Миграционные потоки в Беларусь. Оценка потенциала «культурно-близких» потоков.

3335

Введение: что имеем сегодня.

2013 год стал знаковым при оценке демографической ситуации в Беларуси. Это – первый за последние 20 лет период, ознаменовавшийся ростом населения. Что позволило руководству страны заявлять о переломе в борьбе с депопуляцией. Положительная динамика действительно на лицо. Динамика на улучшение демографической ситуации наметилась с 2006-2007 годов (с падением в 2010) (источник).

Однако, при более внимательном рассмотрении основ для оптимизма, увы не так много. Перспективы, скорее пугающие. Кратко опишу почему.

Надвигающиеся проблемы.

Относительный рост уровня рождаемости обеспечен относительно большим количеством лиц, находящихся в детородном возрасте. Если посмотреть на возрастную пирамиду населения, видим пик на уровне от 20 до 35 лет. Это те, кто рождён с 1980 до 1994 года. А дальше – «яма» поколения эры Лукашенко. Причём разница в количестве сравнима с показателями демографической ямы 1941-1949 годов.

Ещё один фактор: большинство беларуских семей воспитывает только одного ребёнка. При этом более 80% родителей воспитывались в семьях с двумя и более детьми. Можно смело предполагать, что при тренде «один ребёнок в семье», рост рождаемости максимум через 4-5 лет сменится катастрофическим падением. В детородный возраст вступит малочисленное поколение 1994-2000 годов (источник).

Это понимает и официальный Минск. В стране реализуется государственная «Программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011–2015 годы» (источник). Документ весьма трезво оценивает ситуацию в стране. Достаточно одной цитаты «Как показывают прогнозные расчеты, при сохранении современного уровня рождаемости и смертности численность населения страны может сократиться вдвое уже через 50 лет, то есть Республика Беларусь может подойти к «точке невозврата», после которой демографические процессы станут необратимыми».

Сегодня население Республики Беларусь растёт. Оно вырастет и в 2014 году. НО рост обеспечен миграционными процессами. Миграция, вероятней всего, останется единственным механизмом поддержания численности населения страны на приемлемом уровне. Миграционная привлекательность и тенденция приезда в страну новых жителей без сомнения – вещи положительные. Но они же таят в себе источник потенциальной опасности. Вопрос не только в том «сколько приезжает» но и в том «кто приезжает». Основные вызовы можно сгруппировать следующим образом:

  1. Социально-культурные отличия мигрантов. Приезд носителей чуждой культуры таит в себе источник потенциальной опасности возникновения межэтнической напряжённости и столкновений. Особенно, если мигранты живут «полузакрытыми коммунами» — имеют активные контакты с местным населением, но придерживаются своих, зачастую чуждых для данной территории, норм поведения.
  2. Возрастно-половой состав мигрантов. Приезд большого количества людей старше трудоспособного возраста несёт дополнительную нагрузку на систему социальной защиты населения. Кроме того, люди в возрасте 35+ как правило не увеличивают показатели рождаемости. Уже сегодня в стране соотношение жителей трудоспособного и нетрудоспособного возраста превысило отметку 1000 : 700. При этом количество количественные показатели зоны 60+ на 25% выше показателей зоны 0-19.
  3. Влияние внешних игроков на настроения, поведение мигрантов, участия их в социально-политической жизни Беларуси. События в Украине показали, что приезд большого количества носителей даже близкой культуры не всегда является благом. В Крыму и Севастополе военные пенсионеры, члены семей военнослужащих РФ и временные работники из России стали ядром процессов, повлёкших потерю контроля над целым регионом.
  4. Уровень образования, наличие необходимых навыков для полноценной работы. Слабый уровень образования зачастую становится фактором, откидывающим мигрантов и их детей на самый низ социальной пирамиды. И если государство не обеспечивает должной разумной поддержки (одновременно с этим гарантируя социальную защищённость), рано или поздно получаем аналог «национальных гетто» Европы или США. Во всей своей красе.

Беларуси в ближайшие 20 лет желательно привлечь как минимум полмиллиона человек. Их них 400 тысяч – лиц трудоспособного возраста. Иначе к 2030 году каждый работник страны вынужден будет содержать как минимум одного жителя нетрудоспособного возраста. А это – более чем критичная ситуация.

Учитывая, что население Беларуси не так велико, 500 тысяч «новых граждан» являются прямой угрозой возникновения социальных конфликтов. Вопрос привлечения «комфортного» или «безопасного» мигранта становится ключевым.

Идеальный тип миграционного потока выглядит примерно так: Это молодые образованные носители культуры, близкой культуре титульной нации. При этом не подверженные влиянию политических сил соседних стран.

Второй вариант – группы, склонные к (или согласные на) созданию небольших национальных анклавов. По аналогии с расселением евреев и татар во времена ВКЛ. Но данный путь в 21 веке, увы, опасен – есть вероятность вместо «кагала» получить 13-й район Парижа.

Вернёмся к «идеалу». И попробуем оценить, возможет ли он в беларуских реалиях.

Откуда брать идеальных мигрантов.

Естественно, что жители соседних стран наиболее близки ментально и культурно. Беларусь, увы (или слава Богу) не являлась империей и мы не имеем большого количества «бывших колонизаторов» в стране наподобие Берега Слоновой Кости. В расчёт стоит брать граничащие с Беларусью страны, государства бывшего СССР и, возможно, государства с относительно большим количеством этнических беларусов.

В принципе, структура миграции в Беларусь уже сейчас соответствует этому подходу. Миграционный прирост 2013 года в количестве 11 643 обеспечен преимущественно странами СНГ. Например, по данным 2012 года из 18 тысяч приехавших 13 455 – граждане стран СНГ (источник-Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2013). Если быть точным, что Российской Федерацией, Украиной, Казахстаном и Туркменистаном.

Ниже привожу данные за последние 2 года (источник):

  2012 2013
Прибыло

18 040

19 435
Выбыло 8 712 7 792
Миграционный прирост 9 328 11 643

Национальный признак или надежда на диаспору.

Попробуем разобраться в структуре этого потока. Во первых, стоит сразу отметить изменение национального состава приезжих. До 1999 года более половины миграционного потока составляли беларусы. Рубеж 2000-2003 можно назвать окончанием «переселения народов», вызванным исчезновением СССР с карты мира (источник).

В этот период сошли на нет миграционные потоки, связанные с возвращением людей «на историческую Родину». В Республике Беларусь этот период примечателен другим – начинается, пусть небольшой, но стабильный рост количества этнических русских, которые выбирают нашу страну как место постоянного проживания.

О гражданах РФ поговорим отдельно. Пока что попробуем оценить миграционные ресурсы беларуской диаспоры. С одной стороны цифры внушают оптимизм. ЗБС «Бацькаўшчына» указывает количество беларусов, оказавшихся за пределами современных границ страны в 3,5 млн. человек (источник). Иные источники дают более скромную цифру, ограничивая количественную оценку диаспоры цифрами 2,5-3 млн. Но и это немало.

Определённый оптимизм у приверженцев политики «возвращения» беларусов добавляют заявления лидеров некоторых землячеств. Как, например, лидера диаспоры в Казахстане Михаила Шупаева. Он заявил о желании большого количества беларусов вернуться на родину. И, в том числе инвестировать средства в национальную экономику (источник).

Однако, статистический комитет Республики Казахстан оценивает количество беларусов в этой стране в 61 449 человек (источник). При этом указывая, что в 1989 году таковых было более 182 тысяч. Аналогичные процессы в России. Падение с 807 тысяч до 521 тыс (источник). Аналогичная динамика в Украине и других странах бывшего СССР. Что касается диаспоры стран Европы и Северной Америки, то, увы, тамошние беларусы не горят желанием возвращаться на историческую родину. Это, кстати, типично практически для всех стран. Единственным исключением в ХХ веке можно назвать переселение евреев. И то значительная часть из них так и «не доехала» до еврейского государства Израиль.

Таким образом, можно утверждать, что миграционные резервы диаспоры практически исчерпаны. Если даже предположить, что четверть беларусов стран СНГ решит переехать на протяжении ближайших 20 лет, получим резерв примерно в 200 тысяч. Или по 10 тыс. в год. В реальности количество можно ограничить отметкой 1,5-2 тысячи в год. И то, при чрезвычайно благоприятном для Беларуси развитии ситуации. Большинство беларусов, которые ностальгировали по Родине и хотели вернуться уже приехали. Иллюстрация – динамика миграционных процессов за последние полвека (источник).

Продолжение следует…

Игорь Тышкевич, Belarus Security Blog.

Другие материалы по теме:

Миграция в Беларусь и крымский кризис.

Кто к нам приедет и что с ними делать.

Опасный треугольник: миграция, безопасность и изменения окружающей среды.

Logo_руна