Вы прочитаете этот материал за 6 минут.
Межморье постепенно становится реальностью. Страны региона строят союз. В прошлом году, во время 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН состоялась первая втреча стран региона Адриатического, Балтийского и Черного морей. Теперь сделаны шаги, направленные на объединение государств.
Группа состоит из Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Хорватии, Словении и Австрии. Лидеры этих стран использовали свое присутствие на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН для совместного совещания.
Анджей Дуда говорил о трех условиях. О политическом доверии. Второе условие — стратегическое планирование. Есть единственный шанс, чтобы объединенная Центрально-Восточная Европа воспользовалась финансовыми ресурсами из фондов ЕС. А. Дуда сказал, что государства региона должны скоординированно выступить касательно финансовых проектов ЕС как сообщество, связанное соображениями политического, стратегического и экономического единства. В частности речь идет о совместном использовании инфраструктуры, которая соединит страны по оси Север — Юг. Третье условие: все инициативы (ЦВЕ) должны быть финансово подкреплены.
Польский Президент именует вышеуказанные страны как АВС (Adriatyk, Bałtyk i Morze Czarne). Организатором встречи в стенах ООН выступила Хорватия. «О таком проекте более или менее одновременно, мы задумались с Президентом Анджеем Дудой,» — сказала Президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович.
Избранная в феврале прошлого года Китарович уже успел очертить свое видение Межморья.
Она ссылается на опыт сосуществования наций в составе Габсбургской монархии, в которой еще до Первой мировой войны жили и хорваты на Адриатике, и поляки в Кракове. Хорватские комментаторы говорят, что это первая большая идея и выражение независимого перспективного мышления в международном масштабе — то, чего не хватало предыдущим хорватским лидерам.
К. Грабар-Китарович видит ЦВЕ в будущем в качестве союза на основе общности интересов — в сфере безопасности политической и энергетической. А также как сообщество стран, которые заботятся о развитии торговли и привлечении внимания к региону. Региональный блок не должен создавать иметь отдельную политическую надстройку, но иметь голос на континенте и в мире.
Президент А. Дуда в тесном контакте с К. Грабар-Китарович. В течение 6 месяцев прошло четыре встречи. Крайняя в конце января. Президент Хорватии осуществила трехдневный визит в Польшу. 28 января состоялось заседание польско-хорватской торгово-промышленной палаты. Китарович привезла представителей более чем 50 хорватских компаний, с польской стороны было более 80 инвесторов и производителей.
«Слишком долго мы были сосредоточены на укреплении отношений между Востоком и Западом, пренебрегая отношениями между севером и югом (континента). Центральная Европа от Адриатики до Балтики и от Черного моря до Балтийского моря сталкивается со схожими экономическими и геополитическими проблемами», — сказала Президент Хорватии.
«Адриатика, Балтийское, Черное море — это наша азбука, наша часть Европы, которую нам необходимо укрепить, чтобы показать, что здесь мы имеем свой взгляд», — сказал президентский министр Кшиштоф Шцерский.
Попытка консолидировать страны региона начинает приносить свои плоды. Вышеградская группа была возрождена и стала занозой в глазу Европейского Союза. Во-первых, 20 января на заседании стран V4 и Македонии, Сербии и Словении участники договорились о единой позиции по отношению к иммигрантам. Теперь говорят о единой позиции Вышеградской группы по предлагаемому соглашению между ЕС и Великобритании.
Сотрудничество стран региона ABC развивается в военной и экономической областях. В феврале Министр обороны Литвы сообщил, что хочет создать с Латвией, Эстонией и Польшей совместную систему ПВО. Глава литовского Министерства национальной обороны Юозас Олекас сказал, что его ведомство в настоящее время проводит интенсивные переговоры по этому вопросу с латвийскими и эстонскими коллегами.
5 февраля чешский Министр торговли и промышленности Ян Младек встретился с польским Вице-премьером Матеушем Моравецким и Министром энергетики Кшиштофом Тчоржевским. Переговоры сосредоточены на газовой и нефтяной интеграции региона Центральной Европы. Было решено поддержать строительство газопровода между Польшей и Чехией создаваемой двумя странами инфраструктурой должен стать частью системы Север-Юг интегрированной газовой сети стран Вышеградской группы и Хорватии. Чехия будет иметь доступ к польским терминалам СПГ.
Межморье становится фактом. Идея Пилсудского реализуется. Мы имеем идеальный момент. Европейский союз находится в кризисе и о формировании Межморья печется не только Польша, но и другие страны региона. ПиС знает, что второй такой возможности не будет и использует благоприятный момент, чтобы построить новый альянс.
С незначительными сокращениями.
Наш комментарий: Стоит отметить, что формирующееся Межморье направлено, прежде всего, во внутрь Евросоюза. По сути речь идет о неформальном клубе государств региона, объединенных идеей лоббирования общих интересов в Брюсселе. Просматриваются четыре сферы объединения усилий стран ЦВЕ: энергетика, экономика, безопасность границ, субсидии Евросоюза. Вопроса «взять на буксир» Беларусь и Украину и сделать за нас нашу работу для Варшавы, Загреба, Вильно или Софии не стоит и стоять не будет. Равно как нет в повестке дня и цели противостоять России – для этого существует НАТО.
Однако формирование альянса стран ЦВЕ открывает для Беларуси и «окно возможностей». Соседние столицы психологически заинтересованы в том, чтобы фактическая граница региона проходила под Смоленском, а не под Брестом. Т.е. называя вещи своими именами – в буферной зоне. Это открывает возможности для использования лоббистского потенциала Межморья с целью наращивания масштабов финансового и технического содействия ЕС в части пограничной безопасности и правоохранительной деятельности (борьба с трансграничной преступностью).
Но для начала требуется выстроить партнерские отношения со странами-участницами. И прежде всего – с Польшей. Что будет нелегко в силу богатой конфликтами истории политических отношений между Минском и Варшавой.