Избирательная кампания: пересекая «экватор».

2168

Вы прочитаете этот материал за 14 минут.

Сбор подписей за выдвижение кандидатов окончен, но сами кандидаты ещё не определены. Это своего рода «экватор», середина всей избирательной кампании нынешнего года. Позади три этапа: определение претендентов, формирование инициативных групп, сбор подписей. Впереди тоже три: регистрация кандидатов, агитационная кампания и сами выборы с подсчётом голосов. В качестве бонуса – послевыборные разборки.

От нынешней избирательной кампании особо ничего не ожидали – журналисты и политологи еще в начале 2015-го авансом прозвали её «самой скучной» за историю президентских выборов в Беларуси. Но всё оказалось совсем не так – интриг и неожиданностей хватает. Рассмотрим основные из них.

Ложь, политика и аудио.

Обвинять друг друга в самых разных грехах, реальных или придуманных, – любимое занятие беларуской оппозиции. За последние три года, пока демократы пытались выдвинуть единого кандидата в президенты, немногие интересующиеся отечественной политикой беларусы наслушались всякого. Но с началом президентской гонки грызня печально-предсказуемо перешла на новый уровень. И если перед телекамерами и диктофонами участники нынешней политической кампании еще как-то пытаются демонстрировать единодушие, то «за кадром» происходят вещи совсем уже неприличные.
Выдвиженка от коалиции «Говори правду» Татьяна Короткевич стала одной из самых ярких фигур нынешней президентской гонки. Хотя, по большому счёту, ещё полгода назад её, как политика, мало кто знал. Но теперь знают. Более того, уже к середине августа политологи заговорили о том, что власть явно приняла решение – фамилия Короткевич обязательно будет присутствовать в избирательных бюллетенях. Хороший сигнал как Европе (впервые участвует женщина + представитель оппозиции), так и своему народу (конструктивную и мирную оппозицию власть поддерживает). Более того: «Представляется весьма вероятным, что оппозиция будет представлена на этих выборах одной Короткевич», – писал (читать) обозреватель «Радио «Свобода» Юрий Дракохруст. Как в воду глядел!

Скандал, о котором пойдёт речь, начался 14 августа. В этот день интернет-издание «Беларуская Праўда» опубликовало отрывки из интервью Татьяны Короткевич с достаточно, так скажем, спорными её высказываниями. Речь шла как о взаимоотношениях внутри Беларуской социал-демократической партии, так и личном конфликте Короткевич с главой БСДП (Грамада) Ириной Вештард.

«Плохо, что руководитель партии занимается саботажем. Меня поддерживают самые активные партийцы, которые хотят работать и остаться в политике. Люди, которые отказались меня поддержать, подписались за победу Лукашенко, – цитировала Татьяну Короткевич «Беларуская Праўда». – Выходить из партии я пока не буду. Если уйду, то вместе со своими сторонниками организую собственную партию. Все претензии ко мне взяты из воздуха. Я рядовой член партии, надо вам офис – пожалуйста, нужна помощь – пожалуйста, нужны новые члены – пожалуйста. Что ещё? Весь партийный сайт забит материалами о Татьяне Короткевич… Неаргументированная позиция “мы не поддерживаем Короткевич”, мягко говоря, странная и нелогичная: за ней стоит личная неприязнь и страх».

Заметка с приведённой цитатой была опубликована утром 14 августа – а уже днём «Беларуская Праўда» без объяснений сняла этот материал со своего сайта. По моим данным – после множества звонков, которые Татьяна Короткевич сделала издателям «Беларускай Праўды». Впрочем, в интернете ничего не пропадает – и злополучную веб-страницу нетрудно отыскать в кэше Google.

Рискну предположить, что если бы заметка осталась, то никакого скандала бы не было – всё же «Беларуская Праўда» пока не самое известное и влиятельное издание. Сказала бы Татьяна Короткевич, что совсем не то имела в виду, – и вскоре всё было бы забыто. Но заметку с сайта сняли – это и привлекло внимание.

С самого начала в «Говори правду» начали всё отрицать. Руководитель этой гражданской кампании и одновременно глава инициативной группы Короткевич – Андрей Дмитриев – на мои вопросы по поводу возможности раскола БСДП с участием Короткевич отвечал: «Она этого не говорила. Материал снят. Не понятно, что комментировать. … Комментарий Татьяны будет простой – она такого не говорила».

И в самом деле, вскоре у автора этих строк состоялся такой диалог с Короткевич:

— Действительно ли вы готовы создать новую социал-демократическую партию, покинув БСДП со своими сторонниками?
— Недавно на пикете, который был посвящён тому, что мы собрали 100.000 подписей, я сказала, что очень благодарна БСДГ, и что не надо сейчас никаких расколов, надо работать всем вместе.

— Но как же тогда интервью, которое опубликовала, а потом убрала «Беларуская праўда»?
— Я такого интервью не давала.

Очень жаль, но Татьяна Николаевна говорит неправду. Она не только давала это интервью, но и сказала в нем ещё много интересных вещей. И это интервью (аудиозапись) у меня есть. В отличном качестве – хоть сейчас на экспертизу. Обратите внимание на комичность ситуации: говорит неправду кандидат от гражданской кампании, которая сама называется «Говори правду!».

К слову, за минувшие пару месяцев журналисты не один раз ловили Короткевич то на прямом вранье, то просто на нелепых высказываниях. Да и пресловутые её поездки на велосипеде многого стоят. То она приезжает на велосипеде на «торжественный пикет», будучи при этом одетой в длиннополую юбку – самый неприспособленный для велопоездок наряд. То приезжает на велосипеде без щитка – но в деловом костюме, который почему-то оказывается при этом абсолютно чистым. Велосипедисты меня поймут.

Но всё же история с отрицанием существования интервью для «Беларускай праўды» – это вообще за всякой гранью!

Продолжая тему: БСДП под ударом?

Наверное, ни одна политическая структура в Беларуси не переживала столько расколов и скандалов, сколько социал-демократическая партия. В результате сегодня в нашей стране политических образований, относящих себя к социал-демократам, существует от четырёх до восьми – в зависимости от методики подсчёта. Кто-то зарегистрирован, кто-то нет… Но амбициями щеголяют все.

Почему же Короткевич и Дмитриев так активно открещиваются от планов расколоть БСДП (Грамада)? Тем более что в Сети все активнее ходят разговоры о том, что после президентских выборов гражданская кампания «Говори правду» будет трансформирована в политическую партию с жёстким членством. Об этом, например, говорит ещё один социал-демократический активист – Анатолий Сидоревич.

Председатель БСДП («Грамада») Ирина Вештард, с которой я также побеседовал, не смогла даже предположить, зачем Татьяна Короткевич говорит о своей готовности расколоть социал-демократов. Но она уверена, что если это и случится, то мало кто из членов БСДП уйдёт вслед за участницей президентской гонки: «Если и перейдут – то считанные единицы. Люди у нас состоят годами, десятилетиями. Я читала высказывания Короткевич [о том, что она может уйти из БСДП и увести своих сторонников – прим. авт.] ещё до того, как статью сняли с сайта. Она имеет право уйти из партии. Но я не думаю, что многие уйдут с ней, не преувеличивайте. У нас в составе ЦК 45 человек, но только 16 из них вошли в инициативную группу Короткевич. Я не верю, что за Короткевич пойдёт 1/3, 1/4 или хотя бы 1/5 нашей партии. Это обычный блеф».

Свою собственную, немного конспирологическую версию того, что происходит вокруг БСДП, выдвигает политолог Сергей Марцелев. Который, к слову, сам имеет непосредственное отношение и к социал-демократам, и к «Говори правду».

«Гражданская кампания “Говори правду” давно на пути эволюции в политическую партию. Активисты упоминают, что с прошлого года там введено фиксированное членство. Процесс естественный, «кампания» – это краткосрочный проект, который создается для выполнения нескольких задач. “ГП” уже пять лет, они постоянно принимают участие в выборах, собирают подписи, – напоминает Марцелев. – Для этого организационная форма партии гораздо эффективнее. Скорее всего, они попытаются занять социал-демократическую нишу. Хотя по убеждениям к левым или левоцентристам из руководства “Говори правду” можно причислить только Сергея Возняка и Татьяну Короткевич».

По словам эксперта, Социал-демократической партии легче установить международные связи, найти средства для финансирования околопартийных проектов, таких как гендерное равенство или защита секс-меньшинств. С другой стороны, не секрет, что БСДП «Грамада», которую возглавляет Ирина Вештард, делит наиболее дееспособные региональные структуры с «Говори правду».

«Поэтому в случае раскола новая структура, ранее именовавшаяся “Говори правду”, может пытаться говорить о преемственности. К слову, спецслужбы охотно использовали раздоры среди социал-демократов во время торга с Западом по поводу политических узников, – утверждает Сергей Марцелев. – Так, в августе 2008-го партийный переворот снял с поста председателя Александра Козулина. За месяц до освобождения, чтобы лишить его на свободе политических инструментов. Говорят, что в Беларуси много социал-демократических партий. Это не так. Напомню, что международно признанной, входящей в Социнтерн, является только одна. Это Беларуская социал-демократическая партия “Народная Грамада”, которую возглавляет Николай Статкевич».

Иначе, намного более резко, по вопросу возможного раскола БСДП в пользу «Говори правду» высказывается другой социал-демократический активист, адвокат Игорь Рынкевич.

«Социал-демократия в Беларуси и так заражена “вирусом иммунодефицита”, поэтому фарс с проталкиванием в президенты «секретарши» … угрожает окончательно распродать и развалить Грамаду, – говорит Рынкевич. – Теперь, в канун освобождения Николая Статкевича, возможно укрепление социал-демократического движения. А потому снова востребована схема партийных расколов. Ситуация может развиваться по нескольким сценариям. Члены БСДП, ученики… Левковича, – Масловские и прочие «мыши», ранее скинувшие Александра Козулина с поста председателя партии, могут возвести на эту должность офис-менеджера ГоП Короткевич со всеми вытекающими последствиями. Надеюсь, что Ирина Вештард не допустит проведения столь позорного съезда БСДП».

По мнению партийного активиста, более широкая рамка базового сценария включает создание «гибридной оппозиции» с иной судьбой Грамады и демократических партий. Рынкевич считает, что Короткевич на президентских выборах «нарисуют» не стандартные 2%, а около 7%. После выборов она вместе с «Говори правду» получит статус «конструктивной оппозиции» и продолжит создавать коалицию за очень мирные перемены.

«В эту коалицию стянут партийцев с Грамады, БНФ и иных голодных до “правды” активистов. Для ядра коалиции могут учредить новую партию, которую власть на зависть БХД, зарегистрирует. А на ближайших парламентских выборах им подарят несколько депутатских мандатов», – уверен Игорь Рынкевич.

Подписи собранные и несобранные.

Пока о ходе избирательной кампании можно судить в основном по количеству собранных подписей – кампания по их сбору завершилась в пятницу, 21 августа. Из восьми претендентов на президентский пост пятеро заявили, что преодолели 100-тысячный рубеж, необходимый для регистрации кандидатами.

Лидеры Беларуской партии левых «Справедливый мир» и Объединенной гражданской партии Сергей Калякин и Анатолий Лебедько, по их собственным словам, набрали 64 тыс. и около 50 тыс. подписей соответственно. Оба политика публично отказались от дальнейшей борьбы и не стали отправлять свои подписные листы в избиркомы.

У Александра Лукашенко, по заявлению главы его инициативной группы Михаила Орды, имеется уже более 1,7 миллиона подписей. Зачем собирали столько – непонятно. Может, чисто ради пафоса, а может – чтобы заранее показать электорату моральное превосходство президента перед «ничтожествами»-конкурентами.

У лидера Либерально-демократической партии Сергея Гайдукевича больше 141 тысячи подписей, сообщил TUT.BY глава его инициативной группы, заместитель и сын Олег Гайдукевич. Хотя по данным телеканала ОНТ – «более 130 тычяч». У провластного экономиста Виктора Терещенко, по словам руководителя его группы Олега Нестеркова, в активе 130 тысяч подписей (128.000 по версии ОНТ). У Верховного атамана белорусского казачества Николая Улаховича – вроде как 132 тысячи. По крайней мере, так утверждает начальник его штаба Михаил Образов.

Однако цифра вызывает сомнения – слишком малозаметной была его кампания по сбору подписей. Да и сама фигура Улаховича, мягко говоря, одиозная. Бизнесмены, которые в 90-х работали в Минске на рынках недвижимости и строительства, говорят, что без Улаховича тогда не обходился не один скандал в данной сфере. Ну а криминальную сагу о реконструкции Верхнего Города ещё только предстоит написать. В том числе – следователям и прокурорам.

Получается, что из оппозиционных претендентов только команда активистки «Говори правду» Татьяны Короткевич заявила о преодолении 100-тысячного рубежа. Но вот тут-то и начинаются сомнения. Во-первых, из разных инсайдерских источников не раз поступала информация о том, что данная цифра, очень и очень далека от реальности. Во-вторых, если не смогли собрать по 100 тыс. подписей такие матёрые политики, как Лебедько и Калякин, то как это смогла Короткевич? Что помогло – то, что она женщина, или это её команда проявила сверхъестественные организационные способности? Или, в самом деле, правы те, кто обвиняет тандем Короткевич & Дмитриев в сотрудничестве с властями и спецслужбами?

А таких обвинений звучит предостаточно. Пожалуй, ещё мягче других высказался Сергей Калякин, который на пресс-конференции 21 августа заявил, что 100 тысяч подписей не собрала и инициативная группа активистки кампании «Говори правду» Татьяны Короткевич, хотя её представители и заявляют обратное. «Если Короткевич продолжит участие в выборах и ее зарегистрируют кандидатом в президенты, это будет свидетельствовать, что ее команда пошла на сделку с властями, – сказал Калякин. – В случае, если команда Короткевич пойдёт на сделку с совестью и властью, мы не будем больше рассматривать кампанию „Говори правду“ как демократическую организацию и прекратим с ними всякие политические контакты. Мы будем ставить её в один ряд с проправительственными организациями – такими как „Белая Русь“, БРСМ и прочими».

По мнению лидера партии «Справедливый мир», нельзя доверять проверке подписей, которую будут проводить представители властей, а потому перед ним даже не стоит вопрос: стоит ли поддерживать на этих выборах Короткевич. «Если команда не собрала подписи, она может быть зарегистрирована только с согласия власти. Поддержать её – значит работать против Беларуси, на консервацию ситуации», – уверен Калякин.

Резче высказался главный редактор журнала Arche Валерий Булгаков. «Всю кампанию Короткевич стоит воспринимать как своего рода приз Лукашенке от Запада за его позицию по украинскому вопросу, – говорит Булгаков. – Что касается “Говори правду”, то я не вижу за этой инициативой социальной базы. Это конъюнктурный проект, который стал возможен благодаря смене вех среди западных стратегов, которые поняли, что пока не могут сбросить режим Лукашенко – и решили наладить с ним контакты, в том числе кулуарные, неформальные. С другой стороны, “Говори правду” – яркий симптом отсутствия в Беларуси политики как таковой».

В любом случае, пока политики могут передохнуть (ударение в последнем слове каждый пусть ставит на своё усмотрение). Следующие две недели территориальные избиркомы будут проверять собранные подписи. С 6 по 15 сентября пройдёт регистрация кандидатов в президенты, после чего начнётся предвыборная агитация. Сами выборы пройдут 11 октября.

Денис Лавникевич, специально для Belarus Security Blog.

Logo_руна