Вы прочитаете этот материал за 2 минуты
02.02.2018 на первом канале государственного телевидения Беларуси было показано интервью Председателя КГБ Валерия Вакульчика. Формальным поводом стала встреча 01.02.2018 руководителя спецслужбы и Александра Лукашенко. Однако, судя по постановочному характеру телематериала, интервью не являлось «горячим комментарием» по следам события, а было результатом заблаговременной подготовки. Как минимум, на уровне сценария. Стоит отметить, что это первый телематериал подобного рода с участием руководителя спецслужбы как минимум за последние 7 лет.
В. Вакульчик остановился на основных приоритетах в работе КГБ. Во-первых, это борьба с коррупцией и защита экономических интересов государства. Заявлено, что в 2017 году КГБ работал по 630 уголовным делам коррупционной направленности. Финансовый эффект от работы спецслужбы по защите экономических интересов страны составил порядка BYN 500 млн, что превышает объем бюджетных средств, выделяемых на содержание спецслужбы (в 2017 году BYN 129 млн). Во-вторых, это контрразведка. За 2017 год КГБ выявлена и пресечена деятельность 11 агентов и кадровых сотрудников иностранных спецслужб. В-третьих, это правительственная связь. Журналистам было продемонстрировано помещение, которое, как заявлено, является центром управления системой правительственной связи (хотя вероятнее всего таковым не является). Также была представлена отечественная техника связи, которая не только значительно дешевле иностранных аналогов, но и может уже в обозримом будущем стать экспортным продуктом. Кроме того, было рассказано раскрытии сотрудниками КГБ резонансного особо тяжкого преступления прошлых лет.
В целом, содержание телеинтервью Председателя КГБ в основном повторяет его же газетное интервью в декабре 2017 года к столетию спецслужбы. Основные месседжи обоих материалов: КГБ защищает страну от внешних угроз; спецслужба бережет народные деньги, борясь с коррупцией и злоупотреблениями; благодаря КГБ страна может зарабатывать деньги на экспорте новой высокотехнологичной продукции; сотрудники госбезопасности восстанавливают справедливость. Очевидно, что спецслужба ставит перед собой задачу улучшения своего имиджа в обществе. Беларуские спецслужбы вообще и КГБ в частности отличает суперзакрытость от общества даже на фоне спецслужб воюющих России и Украины. В условиях экономического кризиса такая закрытость играет против КГБ: налогоплательщики не склонны одобрять траты, потребность в которых для них неочевидна. Большая открытость основной спецслужбы – признание важности общественного мнения. Станет ли это устойчивым трендом покажет уже ближайшее время.