Кто будет новым премьером? Наша версия.

2679

Через несколько недель состоятся выборы, и вряд ли кто-то сомневается в том, что Президентом станет все тот же Александр Лукашенко. Но если Президент останется прежним, то человека в кресле Премьер-министра наверняка заменят. По крайней мере, до сих пор всегда после выборов Правительство возглавлял новый чиновник. Кто им станет в конце этого года? Мы предполагаем, что в кресло Премьера пересядет нынешний глава КГК Леонид Анфимов.

Вряд ли приходится сомневаться, что на выборах 11 октября в очередной раз победит Александр Лукашенко. А значит, уже спустя месяц последует инаугурация; за ней – традиционное назначение нового главы Правительства. Но кто им станет? Ведь еще в конце декабря 2014-го, когда Андрей Кобяков только был назначен Премьер-министром, многие наблюдатели сразу назвали его «временным» премьером, задача которого – удерживать экономику от падения до осени – до президентских выборов. Итак, кто сменит Кобякова?

Когда долгое время – годами и десятилетиями – наблюдаешь за выступлениями высокопоставленных госчиновников, за их визитами к А. Лукашенко и темами, которые при этом обсуждаются, за их появлениями на телеэкране, то начинаешь понимать логику многих процессов на вершине власти. И, соответственно, делать прогнозы.

Один из трех чиновников, наиболее часто посещавших президентский кабинет в нынешнем году, – руководитель Комитета госконтроля Леонид Анфимов. При этом главный контролер страны, «око президентское», все чаще выступает в несвойственной для себя роли – чиновника, который рассуждает о том, как должна далее развиваться беларуская экономика.

Так, 14 сентября вечером Леонид Анфимов появился в программе «Крупным планом» на телеканале «Беларусь 1». И заговорил… об экономических реформах. «Нужно провести структурную перестройку экономики, но не через огульную приватизацию, а через изменение структуры ВВП при сохранении базовых отраслей промышленности и базовых предприятий в качестве основы экономического потенциала. Параллельно следует развивать малый и средний бизнес, – именно так, оказывается, считает Леонид Анфимов. – Нельзя тем предприятиям, которые составляют основу экономического потенциала (МАЗ, МТЗ, БелАЗ, Гомсельмаш и другие), тянуть на себе как ломовым лошадям весь груз экономического роста. Дельту между высокими темпами экономического роста в целом и тем темпом, который сложится на этих предприятиях, возьмет на себя новый сегмент бизнеса – малые и средние предприятия».

Далее глава контрольного ведомства рассказал, что сейчас пишет большую статью о будущем беларуской экономики. «Многие видят структурную перестройку экономики так, как это навязывается извне, прежде всего международными финансовыми организациями, – в виде изменения структуры собственности за счет огульной приватизации», – сказал он. По мнению Анфимова, в Беларуси, в отличие от России, приватизация может стать гибельной для главных заводов: «Попробуйте поднять то, что опустилось в болото. У России есть ресурсы, может, она и сможет. Но если в Беларуси предприятие ляжет, то его практически невозможно вытянуть».

Здесь, конечно, интересно не отношение Анфимова к приватизации, а сам факт того, что он начал обсуждать пути развития экономики Беларуси. Но если покопаться в архивах, то окажется, что началось это примерно полугодом ранее. Так, еще 28 мая в Полоцке Леонид Анфимов неожиданно заявил, что местные власти должны создавать условия и способствовать организации новых предприятий. Председатель КГК начал объяснять чиновникам Витебского облисполкома, на что надо ориентироваться в сфере создания новых предприятий. «Здесь одними разнарядками и указаниями ничего не сделаешь. Надо учитывать особенности города или района – сырье, площади, трудовые ресурсы», – подчеркнул Анфимов. Он отметил, что власти должны создавать предпосылки и способствовать созданию новых производств. А если инициатива идет снизу и инвестор сам приходит с предложением о создании предприятия, ему ни в коем случае нельзя чинить препятствия.

Далее последовали основательные рассуждения на тему экономической политики. Руководитель КГК заявил, что Беларуси будет полезен опыт СССР по созданию кооперативов. «Кооперативное движение базировалось на основе производственной деятельности. Они создавали продукцию, – рассказал Леонид Анфимов. – Деньги рождаются только в сфере материального производства, все остальное – это инфраструктура, где они прирастают. Если не будет производства – не будет денег, не будет наполняемости бюджета».

Тогда же он заявил (именно он, а не Кобяков), что в экономике Беларуси должна произойти структурная перестройка. Валообразующие предприятия должны выпускать столько продукции, сколько могут продать. А чтобы сохранить общие объемы производства, часть нагрузки возьмут на себя новые небольшие производства. «Чтобы не упасть в темпах экономического развития страны, малые предприятия должны подхватить эту нагрузку», – сказал он.

Можно предположить, что именно такого – решительного и привыкшего к негативному отношению – чиновника А. Лукашенко усадит в кресло Премьера для проведения вынужденных реформ. А такие реформы вполне стоит ожидать. Экономист Ярослав Романчук, анализируя предвыборную программу Лукашенко, пишет: «Если судить только по программам кандидатов в президенты, то предвыборная программа Лукашенко, несомненно, самая рыночная и прогрессивная. В ней нашлось даже место для священного слова “свобода”. … Если Лукашенко выполнит то, что написано в его предвыборной программе, то он будет не только первым президентом Беларуси, но и первым президентом-рыночником. Реально? Возможно, но только тогда, когда в окружении Лукашенко не будет советских типов, серых кардиналов централизованной плановой экономики и законсервированного совка типа Михаила Мясниковича. Новую экономику нельзя создать старыми руками и порочными номенклатурными мыслями».

Но для проведения реформ потребуется человек, способный на жесткие, непопулярные меры. «В Беларуси традиционна борьба контролирующих и силовых ведомств. Усиление роли чиновника госконтроля говорит о пристальном внимании к вертикали и предприятиям, контролируемым государством. Гайки будут завинчивать еще жестче, – говорит политолог Сергей Марцелев. – При этом у Анфимова звучат вполне трезвые тезисы. Невозможно одинаково эффективно выпускать и пушки, и масло, как рассуждал Давид Рикардо. Следует оставить те предприятия, которые приносят прибыль, либо находятся на грани рентабельности, но обеспечивают работой население города. А инвестировать следует в отрасли, которые действительно доходны – логистика, транспорт, IT. Заявления этого чиновника говорят о том, что ему в самом деле предложена другая работа, и после выборов власть, условно говоря, собирается все-таки «сменить носки»».

Конечно, тут возникает логичный вопрос: почему те же самые реформы не может провести ныне действующий Премьер Андрей Кобяков? Впоследствии его можно было бы и отправить в отставку, повесив на него «всех собак». Вероятно, такой вариант принят не будет потому, что Кобяков – по своему характеру человек намного более мягкий, чем Анфимов. А на самом первом этапе реформ – самом болезненном – Премьеру придется не только столкнуться с настоящей народной ненавистью, но выдерживать сильнейше давление со стороны как правительственных чиновников, так и силовиков.

Возможно, Леонид Анфимов как раз и станет тем самым жестким и решительным чиновником, который возглавит Совет министров в период жестких и болезненных реформ. А года через полтора-два, когда самое трудное будет позади, его вполне можно будет отправить в почетную отставку. И при необходимости – вернуть Кобякова, который пересидит это время на «скамейке запасных».

Справка.

60-летний Леонид Анфимов был назначен председателем Комитета госконтроля чуть менее года тому назад – 14 октября 2014 года. До этого он занимал должность первого замглавы КГК.

Он родился в 1954 году в России – в деревне Сима Юрьев-Польского района Владимирской области. По его собственным словам, начинал работать пастухом в деревне. После 10 класса он не поступил в университет, и был вынужден уехать к бабушке в деревню, где был нужен пастух. «Делать было нечего, болтался на каникулах. Пас 30 коней и 20 жеребят», – вспоминал потом Анфимов.

Далее он пошел работать электромехаником на завод Гражданской авиации в Минске. В 1977-м – закончил Политехнический институт. По распределению попал на МАЗ. В армии служил офицером в Марьиной Горке. Потом его пригласили в Заводской райком КПСС Минска в промышленно-транспортный отдел. В 1988-м закончил Нархоз. Далее (с 1991-го) последовала работа в Мингорисполкоме; с апреля 2006-го Анфимов становится замглавы Администрации президента. Оттуда в декабре 2010-го он перешел на должность заместителя председателя КГК.

Интересный момент: когда-то Леонид Анфимов стоял у истоков Гражданской партии, которая позднее превратилась в Объединенную гражданскую партию. Сегодня это самая крупная праволиберальная политическая сила в Беларуси. А тогда, в начале 90-х, вместе с сегодняшним председателем Миноблисполкома Семеном Шапиро Анфимов входил в Национальный комитет Гражданской партии.

Денис Лавникевич, специально для Belarus Security Blog.

Logo_руна