Итоги работы ВПК за 2018 год: проблемы остались за кадром

2085

Вы прочитаете этот материал за 8 минут

07.02.2019 состоялось заседание коллегии Госкомвоенпрома Беларуси, посвященное результатам работы ведомства за 2018 год. Предприятия и организации ведомства в публичной части мероприятия предпочитали демонстрировать достижения и говорить о победах. Благо, есть что показать и чем похвалиться. Но дьявол, как обычно, кроется в деталях. На них и остановимся.

Финансовые итоги Госкомвоенпрома. Стоит отметить, что показатели по национальному ВПК в целом в этом году не озвучивались, Госкомвоенпром ограничился лишь результатами собственной деятельности.

По итогам 2018 года ведомством впервые преодолена планка по экспорту товаров и услуг в USD 1 млрд. долларов США (1,027 млрд). Объем промышленного производства вырос за прошлый год на 2,2 %, объем экспорта – на 7,3 %. Рентабельность продаж в промышленности составила 20,4 %, а в целом по системе Госкомвоенпрома – 23,6 %.

Стоит напомнить, что по итогам 2017 года экспорт продукции и услуг военного назначения в целом по отрасли превысил USD 1 млрд (источник). Далеко не все предприятия ВПК входят в систему Госкомвоенпрома. Но с учетом того, что последний осуществляет экспортный контроль при поставках продукции военного назначения можно нехитрым путем вычислить удельный вес Госкомвоенпрома в экспорте отечественного ВПК – свыше 94%. Таким образом, совокупный экспорт продукции и услуг в целом по отрасли может приближаться к USD 1,1 млрд.

На первый взгляд всё выглядит не просто хорошо, а очень хорошо. Но выглядеть и быть на самом деле – не всегда одно и то же. Остановимся на известных данных относительно динамики роста отечественного ВПК и структуры рынков сбыта.

Динамика роста.   Итак, за 2018 год объем промышленного производства вырос на 2,2 %, объем экспорта – на 7,3 %.

За 2017 год промышленными организациями системы Госкомвоенпрома произведено промышленной продукции (работ, услуг) 128,4 % к 2016 году. Экспорт продукции военного назначения отраслью в целом в 2017 году составил 115% по отношению к 2016 году. Темп роста экспорта товаров и услуг организаций Госкомвоенпрома – 110,6%.

В 2016 году промышленное производство выросло в 1,5 раза в сравнении с 2015 годом. Правда непонятно, это данные по национальному ВПК в целом или, что более вероятно, только по той части, которая подчинена Госкомвоенпрому.

Стоит отметить, что в публичный доступ даже обобщённые данные Госкомвоенпром выдает весьма неохотно. Часто есть показатели за отдельные периоды календарного года, но не всегда — годовые данные.

Поэтому картина в целом неполная, многих (а часто и большинства) пазлов не достает. Тем не менее, тенденция затухания роста за последние три года – на лицо. Стоит отметить, что за эти же три года в Госкомвоенпроме сменилось три руководителя. Вряд ли есть прямая связь, просто интересное совпадение.

Отдельный и большой вопрос – это то, что основная доля промышленного производства Госкомвоенпрома (порядка 75%) обеспечивается 5-ю крупными компаниями (при этом первая двойка дает не менее 60% продукции), имеющими узкую специализацию и работающими на высококонкурентных сегментах рынка вооружений.

География экспорта. В ходе февральской коллегии было заявлено, что география экспортных поставок отечественного ВПК сбалансирована и приблизительно по 1/3 экспорта приходится на Россию, страны СНГ и государства дальнего зарубежья. Это позволяет отечественному ВПК чувствовать себя достаточно устойчиво и не зависеть от конъюнктуры в отдельных странах. При этом глава Госкомвоенпрома Роман Головченко констатировал, что пик поставок продукции в Россию уже пройден. Но что увидел беларуский ВПК после российского пика: плато или крутой откос?

Россия традиционно выступает крупным потребителем продукции отечественной оборонки. Достоверный объем экспорта в эту страну неизвестен, но российскими экспертами неофициально по итогам 2015 года называлась цифра в USD 500 млн. Таким образом, за последние три года экспорт продукции и услуг оборонного назначения в Россию снизился не менее чем на 40%. И это ещё оптимистическая оценка.

Дело в том, что экспорт состоит из 5-ти групп операций: торговля новыми товарами, услуги ремонта и модернизации техники заказчика, торговля услугами, торговля товарами из наличия, посреднические операции. 29.10.2018 прошла коллегия Госкомвоенпрома Беларуси, посвященная результатам работы ведомства за 9 месяцев 2018 года. Организациями ведомства произведено промышленной продукции на сумму порядка USD 405 млн. что составило 102 % к аналогичному периоду прошлого года (источник). Вряд ли отечественная оборонка произвела продукции за последний квартал прошлого года больше, чем за первые три квартала. Поэтому оценка промышленного производства предприятий системы Госкомвоенпрома в USD 600 млн. представляется близкой к возможному максимуму выпуска продукции за 2018 год. Стоит помнить, что в Беларуси к промышленному производству относятся не только изготовление новых изделий, но и капитальный ремонт, и модернизация старой техники. При этом часть промпроизводства поглощается внутренним рынком.

Из сказанного следует что:

— беларуская оборонка уже потеряла половину российского рынка продукции военного назначения от объемов пиковых поставок;

— половина экспорта Госкомвоенпрома обеспечивается за счет экспорта услуг (в значительной мере благодаря системе спутниковой связи «Белинтерсат»), посреднической деятельности (экспорт продукции небеларуского происхождения) и продажи техники из наличия.

В этой связи понятно и то, что к числу приоритетов отечественного ВПК все последние годы относится диверсификация экспортных рынков. И экстренные меры, которые пришлось принимать Госкомвоенпрому для предупреждения банкротства некоторых своих предприятий. При этом достижением по оценке самого ведомства является уже тот факт, что ситуация не ухудшается (источник).

Далее, говоря об экспорте в страны СНГ следует признать, что в основном речь идет об Азербайджане. Более того, есть устойчивое впечатление, что по итогам 2018 года именно Азербайджан стал рынком №1 для беларуского ВПК (источник). А Россия в страновом рейтинге опустилась на вторую строчку. Однако, такая ситуация бесконечно долго продолжаться не будет и экспорт в Азербайджан начнет снижаться по мере удовлетворения запросов Баку, которые значительны, но не безграничны.

Очень хочется денег. Стоит отметить, что глава Госкомвоенпрома Р. Головченко, комментируя итоги работы за 2018 год был сдержат и брать на себя повышенные обязательства по части новых экспортных достижений не спешил. Основная задача – удержать достигнутые показатели. Что будет сделать весьма непросто.

Ничего кроме удивления не вызывает оценка ситуации, в которой находится отечественная оборонка, со стороны высшего руководства страны. Александр Лукашенко уже с энтузиазмом требует от Госкомвоенпрома ни много ни мало как удвоить финансовые результаты деятельности (источник). ВПК рассматривается в качестве курицы, несущей золотые яйца. Причем такой курицы, кормить которую необязательно.

Неадекватность оценки возможностей и имеющегося потенциала отечественного ВПК со стороны политического руководства могут создать проблемы более существенные, чем конъюнктура рынка. Например, если беларуский руководитель не увидит ни USD 2 млрд экспорта, ни ударного БПЛА отечественного производства с полезной нагрузкой в тонну и более (источник). По старой доброй традиции начнется поиск виноватых в неисполнении ожиданий правителя в руководстве Госкомвоенпрома, затем – в подчиненных ему предприятий. Что лишь дезорганизует отрасль.

Выводы. Два ключевых вызова для беларуского ВПК будут оставаться в списке приоритетных задач еще долго.

Во-первых, освоение выпуска новой продукции. Очевидно, что потенциал имеющейся базы   близок к исчерпанию. Один-два прорывных проекта (типа «Полонеза» или «Белинтерсата») не в состоянии обеспечить долгосрочные устойчивые перспективы всего ВПК. Нужен действительно серьезный качественный рывок. И тут бы могло помочь правительство, направив ресурсы от поддержки тех госпредприятий гражданской промышленности, которые не в состоянии их эффективно использовать, тем компаниям национального ВПК, которые развиваются.

Во-вторых, диверсификация экспорта. Конечно, Россия на обозримую перспективу останется крупных потребителем беларуской оборонной продукции. Но она уже не будет драйвером роста отрасли. Даже для сохранения текущих показателей требуются все новые и новые потребители: военная техника имеет длительные сроки эксплуатации, в течение которой, правда, можно заработать на сервисе и модернизации. Есть определенные планы на казахстанский рынок, на рынки аравийских монархий, Египта, Вьетнама, Мьянмы, Пакистана. Но это непростая задача, с учетом высокой конкуренции на рынке вооружения.

Политическое руководство страны должно проявить больше реализма и не ставить перед Госкомвоенпромом недостижимые в текущих условиях цели. Пора понять, что финансовые показатели экспорта – это лишь внешнее проявление результата, а не сам результат работы отечественного ВПК. Главное достижение отечественной оборонки состоит в том, что разрабатываются и осваиваются новые технологии, постоянно усложняется номенклатура производимой продукции. Под это создаются научные и инженерные школы (кстати, с минимальной господдержкой). В условиях, когда гражданская индустрия последние 20 лет в основном деградирует и теряет компетенции (достаточно посмотреть изменение структуры экспорта), беларуский ВПК реально развивается и наращивает свой потенциал. Причем, практически без финансовых вливаний со стороны бюджета.

Logo_руна