12.04.2013 Президент Польши Бронислав Коморовский подписал поправки в закон о реконструкции, модернизации, и финансировании Вооруженных сил. Поправка является частью более крупного плана развития польской Армии на период 2014-2023 годов. Её целью является выделение средств для наращивания возможностей по противовоздушной и противоракетной обороне. Источником финансирования станет профицит государственного бюджета, образовавшийся за счет экономического роста. Планируется, что на наращивание польских ПВО и ПРО будет выделяться не менее 20% от всех ассигнований на модернизацию Армии.
В настоящее время оборонный бюджет Польши составляет 1,95% ВВП, и в течение десяти лет Министерство обороны (далее по тексту МО) выделит порядка USD 4 млрд на программы ПВО и ПРО. Поправка вступит в силу в 2014 году, а до тех пор МО сможет подготовить программы модернизации и развития. Первый этап продлится до 2018 года. С учетом ряда имеющихся технологических решений Польша сможет сформировать свой «пакет». Однако помимо финансово-технических факторов польское МО должно учитывать требования совместимости будущей системы с аналогичными программами НАТО.
Во время конференции, организованной Фондом Казимира Пулаского 15.04.2013: «Польша как пограничная страна НАТО. Презентация системы ПРО 21 века», Министр обороны Польши отметил такие требования к создаваемой системе ПВО-ПРО как мобильность и совместимость (в рамках НАТО), а также вовлечение в программу польской оборонной промышленности. МО будет стремиться к импорту технологий, потому что это способствует повышению потенциала польского ВПК.
05.03.2013 старший гражданский представитель Министра обороны США в Европе Роберт Белл заявил, что одной лишь технической совместимости для принятия Польшей решения об архитектуре будущей системы ПВО-ПРО недостаточно. Не менее значимым является фактор оперативной совместимости с учетом возможных вызовов, которые могут возникнуть в период жизненного цикла системы, т.е. 20-30 лет. Тут будет важна способность польской стороны совместно с другими союзниками по НАТО участвовать в программах подготовки персонала, военных учений, операций и миссий НАТО.
Р. Белл рассказал о взаимодействии шести американских, голландских и немецких батарей «Patriot», размещенных вдоль границы Турции с Сирией. Хотя эти батареи не являются одинаковыми (некоторые из них более «продвинуты», чем другие), они действуют в едином радиолокационном и информационном поле, что значительно облегчает отслеживание обстановки. Все батареи способны использовать идентичные тактические приемы. Кроме того, подразделения трех стран регулярно обмениваются опытом, данными и результатами моделирования боевого применения во время учений. В случае вооруженного конфликта, когда может возникнуть дефицит вооружений, каждая батарея сможет использовать общие запасы ракет-перехватчиков, что имеет стратегически важное значение на фоне возможного истощения собственных наличных запасов.
По мнению польских аналитиков, совместимость национальной системы ПВО-ПРО может принести ощутимую пользу для Польши за счет более эффективного сдерживания и больших перспектив для польской оборонной промышленности, поскольку широкий круг пользователей системы ПРО означает доступ к более широкому рынку потребителей вооружений. Кроме того, совместимость ПРО может улучшить двусторонние отношения между союзниками, у которых уже есть необходимые технологии в этой области, и поможет Польше получить необходимую консультационную поддержку. В свете последних событий, изменений глобальных и региональных тенденций в области безопасности, такая кооперация отвечает польским интересам в части формирования более тесных отношений с Соединенными Штатами. Строительство польской системы ПВО-ПРО в настоящее время в числе главных вопросов трансатлантической повестки дня, поэтому опора на США, кооперацию с союзниками и проверенные технологии дадут Польше стратегические региональные преимущества и укрепят общую вовлеченность Вашингтона в обеспечение безопасности в Европе.
Оригинал Aleksandra Przygoda, Jacob Foreman «Interoperability: The Basis of Modern Air and Missile Defense in Poland?»