присоединюсь. У меня нет сомнений в этом. Я с воинами Аллаха».

11.02.2015 на юге Киргизии в городе Кара-Суу Ошской области был задержан имам мечети по обвинению в вербовке молодых людей в ряды ИГ. «Задержанный имам призывал к созданию халифата и выступал перед прихожанами мечети с рассказами о войне в Сирии и призывами экстремистского толка,» — сообщил заместитель начальника 10 ГУ МВД КР Раим Салимов. Заметим, что задержанный имам был членом организации «Хизб ут-Тахрир», также как и ИГ являющейся запрещённой на территории как Кыргызстана, так и России. 

Тенденцией является привлечение гастарбайтеров из Средней Азии, находящихся в России, в ряды ИГ. У многих из тех, кто приезжает на заработки из среднеазиатских государств, имеется явная неудовлетворённость своим положением на родине. В России они также находятся в не самом лучшем статусе, выполняя тяжёлую и малооплачиваемую работу. По причине такой социальной неустроенности гастарбайтеры являются довольно перспективным реципиентом для пропаганды террористов, обещающих лёгкую жизнь и «свободу в Халифате». Так, брат уже упомянутого выше Нусрата Назарова Хайрулло, рассказывает, каким образом радикализуются его соотечественники. 

«Все, кто приезжают из Москвы сейчас, говорят, что к мечетям и к стройкам ходят чеченцы, объясняют нашим мигрантам, что нужно ехать жить в Сирию, где халифат. Думаю, те, кто уезжают туда, в ИГ, ненавидят Россию за условия и труд, в которых им приходилось жить. Они находятся в безвыходном положении. Тут работать невозможно, тут нужно обязательно нарушать закон, чтобы хоть что-то заработать, в России невозможные условия, но хоть какие-то деньги, в «Исламском государстве» им обещают и деньги, и свободу. Почему не поехать тогда? Пять тысяч таджиков уже там,» — делится своими наблюдениями брат таджикского террориста номер один.

За последнее время были выявлены неоднократные попытки вербовки гастарбайтеров из стран Средней Азии в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске. Вербовщиками в большинстве своём являются чеченцы среднего возраста – до сорока лет. Как сообщают российские СМИ, небольшие группы из таких «проповедников правильного ислама» перемещаются по городам РФ с целью общения с мигрантами и рассказами им о «благах», которые ждут их в Халифате. Зачастую мигрантам не сообщается, что им придётся участвовать в боевых действиях – им предлагают ехать в Сирию и Ирак, чтобы поселиться на территории, подконтрольной Исламскому государству. По информации зарубежных медиа, мигрантам также предлагаются своеобразные «подъёмные», сумма которых может составлять до 15 тысяч долларов. При переезде с семьёй данная сумма увеличивается.

Пропаганда радикального ислама и идей ИГ расширяется и в среде заключённых. Достаточно привести пример вышеупомянутого Умара Аш-Шишани, который стал радикальным исламистом именно после проведения трёх лет в грузинской тюрьме по обвинению в незаконном хранении оружия. В заключении он познакомился с мусульманской литературой и дал обещание «вести джихад», если выйдет на свободу. Российские и другие зарубежные СМИ неоднократно приводили примеры высказываний родственников террористов, уехавших воевать в Сирию и Ирак, о том, что они познакомились с идеями радикального ислама именно в местах заключения. Это связано с тем, что члены террористических организаций, получившие небольшие сроки, имели возможность находиться среди других заключённых и распространять свои идеи. Также различными способами в места заключения передаётся литература террористов. Заключённые, переживающие не самый лучший период в своей жизни, особенно восприимчивы к идеям «Халифата», в котором обещают хорошую и лёгкую жизнь.

Окончание следует.

Другие материалы по теме:

Исламское государство: угроза Европе. Окончание.

Исламское государство: угроза Европе.Начало.

Казахстан: угроза терроризма.

Исламистские организации СНГ: справочник.

Logo_руна