Из-за войны у России появилось пять серьёзных международных проблем

2227

Вы прочитаете этот материал за 15 минут

Когда ранним утром 24 февраля на Украину обрушился смертоносный шквал бомб и ракет, в Кремле явно не рассчитывали, что война будет затяжной, а Россия станет изгоем даже среди недавних союзников и партнёров. Однако развитие событий за считанные часы трагически и необратимо изменило сложившийся на тот момент глобальный баланс внешнеполитических сил. И хотя кремлёвские стратеги по-прежнему претендуют на роль и влияние в происходящем мировом переустройстве, это воспринимается теперь совсем иначе, чем каких-то несколько месяцев назад. Известное выражение классика дипломатии ХХ века Генри Киссинджера гласит: «Внешнюю политику следует строить, исходя из возможностей другой стороны, а не из её намерений». Как следствие правоты данного утверждения мы наблюдаем сегодня кардинальный пересмотр положения России в мире, стремительную и в ряде случаев радикальную переоценку отношений с ней на международной арене. В настоящее время можно выделить как минимум пять серьёзных международных проблем, которые возникли у России после развязанной ею войны в Украине.

«Пусть наслаждаются общением друг с другом, без России»

Самой главной проблемой, возникшей у России в процессе ухудшения международных отношений, следует назвать изменение её международно-правового статуса как на региональном, так и на мировом уровне. В первую очередь, это исключение страны из Совета Европы, произошедшее 16 марта. За неделю до этого МИД РФ пригрозил, что «Россия не будет участвовать в превращении натовцами и послушно следующим за ними ЕС старейшей европейской организации в очередную площадку для заклинаний о западном превосходстве и самолюбования. Пусть наслаждаются общением друг с другом, без России». А 15 марта МИД РФ официально подтвердил запуск процедуры выхода из Совета Европы.

Но состоявшееся 16 марта голосование депутатов Парламентской ассамблеи о прекращении членства России в Совете Европы (за — 216, против — 0, воздержались – 3) продемонстрировало, что для европейцев речь идёт не о добровольном выходе, а об исключении — первом в истории СЕ. В результате РФ осталась вне организации, в которой состояла 26 лет, а россияне лишились права обращаться в ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека). Кстати, на время исключения там находилось около 18 тыс. жалоб из России, что составляло 25% от общего количества дел ЕСПЧ.

В начале апреля было приостановлено членство России в Совете ООН по правам человека (за резолюцию проголосовали 93 государства, против — 24, воздержались — 58). Это событие стало вторым подобным случаем в истории СПЧ, в 2011 г. аналогичное решение было принято в отношении Ливии. В качестве ответного шага РФ заявила о досрочном прекращении своих полномочий в Совете, срок её членства в котором истекал в 2023 г. В мае на освободившееся место в СПЧ была избрана Чехия.

В комментариях российских СМИ, отреагировавших на выход России из СПЧ ООН, абсолютно верно спрогнозировали, что «происходящее чревато не очень приятными последствиями» и «может оказаться даже больнее санкций». «Можно рискнуть сказать, что против России формируется мировое общественное мнение. А если так, то процесс исключений РФ из разных международных организаций имеет большие шансы на продолжение».

И, действительно, произошёл настоящий парад исключений России из различных европейских и мировых структур или приостановления там её членства. Перечислим некоторые из них: Совет государств Балтийского моря, Арктический совет, Совет Баренцева/Евроарктического региона, Международный союз железных дорог, Европейская организация по ядерным исследованиям (CERN), Агентство по ядерной энергии при ОЭСР, Международный газовый союз, Дунайская Комиссия по судоходству, Конференция европейских конституционных судов, Всемирная туристская организация. Даже этот далеко не полный перечень убеждает, что позициям России в международном сообществе нанесён чувствительный и трудно исправимый урон.

Шведы и финны захотели в НАТО

Ещё одной ощутимой и крайне болезненной международной проблемой для России явилось неожиданное желание Финляндии и Швеции вступить в НАТО. Напомним, что в январе обе эти страны отрицали, что у них есть такие намерения. Тогда между Россией и Западом развернулись дискуссии о растущей концентрации российских войск у границ с Украиной. В связи с этим генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что Финляндия и Швеция смогут быстро стать членом Североатлантического альянса в случае подачи заявки на вступление.

Однако Финляндия объявила об отсутствии подобных планов. Министр иностранных дел Пекка Хаависто сообщил 14 января: «Финляндия не обсуждает с НАТО вступление в альянс, и у Финляндии нет такого проекта в будущем. Политика Финляндии в области безопасности остаётся неизменной». Аналогичное заявление озвучила 24 января и глава МИД Швеции Анн Линде: «У нас нет намерений в настоящий момент подавать заявку на членство в НАТО. Этот вопрос не обсуждается». А в середине февраля шведское правительство подтвердило приверженность традиционному нейтралитету.

Финны и шведы не собирались вступать в какие-либо военные союзы, но после начала росийско-украинской войны внешнеполитические ориентиры поменялись коренным образом. В конце февраля опросы общественного мнения показали, что 53% финнов поддержали бы членство страны в НАТО (в январе — 28%), в марте число сторонников вступления увеличилось до 64%, в мае — до 76%. В финском парламенте прошли дебаты, восемь лидеров парламентских групп из 10 одобрили идею вступить в альянс. Общественные настроения резюмировала Премьер-министр Санна Марин: «Ситуация с обеспечением безопасности в Европе полностью изменилась. Мы не можем оставаться беззащитными перед Россией, которая не соблюдает международных законов. И среди населения, и в парламенте много голосов за вступление в НАТО».

Сходные процессы происходили и в шведском обществе, где число граждан, выступающих за союзнические отношения с Североатлантическим альянсом выросло от 37% в январе до 61% в мае. Тогда же стало известно, что Швеция запланировала поэтапное увеличению ассигнований на оборону и выделила 1,6 млрд крон (USD 163 млн) на укрепление военной инфраструктуры на острове Готланд, который является стратегически важным для контроля над Балтийским морем. Немаловажно, что Готланд расположен в 330 км от Калининграда, где находится главный штаб Балтийского флота ВМС РФ.

В общем, выбор Финляндии и Швеции очевиден, тем более, что в НАТО их ждут с распростёртыми объятиями. Для России же последствия этого выбора чрезвычайно усложнят её как военно-оборонительное, так и международное положение в регионе. Достаточно сказать, что Финляндия имеет самую протяжённую (1340 км) общую границу с Россией среди всех членов блока НАТО. К тому же граница проходит в 200 км от Санкт-Петербурга. Да и Балтийское море, по мнению гендиректора Российского совета по международным делам Андрея Кортунова, «теперь фактически превращается в «натовское озеро», что потребует ответных мер по наращиванию российского военно-морского присутствия в этой акватории, сил ПВО, ракетных систем наземного базирования и так далее».

В Калининграде хватает трудностей и без блокады

Проблемной территорией на Балтике после 24 февраля стала для России также Калининградская область, которая не имеет сухопутных границ с другими российскими регионами. Осуществлять снабжение данного субъекта РФ непросто. Из-за своего месторасположения область в значительной степени зависит от внешних поставок, поэтому любые их ограничения сказываются на жизнедеятельности калининградцев. А ведь здесь находится 22 города, 1 посёлок и 1075 сельских населённых пунктов, общая численность населения составляет миллион человек.

Обострение международных отношений России со странами ЕС привело к тому, что Евросоюз закрыл для неё своё воздушное пространство. А так как Калининградская область граничит с Польшей и Литвой, то полёты через них в Калининград стали невозможны. Это повлияло на воздушную перевозку пассажиров и грузов из России в область, теперь самолёты летают над нейтральными водами Балтийского моря, что увеличило время полётов и их стоимость.

Соответственно возросла нагрузка на морской транспорт, но тут выяснилось, что возможности Калининграда в этом плане довольно ограничены. Губернатор области Антон Алиханов сообщил, что для обеспечения грузоперевозок нужно около 20 паромов. Сейчас же в наличии всего четыре парома, правда, часть грузопотока берут на себя танкеры, контейнеровозы и другие суда. Как видим, пока ситуация далека от оптимальной.

Помимо организации грузоперевозок и снабжения, Калининград весьма зависим от поставок импортных комплектующих и различного сырья. В довоенное время почти треть импорта поступала из Европы. И когда Евросоюз ввёл санкции, практически все основные калининградские предприятия столкнулись с нехваткой тех или иных компонентов для производства продукции. Два калининградских завода (судостроительный завод «Янтарь» в Калининграде и АО «33 Судоремонтный завод» в Балтийске) попали в санкционный список США. А литовский холдинг «Вичюнай», открывший филиал в Советске (второй по численности жителей город в области), объявил об уходе из России. Инвестирование уже прекращено, полторы тысячи рабочих мест на грани закрытия.

Но самый показательный пример — это положение компании «Автотор», системообразующего предприятия в экономике Калининградской области.  «Автотор» — один из ведущих автопроизводителей России, первым в стране начавший выпуск иномарок. Объём производства составляет до 250 тыс. автомобилей в год. На компанию приходится 80% загрузки местных морских портов, 50% всей товарной продукции и почти половина всех налоговых доходов области. Также «Автотор» крупнейший работодатель региона, здесь трудятся 3500 человек, а вместе со смежниками предприятие обеспечивает работой более 30 тыс. калининградцев.

Проблемы у «Автотора» начались буквально через неделю после начала войны. Немецкий концерн BMW, подписавший контракт о сборке автомобилей на базе калининградской компании, уже 1 марта заявил об отмене этих планов. Затем начались сбои с поступлениями импортных запчастей. В апреле производство сократилось в три раза — с 900 машин в сутки до 300. А 1 мая «Автотор» вообще остановил выпуск автомобилей и отправил коллектив в оплачиваемый корпоративный отпуск. Желающим работникам были выделены земельные участки под огороды «в связи с непростым экономическим положением, в котором оказалось предприятие». Так что, видимо, предполагается, что отпуск может затянуться.

Таким образом, перспективы Калининградской области особого оптимизма не вызывают, главное, чтобы не стало хуже, чем есть. Например, о многом говорит тот факт, что газоснабжение региона тоже зависит от внешних связей, так как осуществляется по системе газопроводов через станцию «Шакяй» в Литве. А собственный терминал по хранению сжиженного газа рассчитан на объёмы, которого хватает лишь на 18 суток. Разумеется, при таком положении лучше не ссориться с соседями. Но в России предпочитают другие подходы, МИД РФ уже предупредил Европу, что «какие-либо игры вокруг Калининграда… это игра с огнём». В данном случае подразумевалась возможная блокада Калининградской области. Но разве не очевидно, что сегодня в Калининграде хватает трудностей и без блокады?

Азия становится всё более недружественной для России

За последние несколько месяцев заметно ослабли позиции России на азиатском направлении её внешней политики, что несомненно превратилось для неё в серьёзную международную проблему. Начнём с того, что Китай демонстрирует явное неприятие как войны в Украине, так и военно-политических целей России. И хотя китайское руководство открыто не поддержало антироссийские санкции, оно в любом случае им не препятствует. А банки и предприятия КНР постепенно сворачивают финансово-экономическое сотрудничество со своими российскими партнёрами. Дошло до того, что в апреле Китай запустил новый железнодорожный маршрут в Европу в обход территории России.

Гораздо более наступательно во внешнеполитическом противостоянии с Россией ведёт себя Турция. И не важно, что турецкие власти официально заявили о нежелании присоединяться к санкциям против РФ. Действия Анкары и без санкционного давления воспринимаются в Москве с должным эффектом. Как известно, ещё в конце февраля Турция закрыла проливы Босфор и Дарданеллы для прохода военных кораблей. Разумеется, данное решение затронуло главным образом российский Черноморский флот, лишив его возможности пополнения корабельного состава.

В апреле Турция закрывает небо для российских самолётов, направляющихся в Сирию. Показательно, что президент Реджеп Эрдоган лично проинформировал об этом Владимира Путина, сообщив ему, что воздушное пространство для гражданских и военных самолётов России, которые направляются в Сирию, закрыто. Ранее Турция каждые три месяца выдавала разрешение на полёты, последнее заканчивалось в апреле и его решили не продлевать.

А в мае состоялась встреча Реджепа Эрдогана и Касым-Жомарта Токаева, которые договорились вывести взаимоотношения между Турцией и Казахстаном на уровень расширенного стратегического партнёрства. При этом турецкий лидер отметил, что их взгляды на мирное разрешение кризиса на основе суверенитета и территориальной целостности Украины совпадают. По итогам встречи было подписано 14 документов. Одновременно министры обороны заключили соглашение о двустороннем военном сотрудничестве между странами.

Заметим, что Китай тоже активно укрепляется в Центральной Азии, упорно вытесняя отсюда Россию, теряющую остатки своего былого влияния. В связи с этим в новейшем исследовании евразийских альтернатив России делается объективный вывод, что «любого рода попытки России переформатировать «под себя» рынки своих ближайших партнёров и союзников уже практически невозможны, в том числе и в силу «китайского фактора» (российская доля в импорте Казахстана, к примеру, составляет 37%, китайская – 33,4%; в Киргизии аналогичная пропорция – 28% и 35%)» [Дружинин А. Г. Идеи классического евразийства и современность: Южный федеральный университет, 2021].

Япония снова заговорила о «незаконно оккупированных» территориях

Когда началась российско-украинская война, отношение многих азиатских стран к России изменилось, но наиболее ярко это отразилось на её взаимоотношениях с Японией. Произошедшие изменения особенно заметны на фоне недавнего успешного сотрудничества в экономической сфере. Так, в 2021 г. товарооборот между Японией и Россией вырос на 56,9%, экспорт японских товаров увеличился на 37,4%, а импорт из РФ — на 68,5%. Да и в санкционной войне США и ЕС против РФ, объявленной с начала украинского кризиса 2014 года, Япония принимала минимальное участие. А главными угрозами национальной безопасности в Токио считали не Россию, а Китай и Северную Корею.

Вместе с тем, несмотря на укрепление экономического сотрудничества, внешнеполитический диалог между странами в последние годы практически отсутствовал. Японская дипломатия всё больше утрачивала интерес к политике сближения с Москвой, особенно после проведения российско-китайских военных учений на Дальнем Востоке. Незадолго до войны были озвучены заявления о возможности введения санкций против России в случае её вторжения в Украину.

В настоящее время Япония приняла уже не один пакет разносторонних антироссийских санкций, за что Россия включила её в список недружественных государств. Также на официальном уровне стали открыто называть Южные Курилы своими, что раньше предпочитали не делать. В марте премьер-министр Фумио Кисида и глава МИД Ёсимаса Хаяси, выступая в парламенте, назвали их «нашими исконными территориями».

В ответ Россия отказалась от переговоров с Японией по мирному договору и сотрудничеству по Курилам. Также было объявлено о прекращении безвизовых поездок японских граждан на Курильские острова и выходе из обсуждения о налаживании там совместной хозяйственной деятельности (длилось с 2016 г.). Поведение Москвы, в свою очередь, подтолкнуло Токио к дальнейшему ужесточению дипломатических формулировок. В апреле МИД Японии представил очередной выпуск «Синей книги по дипломатии» (ежегодно публикуемый дипломатический справочник), где спорные острова Курильской гряды охарактеризовали как «незаконно оккупированные» Россией.

Среди прочего, вышедшая в 2022 г. «Синяя книга» сообщает, что военные действия России в Украине сопряжены с «насилием, которое подрывает основы международного порядка, в том числе в Азии, такие как запрет на применение силы и верховенство права». Таким образом, Токио всё дальше дистанцируется от Москвы, отбросившей все возможные варианты разрешения углубляющегося международного кризиса кроме силового. Россия упрямо пытается наращивать военную эскалацию без учёта своего реального положения в мире, однако бесперспективность этого пути была уже не раз подтверждена в мировой истории: «Чрезмерно полагаться на дипломатию может оказаться ошибкой; но полагаться только на силу, располагая недостаточными средствами, означает самоубийство» (Генри Киссинджер).

Мнение автора не обязательно отражает позицию проекта.

С учетом текущей политической обстановки в Беларуси автор предпочитает сохранять инкогнито.

Logo_руна

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here