Вы прочитаете этот материал за 4 минуты.
Иногда полезно пролистать старые материалы из архива. Чтобы увидеть как изменилась риторика, сбылись ли прогнозы и каковы результаты усилий прошлых лет.
Из Москвы и Минска практически синхронно, с разницей в один день, прозвучали заявления о том, что Россия начинает поставки в Республику Беларусь новейшего оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Искандер-Э»… Обе стороны не скрывают, что данное переоснащение в немалой степени является ответом на размещение объектов американской противоракетной обороны (ПРО) в Польше и Чехии. Так устами своего официального представителя Андрея Попова это дал понять беларуский МИД: «Наша республика будет обеспечивать свою безопасность в новых условиях, в частности в условиях размещения элементов американской системы ПРО в Европе».
Сообщения о поставках «Искандера-Э» Беларуси информагентства распространили 14 и 15 ноября (2007 года !). Сначала начальник РВА ВС РБ полковник Михаил Пузиков сообщил, что «запланировано переоснащение комплексами «Искандер-Э» одной бригады Ракетных войск и артиллерии». Речь идет о 465-й ракетной бригаде, которая дислоцируется в районе населенного пункта Цель, близ поселка Осиповичи Могилевской области, в настоящее время она вооружена ракетными комплексами «Точка-У». Работа по замене «Точки» на новый ОТРК будет вестись в рамках национальной Государственной программы вооружения, запланированной до 2015 года. По ней предусматриваются средства на приобретение «Искандера». Однако, по уточнению Пузикова, окончательно беларуские военные перевооружатся на «Искандер» только через 12 лет — к 2020 году. Поставки будут осуществляться на льготных условиях в рамках ОДКБ по внутрироссийским ценам.
Вряд ли появление (пусть пока виртуальное) «Искандера-Э» на территории Беларуси и «намек» о возможностях усиления боевой мощи «Искандера-М», а также очередное напоминание о неудовлетворенности Москвы тем, как выполняется на Западе Договор о РСМД, являются простым совпадением. Это совпадение случилось в тот момент, когда стало ясно, что США проявляют явную неуступчивость в вопросе размещения своей радиолокационной станции (РЛС) в Чехии и ракет-перехватчиков Ground-Based Interceptor (GBI) в Польше. А в начале декабря министр иностранных дел РФ Сергей Лавров прямо заявил, что, исходя из письменного изложения предложений США, высказанных ранее на переговорах в Москве, «произошел серьезный откат от того, что нам говорилось».
А именно: постоянного пребывания российских офицеров на предполагаемых объектах третьего позиционного района в Чехии и Польше не будет, речь может идти лишь о единичных визитах, и то в случае, если на это согласятся власти названных стран; решение о том, когда активировать третий позиционный район, будет приниматься не совместно, а только США на основе их собственного анализа ситуации. Что, по словам Лаврова, «в корне противоречит российскому подходу».
Все это вкупе говорит о том, что «темой «искандеров» Москва в определенной степени начала психологическое давление на Вашингтон, Варшаву и Прагу. Да и на Европу в целом. Ибо, как озвучил недавно планы США президент Чехии Вацлав Клаус, американский радар, построенный на чешской территории, должен стать частью системы ПРО в Центральной Европе — системы, в которой будут участвовать все страны-члены НАТО.
Впрочем, о начале такого давления эксперты заговорили еще раньше, когда 29 мая 2007 года первый вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов и министр обороны Анатолий Сердюков на объединенном научно-исследовательском полигоне Ракетных войск, артиллерии и ПВО Капустин Яр, в Астраханской области, при большом скоплении СМИ, и прежде всего телевизионных, наблюдали за пусками крылатых ракет Р-500 модернизированного ОТРК «Искандер-М». Тогда Иванов, не говоря прямым текстом, всячески давал понять, что данное испытание — прямой намек США и Польше, что «Искандер-М» может быть использован против GBI, если его, к примеру, разместят в Калининградской области — дальности пусков, точности и мощности удара в цель, какими обладает новый комплекс, вполне хватит, чтобы поразить шахты американских противоракет. То, что Иванов демонстрировал новейший ОТРК «как средство психологического воздействия на планы США разместить в Польше антиракеты GBI», признавал и генеральный конструктор упомянутой выше «Оки», лучшие характеристики которой унаследовали ОТРК «Искандер» «Э» и «М».
С сокращениями.
Павел Брунтальский, ВПК, декабрь 2007 года.
Наш комментарий: прошло почти 9 лет…