В процессе становления Силы специальных операций беларуской Армии (далее по тексту ССО) прошли длинный путь. После распада СССР на территории Беларуси помимо прочих воинских частей и соединений остались 38-я и 103-я воздушно-десантные дивизии, а также 5-я отдельная бригада специального назначения (далее – СпН) ГРУ. Данные соединения являлись элитными в советское время, и, благодаря усилиям руководства Министерства обороны Беларуси и, конечно же, самих военнослужащих, остаются элитными частями и по сей день.
В ходе реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь в середине 90-х гг. воздушно-десантные дивизии сперва были сокращены до уровня бригад, а затем преобразованы в мобильные силы (бригады). Мобильные бригады длительное время номинально выполняли функции, свойственные мотострелковым (или механизированным) бригадам Сухопутных войск, что не соответствовало их исходному предназначению. В начале 2000-х гг. мобильные бригады были переподчинены Генеральному Штабу (ГШ), а в составе Оперативного управления ГШ был создан отдел ССО, что повысило уровень организованного управления мобильными частями и подразделениями СпН.
В 2002 году на базе одного из подразделений 103-й мобильной бригады был сформирован 33-й отдельный отряд СпН, получивший негласное наименование «СДО» (специальный диверсионный отряд). Особенностью данного подразделения стало его комплектование исключительно офицерами и прапорщиками, по образцу особого отряда 5-й бригады СпН ГРУ – первого как в Советской Армии, так и в армиях постсоветских стран полностью офицерского армейского спецподразделения. Уровень подготовки военнослужащих особого отряда 5-й бригады и 33-го отдельного отряда серьезно выделяет эти подразделения даже на фоне своих сослуживцев из других подразделений СпН.
В начале 2004 года отдел ССО был реорганизован до управления. Параллельно осуществлялись изменения организационно-штатной структуры мобильных бригад. 01.08.2007 на базе управления было создано командование ССО Вооруженных Сил. Так родился новый род войск беларуской Армии – Силы специальных операций. Помимо 5-й отдельной бригады СпН (Марьина Горка), 38-й (Брест) и 103-й (Витебск) отдельных мобильных бригад и 33-го отдельного отряда СпН (Витебск). Кроме того, в состав оперативных командований входят 527-я отдельная рота СпН (Борисов) и 22-я отдельная рота СпН (Гродно). Первым командующим ССО стал генерал-майор Люциан Суринт, десантник-«афганец» (в биографии генерала Суринта есть и крайне неприятная страница – участие в подавлении массовой акции протеста 09.04.1989 в Тбилиси).
Организационно-штатная структура мобильных бригад выглядит следующим образом:
- Управление бригады:
- Штаб, служб;
- Боевые воинские части и подразделения:
- аэромобильный батальон;
- 2 отдельных мобильных батальона (в каждом БТР-80, автомобили МАЗ, 82мм минометы, 40мм автоматические гранатометы АГС-17);
- артиллерийский дивизион (122 мм гаубицы Д-30);
- зенитный ракетно-артиллерийский дивизион (БТР-ЗД «Скрежет», ПЗРК «Игла»);
- Подразделения боевого обеспечения и связи;
- Подразделения тылового и технического обеспечения.
До 2011 года на вооружении 103-й отдельной мобильной бригады состояли боевые машины десанта БМД-1. В связи с износом в ходе перевооружения/довооружения бригады они были заменены на бронетранспортеры БТР-80, переданные вместе с экипажами из состава 38-й бригады. Сама 38-я бригада была оснащена автомашинами МАЗ. Также в обе бригады поступили 122 мм гаубицы Д-30 (заменили самоходные орудия 2С9 «Нона-С»). С целью повышения эффективности соединений ССО предпринимаются попытки внедрить новые комплексы экипировки («солдат-разведчик», «солдат-десантник» и «солдат-снайпер»), в связи с чем предприятия беларуского ВПК осуществляют выпуск и поставки, главным образом в 5-ю отдельную бригаду СпН, боевых разгрузочных систем, портативных цифровых радиостанций Р-168-0.1, защитных шлемов ЗШ-1 и бронешлемов П‑27. Кроме того, на вооружение ССО поступает широкая номенклатура армейских оптических систем отечественного производства («БелОМО»): коллиматорные прицелы ПК-АА и ПК-АВ, ночные коллиматорные прицелы ПКН-03М, ночные прицелы ПНВ-2К, приборы ночного видения ПНН-03, очки ночного видения ОНВ-2, лазерные дальномеры ДЛ-1 и нашлемные системы индикации НСИ-04.
Стоит отметить, что в составе ССО объединены несколько различные по своему предназначению подразделения – мобильные и специальные войска. Задачи этих подразделений принципиально отличаются. Подразделения мобильных бригад, по сути, выполняют функции штурмовой пехоты (несмотря на озвучивавшиеся ранее планы фактического преобразования в подобие подразделений легкой пехоты; отказ от самоходных орудий 2С9 и переход на буксируемую артиллерию – дополнительное тому доказательство) и предназначены для продолжительных боевых соприкосновений с противником, в то время как подразделения СпН предназначены для выполнения разведывательно-диверсионной работы и ведения глубинной разведки с целью сбора информации. Мобильные бригады, в отличие от частей СпН, не предназначены для выполнения задач в тылу противника. Тем не менее, элитный статус мобильных бригад и определенная ангажированность при создании ССО предопределили существующее положение дел.
К сожалению, из-за крайне напряженной экономической ситуации в стране и отсутствия достойных социальных условий в частях ССО (равно как и в других родах войск ВС РБ) на протяжении последних 2 лет наблюдается значительный отток офицерского состава. Такая ситуация, несомненно, влияет на уровень боеспособности подразделений. Хочется верить, что руководство Министерства Обороны не оставит сложившуюся сложную ситуация без соответствующего внимания, и предпримет реальные шаги по серьезному улучшению условий несения службы. Возможно, реформирование Вооруженных Сил Республики Беларусь в соответствии с реально существующими вызовами и угрозами (как в настоящем, так и в будущем) позволит решить целый ряд накопившихся проблем. Вот только пока под реформированием всё больше понимается сокращение и расформирование.
Виктор Рогуля, Belarus Security Blog.