Немного истории.
Еще в начале 1923 г. по инициативе Ф.Э.Дзержинского в пограничную охрану Среднеазиатского округа войск ГПУ было направлено несколько лучших по тому времени самолетов ВВС РККА и 40 курсантов-пограничников, отобранных для летного обучения.
Вскоре совместным приказом РВСР и ГПУ от 18.07.1923 № 1580/422 Главному Управлению Красного Воздушного Флота Республики было приказано приступить к формированию двух авиационных звеньев для войск ГПУ – одного сухопутного и одного морского, используя летный состав и материальные средства Красного Воздушного Флота и Главвоздухфлота. Вскоре, 14.08.1923, был издан приказ ГПУ № 336/472/82 о формировании уже пяти авиаотрядов по три звена в каждом в составе 30 самолетов различных типов. После сформирования эти авиационные подразделения применялись войсками ГПУ в ходе борьбы с бандформированиями, подавлений крестьянских восстаний, ликвидации басмачества, а также и для охраны границ.
На основе накопленного опыта, а также вследствие необходимости технического усиления охраны государственной границы, 21.07.1932 было принято Постановление Совета Труда и Обороны № 862/258 о создании в пограничной охране шести авиационных отрядов. В ноябре этого же года был утвержден план развертывания авиачастей пограничной охраны и войск ОГПУ на 1932-1934 гг., в соответствии с которым началось формирование четырех отдельных авиационных отрядов, в том числе одного на территории Беларуси, с местом дислокации в Минске.
Вскоре, во исполнение приказа ОГПУ от 03.03.1933 г. № 1069, была сформирована 1-я авиационная эскадрилья войск ОГПУ в составе трех авиаотрядов, а к осени 1935 г. в пограничной охране уже НКВД СССР был 21 авиационный отряд.
14.06.1933 «Минский» (в кавычках – т.к. это название неофициальное) Отдельный авиационный отряд приступил к выполнению задач охраны беларуского участка советско-латвийской и советско-польской границ и его звенья и отдельные самолеты, в зависимости от оперативной обстановки, на протяжении почти 6 лет несли службу на полевых площадках вблизи мест дислокации управлений пограничных отрядов, комендатур и застав. Кроме того, отряд выполнял различные задачи в интересах органов и войск ОГПУ.
Приказом ОГПУ от 22.02.1933 было объявлено о формировании еще шести авиационных отрядов и о переформировании восьми существующих «по объявляемым в приложении штатам», а также об установлении их единой нумерации. В этой связи «Минский» Отдельный авиационный отряд был переформирован по штату № 2 и ему было присвоено наименование «6-й Авиационный отряд войск ГПУ БССР». Согласно штату, в нем должно было быть 7 самолетов и 66 человек личного состава. В оперативном отношении отряд подчинялся Управлению пограничной и внутренней охраны ОГПУ Белорусского округа, а его звенья и самолеты придавались пограничным отрядам.
В целях повышения оперативности управления отдаленными комендатурами, заставами и постами, Указанием от 17.06.1936 № 476979 Главного управления пограничной и внутренней охраны НКВД СССР в состав пограничных отрядов их авиационных подразделений были переданы самолеты связи, экипажи которых были включены в штаты пограничных отрядов.
В зависимости от протяженности и сложности охраняемого участка государственной границы количество самолетов было различным – от одного до звена. Экипажи самолетов связи, состоявшие из летчика, моториста и техника, который являлся также и летчиком-наблюдателем, подчинялись непосредственно начальнику пограничного отряда и, кроме своей основной задачи, должны были выполнять задачи по обеспечению застав боеприпасами и эвакуации больных и раненых. Для выполнения этих задач вблизи управлений отряда, комендатур и застав были оборудованы посадочные площадки размером 400х40 м, созданы необходимые запасы запчастей, горюче-смазочных и расходных материалов. Обеспечение технической эксплуатации и крупного ремонта самолетов связи возлагалось на ближайшие авиачасти ВВС РККА.
Однако опыт использования самолетов связи пограничными отрядами оказался отрицательным – самолеты бóльшую часть времени простаивали или использовались для охраны границы крайне не эффективно. Кроме того, еще с момента своего создания, пограничная авиация выполняла и задачи, которые не имели ни какого отношения к охране государственной границы: поисково-спасательные операции и санитарные рейсы в интересах приграничного населения, обязательные ежегодные праздничные авиационные парады, обеспечение вылетов больших военных и гражданских начальников в приграничные районы и т.д. и т.п. В этой связи в 1939 г. самолеты связи были изъяты из штатов пограничных отрядов и переданы в состав авиационных подразделений войск ОГПУ. Также командованием пограничных войск был сделан вывод о необходимости сосредоточить все самолеты округа в составе укрупненных авиачастей, базирующихся, как правило, вблизи мест дислокации управлений округов пограничной и внутренней охраны, а самолеты и экипажи направлять в пограничные отряды в служебные командировки поочередно или с заменой в месте временной дислокации.
Эти предложения были одобрены Наркомом внутренних дел и совместным постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) и Комитета обороны при Совете Народных Комиссаров СССР от 29.07.1939 № П-5/193 «Об авиаотрядах НКВД» вся пограничная авиация была объединена в Отдельную авиационную бригаду НКВД СССР, при этом три авиационных отряда, учебная авиационная эскадрилья и авиационный отдел Харьковского военного училища войск НКВД имени Ф.Э.Дзержинского расформировывались, а 6-й «Минский» Авиационный отряд переформировывался в 6-ю авиационную эскадрилью, после чего она перебазировалась на полуостров Крым, на бывший аэродром ОСОАВИАХИМа около Коктебеля.
Во исполнение данного Постановления, приказом Наркома внутренних дел СССР от 09.08.1939 № 00920 были утверждены структура бригады, ее управления и авиационных подразделений, штат авиационной техники и личного состава на различных этапах формирования. Все мероприятия по формированию Отдельной авиационной бригады пограничных войск НКВД СССР приказывалось завершить к 01.09.1939, после чего в ее составе должно было быть 11 отдельных авиационных эскадрилий и два гидроавиационных звена трехсамолетного состава, а для технического обслуживания и ремонта самолетов были созданы межокружные авиаремонтные мастерские в Москве, Алма-Ате и Хабаровске. Впоследствии, приказом Наркома внутренних дел СССР от 19.04.1940, в составе авиабригады были сформированы еще одно морское и одно сухопутное отдельные авиационные звена и транспортный отряд с местом дислокации на аэродроме Быково, где дислоцировалась 1-я Отдельная авиаэскадрилья – резерв начальника Главного управления пограничных войск НКВД СССР. Самолеты и звенья этой эскадрильи использовались, в основном, для усиления авиационного обеспечения охраны эстонского, латвийского и польского участков государственной границы СССР.
После включения в состав СССР Западной Беларуси и выхода пограничных войск НКВД БССР на охрану беларуского участка советско-германской границы, приказом Наркома внутренних дел СССР от 04.11.1939 № 001034 10-й авиационной эскадрильи, которая была сформирована в Хабаровске во исполнение приказа Наркома внутренних дел СССР от 09.08.1939 № 00920, было приказано передислоцироваться в район Гродно, на аэродром Каролин, переданный пограничным войскам НКВД СССР распоряжением начальника Генштаба РККА от 05.11.1939 № 16951. Этот аэродром располагался в 6 км юго-западнее Гродно, около деревень Королино и Тарусичи, недалеко от слиянии рек Татарка и Лососьна, т.е. возле нынешнего водохранилища Юбилейное в городской зоне отдыха.
Согласно штата, в эскадрильи должно было быть 15 самолетов (12 – Р-3 и/или Р-5, 2 – У-2, 1 – транспортный) и 234 человек личного состава. Однако вскоре после ее перебазирования на аэродром Каролин, было принято решение о перевооружении сухопутных эскадрилий пограничных войск на новую авиационную технику – скоростные бомбардировщики СБ и цельнометаллические одномоторные разведчики Р-10, которые обладали более высокими летно-техническими характеристиками (ЛТХ) и были оснащены радиооборудованием. Для переучивания на них предназначались самолеты УСБ и УТИ-4. В этой связи, приказом Наркома внутренних дел СССР от 19.04.1940, были утверждены новые штаты эскадрилий: 12 самолетов-разведчиков Р-10, два «учебных и связи» УТИ-4, один «двухмоторный транспортный» – возможно АНТ-40, транспортная модификация СБ.
В августе 1940 г. начальником Главного Управления пограничных войск (ГУПВ) НКВД СССР была утверждена «Инструкция по взаимодействию авиационных, морских и сухопутных частей пограничных войск», которая четко регламентировала порядок их взаимодействия при совместных поисках и задержаниях нарушителей государственной границы, а также устанавливала порядок применения оружия экипажами самолетов по нарушителям государственной границы.
С целью объективной оценки положения дел на местах и уровня подготовки личного состава, в период 01.09-02.11.1940 все эскадрильи и звенья авиабригады подверглись комплексной проверке по боевой и политической подготовке. В приказе начальника ГУПВ НКВД СССР от 12.11.1940 г., изданного по ее результатам, указывалось, что хотя «авиачасти успешно завершили реорганизационный период, летный состав освоил новую материальную часть, были хорошо изучены районы базирования», однако командный состав имеет недостаточную оперативно-тактическую подготовку, а летный – слабые навыки в применении авиационного вооружения, неудовлетворительной была и организация аэрофотослужбы. В итоге лучшими были признаны 1-я, 3-я и 7-я эскадрильи, худшими – 2-я, 6-я и 8-я. 10-я «Гродненская» авиационная эскадрилья в приказе не упоминалась.
Также по результатам комплексной проверки 07.12.1940 был издан приказ начальника ГУПВ НКВД СССР «О задачах боевой подготовки», в котором приказывалось достигнуть к исходу 1941 г. уровня готовности к действиям на границе эскадрильями – в полном составе в простых метеоусловиях, звеньями и одиночными самолетами – в сложных метеоусловиях, в т.ч. на малых высотах при ограниченной видимости, а также уметь проводить перебазирование на другие аэродромы и вести борьбу с десантами.
В этой связи с началом 1941 г. летчики эскадрилий начали осваивать новые виды боевой подготовки, непосредственное отношение к охране границы не имевшие: бомбометание с разных высот, стрельбу по воздушному конусу и по наземным целям, выброску парашютистов. Одновременно продолжалось выполнение полетов одиночными экипажами и в составе звеньев и эскадрильи на охрану государственной границы с полевых площадок, расположенных вблизи пограничных застав и управлений комендатур и отрядов, на осмотр с воздуха контрольно-следовой полосы, ведение разведки приграничной полосы сопредельной территории, а также для доставки на отдаленные заставы каких-либо грузов, медицинского персонала для оказания экстренной медицинской помощи или эвакуации оттуда в медучреждения тяжелобольных или раненых пограничников…
На рассвете 22.06.1941 аэродром Каралино, как и другие военные и стратегически важные объекты, располагавшиеся в Гродно и окрестностях, подвергся налету немецкой авиации и командир 10-й авиационной эскадрильи передал в эфир открытым текстом: «бомбят Гродно, высылайте авиацию из Минска, погибаем». Больше сообщений из эскадрильи не было.
По рассказам местных жителей, все погибшие военнослужащие эскадрильи были похоронены в двух могилах на краю аэродрома, а оставшиеся в живых – пробивались на восток. Впоследствии некоторые летчики эскадрильи вошли в состав сформированного в июле-августе 1941 г. на аэродроме Быково 1-го истребительного авиационного полка пограничных войск НКВД СССР. После сформирования полк поступил в оперативное подчинение 6-го авиационного корпуса ПВО, прикрывавшего Москву. В начале 1943 г. полк был передан в состав этого корпуса и был переименован в 11-й истребительный полк ПВО.
Таким образом, с 22.06.1941 авиации пограничных войск на территории Беларуси не было, за исключением прилетавших в период немецкой оккупации на партизанские аэродромы самолетов 1-го Отдельного авиационного полка пограничных войск, который был сформирован в 1942 г. на аэродроме Быково, да нескольких случаев участия в 1946-1954 гг. одиночных самолетов авиации пограничных войск в операциях НКВД по ликвидации на территории Беларуси вооруженных формирований.
Очевидно, отсутствие авиации пограничных войск в системе охраны беларуского участка государственной границы СССР с Польшей в послевоенный период было обусловлено сравнительно небольшой его протяженностью, а также тем, что в 1960-1961 гг., в период т.н. «хрущевских реформ» Вооруженных Сил СССР, авиация пограничных войск была значительно сокращена: было расформировано 5 полков, в т.ч. и дислоцировавшийся во Львове полк Западного пограничного округа, остальные полки и отдельные эскадрильи были переформированы в малочисленные авиационные отряды, переданные в подчинение начальникам войск пограничных округов.
Только в 1970-х гг. руководством КГБ СССР было принято решение об увеличении численности пограничной авиации, а на ее оснащение современными самолетами и вертолетами понадобилось почти 30 лет.
Продолжение следует.
Леонид Спаткай, специально для Belarus Security Blog.