Миграция в Беларусь и крымский кризис.

2900

События в Крыму можно оценивать по-разному. Однако, есть один аспект, на который стоит обратить внимание. Любое изменение границ влёчёт две миграционные волны. Первая – «мгновенная». Она состоит из тех, то категорически не приемлет новых условий. Вторая волна начинается через 6 месяцев – год. Она состоит из тех, то попробовал жить при новой власти и нашёл условия недостаточно комфортными/безопасными для себя и своей семьи. Она, как правило, более массовая, чем первая, но «растянутая во времени» на 4-6 лет.

Первые две недели «русского мира» позволили оценить масштабы будущего переселения. По состоянию на конец марта на материковую часть переехали 2281 человек (без учёта семей военнослужащих) (источник). Однако, темпы оттока жителей из Крыма растут. Уже 04.04.2014 Министр социальной политики Украины госпожа Денисова приводила данные о почти 3,5 тысячах гражданских лиц (источник). Такая динамика сохранится как минимум до конца 2014 года. При этом очередного всплеска стоит ожидать в летние месяцы – поедут семьи, которые не рискнули прерывать обучение своих детей в школах. По оценкам украинских аналитиков, стране необходимо готовится к переселению как минимум 0,1 млн. человек (источник).

Чем интересна данная ситуация для Беларуси. Страна, ощущающая острую нехватку рабочих рук и находящаяся на грани демографической ямы, естественно заинтересована в привлечении мигрантов. В особенности тех, которые:

  1. не несут угрозы по своим религиозным/культурным/политическим предпочтениям и традициям;
  2. легко и безболезненно интегрируются в беларуское общество.

В таких условиях, как бы цинично это не звучало, Республика Беларусь может и должна сделать всё возможное для улучшения демографической ситуации на своей территории. Для того, чтобы прояснить почему, необходимо присмотреться к типичным группам мигрантов из Крыма. Тех, кого уже называют «крымскими беженцами» условно можно разделить на 3 категории:

  1. военнослужащие и их семьи военнослужащих;
  2. семьи крымских татар;
  3. жители Крыма, переезжающие на территории других областей Украины в связи с аннексией полуострова.

Для каждого из этих миграционных потоков попробуем очертить как минимум количественные рамки и временные границы активного переселения. И, естественно, возможности и интересы Беларуси в таких новых жителях.

Военнослужащие и члены их семей.

Количественные показатели. Из Крыма выводится группировка, которая насчитывает как минимум 10 тысяч солдат и офицеров. Значительная часть – контрактники. Учитывая количественный состав семей, это не менее 25 000 человек.

Временные рамки. Данный миграционный поток – самый кратковременный из всех трёх. Можно смело предполагать, что своей высшей точки он достигнет к середине апреля и «сойдёт на нет» к осени 2014 года. Хотя, одиночные случаи переселения (как например тех, кто написал рапорты об увольнении, но решил вернуться в строй) будут фиксироваться как минимум на протяжении ещё 2-3 лет.

Интересы Беларуси. Данная категория граждан полностью будет расселена на территории страны и интереса как источник миграционных потоков не представляет. Кроме того, офицеры, оставшиеся верные Присяге уже продемонстрировали нежелание жить в другой стране кроме как в Украине.

Крымские татары.

В Крыму по разным оценкам от 250 до 300 тысяч татар. Перепись населения в Украине проводилась в 2001 году. На то время на территории Крыма проживало 251 тысяча татар (источник). Увы, с этого момента точных данных нет. Но, учитывая динамику рождаемости в семьях, сегодня можно говорить о 270-280 тысячах. Это – минимальные оценки количества представителей татарского этноса в Крыму. Бывший советник Путина А. Илларионов называет цифру в 300 тысяч (источник).

При этом данная группа имеет ярко выраженные особенности. Кратко их можно сформулировать следующими пунктами:

  1. высокая самоорганизация и наличие национальных руководящих органов;
  2. религиозность (исповедуют ислам суннитского толка);
  3. связи и поддержка со стороны Турецкой Республики;
  4. недоверие к политике Российской Федерации (выработанное годами);
  5. лояльность к правительству в Киеве.

Миграционные потоки татар и оценка временных рамок миграции. Миграция крымских татар имеет свои особенности. В отличие от остальных групп, с территории Крыма выезжают не полные семьи. Крымские татары отправляют «на материк» женщин, детей и стариков. Мужское население остаётся на полуострове. Процесс миграции начался ещё до референдума и усиливается с каждой неделей. По минимальным оценкам, полученным исходя из анализа сообщений СМИ, до 1/3 части переселенцев составляют лица, татарской национальности.

Количественные параметры. Первая волна, переселенцев-татар, преимущественно без мужчин, продлится скорее всего до августа 2014 года. Этот процесс объективно будет протекать без «беларуского присутствия». Следующим этапом может стать воссоединение семей. А вот третья волна, которая в том числе будет включать в себя татар, не нашедших себе места в российских реалиях интересна. Она будет не такой массовой. Для татар Крым – родина. Но рассчитывать на 2-3 тысячи человек наша страна сможет.

Большинство татар не имеет намерения оставлять полуостров. Им, в отличие от представителей других национальностей, просто некуда уезжать. С другой стороны, затягивание кризиса на территории Крыма может повлечь за собой вынужденное переселение уже полных семей. Одной из причин можно назвать непризнание крымскими татарами присоединения Крыма к РФ. Пока это просто гражданская позиция. Но, учитывая, что в России «призывы к сепаратизму» станут уголовно наказуемым деянием с 09.05.2014, значительная часть татар в силу своей гражданской позиции станет «преступниками» (источник). На этом фоне уже с июня можно ожидать рост числа переселенцев.

Но пересечь «государственную» границу на крымском перешейке для татар, возможно, станет проблематично. Последние события с досмотром «неблагонадёжных» тому подтверждение (источник).

На этом фоне Беларусь может выступить страной, которая предложит татарам место безопасного проживания и/или возможность дальнейшего переезда на материковую Украину. Более длинный путь может оказаться более безопасным. А если беларуские власти создадут условия (транспорт, официальное приглашение, гарантии безопасности), такой маршрут может стать вполне реальным.

Чем интересны татары для Беларуси?

Религиозный и исторический фактор. Для начала экскурс в историю. Представители этого этноса стали одной из составляющих национально группы, которая в средине века называлась «липками» а сегодня беларускими татарами. Таким образом, крымские татары могут усилить позиции татарского меньшинства в Беларуси. А, учитывая традиции мирного сосуществования и интеграцию в существующие общины, процесс будет относительно безболезненным.

Интересно другое. Беларуские татары, как и крымчаки мусульмане-сунниты. Причём «умеренные». В то же время существующие потоки мигрантов-мусульман из Средней Азии и Кавказа, увы, могут привести к изменениям характера беларуского ислама. Традиционные его носители, липки, просто окажутся в меньшинстве. Таким образом, усиление их позиций за счёт выходцев с Крыма – очень и очень выгодно нашей стране. Особенно в среднесрочной перспективе.

Потенциал (или дополнительные возможности). Не стоит недооценивать влияние структур самоорганизации татар. А так же наличия больших групп, которые по разным причинам не успели вернуться в Крым. Речь идёт о как минимум 100 тысячах человек, проживающих в Узбекистане. Их культура, в отличие от узбекской, представляет собой образец «европейского ислама», характерного для современной Турции. И они – чужаки в Средней Азии. Наличие нового организованного ядра крымскотатарского населения на территории Республики Беларусь может помочь в организации миграционного потока из Узбекистана. Причём новые мигранты будут воспринимать своей родиной уже Беларусь. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Учитывая количественные рамки этого потока, он будет безболезненным для нашей страны. В то же время ежегодный приезд 500 – тысячи татар уже будет существенным вкладом в обеспечение демографической безопасности.

Граждане, не желающие быть «россиянами».

Крым, слава Богу, не стал российским по духу. Количество обращений за паспортами РФ даже на фоне агитационной истерии – неприятный сюрприз для Москвы. Менее 1% населения – не то, на что рассчитывал Кремль (источник). Но и украинским Крым так же не является. Ментально крымчане, скорее «советские люди». Этому есть объяснение. Большинство из них приехало на полуостров после 1950 года. Во время великого советского переселения народов. Таким образом, портрет населения Крыма схож с портретом населения большинства «советских строек». В частности, на территории полуострова проживает не менее 34 000 беларусов. 90% из них рождены на территории БССР. Такое соотношение приезжих типично и для представителей других национальных групп. То есть большинство населения Крыма – крымчане в 1-2 поколениях.

Большинство жителей полуострова не являлись сторонниками «Майдана». Но и приход РФ их так же не порадовал. Количество обращений за паспортами, а так же обращения в украинские государственные органы с гарантией, в том числе, уплаты налогов в бюджет Украины, тому свидетельство. Причём недовольство изменением принадлежности Крыма будет только расти. Доходы жителей юга зависят от хода курортного сезона. На севере – от поставок воды и рынков сбыта сельхозпродукции. Учитывая «особый статус» Крыма и отсутствие отработанной логистики (а так же рынков сбыта) с «материковой Россией» ухудшение экономического положения почувствуют все. Вливания федерального бюджета, увы, не спасут ситуацию. Деньги будут направлены на укрепление власти, строительство военной инфраструктуры и так далее.

К этому стоит прибавить и неизбежный рост цен. Продукты в Украине и Крыму в 1,5-2 раза дешевле, чем на территории РФ. Караваны «туристов за дешёвыми продуктами» из Кубани и Северного Кавказа уже вызывают протесты крымчан.

С другой стороны эти лица остерегаются переселения на материковую Украину. Причин несколько:

  1. уровень жизни в Украине и отсутствие ясных гарантий трудоустройства (даже если они будут озвучены Киевом, сомнительно, что информация дойдёт до Крыма без искажений);
  2. определённые опасения и страхи перед «национализмом». Такие настроения активно поддерживаются российскими и пророссийскими СМИ. Каковых сегодня в Крыму более 90% (украинские телеканалы исключили из вещательной сети).

Таким образом, имеем:

  1. Те, кто сознательно делает выбор между Украиной и РФ переедут «на материк» в ближайшие полгода-год. Количество таковых составит не менее 40-50 тысяч человек (не учитывая татар и семьи военных). Беларусь никоим образом не сможет поучаствовать в организации этого потока. По той простой причине, что нашу страну никто не будет рассматривать как конечную точку путешествия.
  2. Те же, кто «опасается Украины», но уже «сыт Россией». Волна таких переселенцев начнётся не ранее июня 2014 года. Именно тогда «советские крымчане» в полной мере прочувствуют прелести жизни в «великой» России. Такое утверждение не является фантастическим. Любое изменение границ вызывает две волны миграции. Первая – моментальная. Она состоит из тех, то категорически не приемлет новых условий. Вторая волна начинается через 6 месяцев – год. Она состоит из тех, то попробовал жить при новой власти и нашёл условия недостаточно комфортными/безопасными для себя и своей семи. Она, как правило, более массовая чем первая, но «растянутая во времени» на 4-6 лет. В случае с Крымом количество представителей второй волны может составить те же 100-150 тысяч. Вот на этот поток Республике Беларусь можно и нужно обратить внимание. Почему – описано ниже.

Что делать Беларуси.

Наиболее оправданным алгоритмом действий, по мнению автора, является расчёт в основном на «вторую» волну переселения. При этом не упуская возможности принять тех, кто уже сегодня желает переехать.

Беларусь может подать сигнал в виде сообщений о готовности принять беженцев. И даже предоставить транспорт. При этом такой вариант не является конфронтационным по отношению как к Украине так и к России:

  1. при гарантиях украинцам, желающим завершить путешествие «на материковой части» правительство южного соседа отнесётся с пониманием и возможно с благодарностью к инициативе Минска;
  2. для Российской Федерации это может стать «снятием головной боли неблагонадёжного населения». При возможно, формальном недовольстве, на практике препятствий не будет.

При этом плюсом Беларуси как места жительства может стать предоставление жилья и работы (в тех же полупустых агрогородках). Сравнительная лёгкость (по сравнению с Украиной) регистрации своего бизнеса так же может стать дополнительным аргументом.

Только данные методы позволят «повернуть» на нашу территорию как минимум 1-2% от первой волны миграции. В абсолютных цифрах – это около 2000 человек. Причём в большинстве своём – трудоспособного молодого населения.

Вторая волна.

Вторая волна, как показала практика начала 90-х начнётся через 6-7 месяцев. Представители этой группы мигрантов будут отличаться от тех, кто едет уже сейчас. Это люди, которые убедятся в невозможности нормального существования. Они будут делать выбор мета жительства более осознанно, взвешивая все «за и против». При этом не стоит недооценивать агитационных возможностей российских СМИ. Страх перед «ужасами жизни в Украине» будет сдерживающим фактором. Таким образом, вариант «Советского Союза, но не России» будет привлекателен. При этом большинство из них, ещё недавно бывших «сторонними наблюдателями» вряд ли будут демонстрировать излишнюю лояльность идеям «русского мира». Несмотря на всю силу московских СМИ.

Численность данной волны будет не меньшей чем «быстрой миграции». То есть около 100-150 тысяч. Разница лишь во временных рамках. Этот миграционный поток достигнет максимума к 2015-2016 году. И продлиться как минимум ещё 5-6 лет.

Таким образом, при продуманной политике, наша страна может принять не менее 25-30 тысяч человек. Для поддержания потока Беларусь как минимум может объявить кампанию возвращения соотечественников на Родину. Это будет выглядеть абсолютно логично. А параллельно работать по привлечению всех национальностей, проживающих в Крыму.

Конечно, около 10% будут составлять пенсионеры, возможно рождённые в БССР. Но такие пропорции значительно лучше существующего потока из РФ, где более 40% находятся в возрасте «50+».

Учитывая распределения этого количества на несколько лет, переезд такого количества новых жителей не станет проблемой для Беларуси. Можно спокойно работать по созданию необходимой инфраструктуры и интегрировать приезжих в беларуское общество.

Вывод: как бы цинично это не звучало, но Республика Беларусь благодаря Крымскому кризису, может снять остроту проблемы депопуляции. По крайней мере, на ближайшие несколько лет. А, заодно улучшить характеристики возрастно-половой структуры населения страны.

При этом активная игра нашей страны на поле «переселения крымчан» может быть бесконфликтной по отношению как к Украине, так и к России.

Игорь Тышкевич, Belarus Security Blog.

 

Logo_руна