Вы прочитаете этот материал за 7 минут
Региональная организация восточной части Центральной Европы – «Люблинский треугольник» – отметила первую годовщину своего существования. Это событие не получило широкого освещения в средствах массовой информации. Но поскольку все входящие в данное объединение государства непосредственно граничат с Беларусью, представляется целесообразным рассмотреть, что оно собой представляет, и каковы могут быть его перспективы.
Задача – расширение трехстороннего сотрудничества
Основополагающая встреча министров иностранных дел Польши, Литвы и Украины состоялась 28 июля прошлого года в Люблине. По ее завершении было объявлено о создании трехсторонней платформы для политического, экономического и социального сотрудничества трех стран, которая получила название «Люблинский треугольник» (ЛТ).
Тем самым была поставлена амбициозная цель: «Еще теснее объединить наши страны, сделать Центральную Европу еще сильнее и сделать Европу в целом еще сильнее». При этом было продекларировано, что сотрудничество не будет ограничиваться только вопросами безопасности, речь пойдет также об экономике, торговле, инвестициях, туризме, инфраструктуре.
Символично, что о создании объединения было объявлено у памятника Люблинской унии, то есть там, где 1 июля 1569 года был заключен союз между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским, положивший начало региональной державе XVI-XVIII веков – Речи Посполитой Обоих Народов. Кстати, и тогда он стал следствием роста угрозы со стороны Москвы.
По замыслу «Люблинский треугольник» должен расширить уже существующие трехсторонние связи его членов. Еще в 2005 году ими была создана Межпарламентская ассамблея для налаживания диалога в законодательном измерении, в составе которой действуют комитеты по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины, а также гуманитарного и культурного сотрудничества.
А в 2014-м в рамках трехстороннего сотрудничества в сфере обороны была сформирована совместная литовско-польско-украинская бригада, которая обеспечивает вклад в международные военные формирования высокой степени готовности для участия в Боевых тактических группах и Силах быстрого реагирования НАТО, а также в международных операциях по поддержанию мира на основе мандата Совета Безопасности ООН и в случае одобрения собственными парламентами.
Во главе угла – политика и безопасность
В первом совместном заявлении было отмечено непризнание российской аннексии Крыма, прозвучал призыв к Российской Федерации «вывести свои войска из тех частей Донецкой и Луганской областей Украины, где они продолжают находиться». Кроме того, министры поддержали стремление Киева к членству в Альянсе и «с удовлетворением» отметили предоставление ему статуса партнера НАТО с расширенными возможностями.
17 сентября 2020 года прошла первая совместная встреча дипломатов трех стран в новом формате с целью определения основных направлений деятельности платформы. Одной из основных задач была определена координация действий трех государств по эффективному противодействию актуальным вызовам и угрозам коллективной безопасности. При этом приоритетной темой было названо совместное противодействие гибридным угрозам со стороны России, в частности в борьбе с дезинформацией.
Судя по поступающей информации, за прошедший год положение дел в целом мало изменилось. Главными темами дискуссии на втором заседании ЛТ, состоявшемся в январе текущего года, вновь стали безопасность в Центральной Европе и выработка приоритетных направлений сотрудничества. Стороны обсуждали вопросы «гибридной войны», информационных атак, кибербезопасности, имея в виду, естественно, Россию. Была достигнута договоренность о создании общего аналитического центра Польши, Украины и стран Балтии.
Политика доминировала и во время последней встречи в июле 2021-го. На ней главы трех внешнеполитических ведомств подписали Декларацию о европейском наследии и общих ценностях. Там содержатся отсылки к историческим событиям, имевшим место в Речи Посполитой, которая объединяла тогда Королевство Польское и Великое Княжество Литовское, и констатируется, что они служат вдохновляющим примером на будущее.
Кроме того, была одобрена Дорожная карта сотрудничества, включающая в себя 9 направлений, из которых опять-таки только два не имеют прямого отношения к политике и безопасности: взаимодействие в культурной и гуманитарной сферах и сотрудничество в развитии экономики и инфраструктуры. К тому же в них содержатся лишь призывы общего характера.
Отсутствие конкретики, разумеется, не означает, что у стран-участниц нет соответствующих проектов и планов. Тем более, что опыт регионального взаимодействия, преимущественно в транспортной и энергетической сферах у них есть. Однако в настоящий момент не видно, каким образом ЛТ сможет реально поспособствовать расширению экономического сотрудничества.
Беларусь не забыта, но…
Было бы странно, если бы участники триумвирата, регулярно ссылаясь на Великое Княжество Литовское, обошли вниманием Беларусь.
Этого и не случилось. Более того, поскольку ЛТ был создан до президентских выборов в нашей стране, на его следующую встречу в качестве почетного гостя был приглашен Владимир Макей.
Любопытно, что хотя официальной информации по поводу реакции Минска на приглашение не появилось, в России утверждают, что беларуские власти отнеслись к формированию ЛТ «вполне благосклонно».
Разумеется, после выборов о каких-либо контактах с такими партнерами уже не могло быть и речи, ибо все они заняли очень жесткую позицию в отношении беларуского режима. В Украине даже было высказано предположение, что объявление официальным Минском 17 сентября 2020 года о закрытии границ с Литвой и Польшей и усилении охраны границы с Украиной было связано с проведением в тот же самый день встречи в рамках ЛТ…
Тем не менее, несмотря на то, что взаимоотношения Минска с Варшавой, Вильнюсом и Киевом развивались крайне неблагоприятным образом, из поля зрения триумвирата Беларусь не выпала. Об этом свидетельствует тот факт, что для участия в январском заседании ЛТ в качестве гостя была приглашена Светлана Тихановская.
Не забыли про Беларусь и в упомянутой Декларации: «Убеждены… что вскоре беларуский народ получит возможность свободно решать и подтвердить свою связь с упомянутой традицией и тем самым выполнит волю Викентия Константина Калиновского – Полномочного Члена Национального Правительства Литвы и национального героя всех свободолюбивых беларусов… Мы подтверждаем, что беларуский народ, как европейский народ, имеет право на полное участие в процессе европейской интеграции, и мы приложим все усилия, чтобы обеспечить демократической Беларуси получение такой возможности».
Помимо естественного желания иметь в соседях демократическое государство члены ЛТ хотят свести к минимуму общие границы с нынешней Россией. Но задача с помощью Беларуси полностью отрезать ту от Запада, как регулярно утверждают беларуские власти, заведомо на ставится: «треугольник» сам вполне мог бы осуществить такую изоляцию. Другое дело, что даже при наличии такого стремления, крайне маловероятного хотя бы из-за угрозы утраты транзита, без согласия партнеров по ЕС его участники на этот шаг не пойдут.
У страха глаза велики
В России пытаются представить создание ЛТ как очередную попытку реализации польских великодержавных амбиций. Дескать, Варшава хочет тем самым усилить свое влияние в Центральной и Восточной Европе, поскольку с Евросоюзом у нее возник ряд серьезных разногласий.
Не исключено, что каждая из сторон в самом деле преследует какие-то собственные цели. Например, Киев рассчитывает, что его участие стимулирует проведение реформ и достижение евроинтеграционных стандартов для ускорения вступления в НАТО и Евросоюз, подобно тому, как в свое время это осуществила «Вышеградская четверка».
Однако стержнем ЛТ является усиление противодействия «русскому миру», который в последние годы регулярно демонстрирует свою готовность нарушать международные нормы.
По большому счету уверенности в достижении этой цели нет, так как решить проблему такого масштаба без поддержки евроатлантического сообщества явно не получится. А в том, что Брюссель и Вашингтон готовы к жесткой конфронтации с Москвой, имеются большие сомнения.
Однако, отдельные российские политологи высказывают озабоченность тем, что многие требования ЛТ касательно России будут вынесены на уровень ЕС и НАТО. Среди прочего из этого делается вывод, что в таких условиях углубление взаимодействия для России и Беларуси должно стать приоритетным.
Но и без того при сохранении сегодняшней внутриполитической обстановки в Беларуси вероятность развития событий в таком направлении – вплоть до де-факто вассалитета Минска по образцу Южной Осетии – несравненно выше, чем любого иного.
Если же в Беларуси произойдут перемены, то ее присоединение к ЛТ будет зависеть только от эффективности деятельности этого объединения. Пока складывается впечатление, что в лучшем случае «треугольник» превратится в некое подобие той же «Вышеградской четверки», которая на более или менее заметные роли в европейской политике, как представляется, уже не претендует.