«Milex-2019»: некоторые наблюдения

2704

Вы прочитаете этот материал за 11 минут

В Минске завершила работу международная выставка вооружений и военной техники «Milex-2019». Мероприятие получилось весьма масштабным и содержательно в сравнении с предыдущей вставкой выросло. Любители полистать фотографии могут это сделать в нашей группе в Facebook. Мы же остановимся на некоторых выводах из прошедшей выставки.

О Романе Головченко. Глава Госкомвоенпрома показал себя в качестве деятельного и способного руководителя. С его приходом на пост минувшим летом серьезно изменились подходы ведомствf к кадровой работе. Взят курс на омоложение кадров. Кроме того, значительно ограничено влияние Министерства обороны на Госкомвоенпром и ВПК в целом. На сегодня можно говорить о том, что Госкомвоенпром по статусу во властной вертикали Беларуси как минимум не уступает военному ведомству. А в некоторых вопросах благодаря Р. Головченко лоббистский потенциал ВПК выглядит даже более масштабным.

Про колёса. Перевод вооружения на колесную базу отечественного производства – многолетняя идея. Но до недавнего времени достижения по этой части были довольно скромны и ограничивались «БелГРАДом». На «Milex-2019» были продемонстрированы варианты размещения комплексов вооружения ЗРК «Оса» и РСЗО «Ураган» на шасси МАЗ. Что вызвало определенное удивление: ожидалось, что будут выбраны шасси специализированного производителя – МЗКТ. Тем более, ряд моделей этой компании открыто назывался представителями Госкомвоенпрома в качестве перспективных именно для размещения вооружения.

МАЗы «победили» благодаря стоимости вдвое ниже, чем у сопоставимых по техническим характеристикам изделий МЗКТ. Сопоставимо ли качество у двух производителей – покажет практика.

Необходимость замены изначального шасси на отечественное объясняется тем, что за давностью производства тех же «Ос» и «Ураганов» возникли трудности с поддержанием технической исправности их родных платформ. Очевидно, с некоторого момента эти трудности стали непреодолимыми. И для ремонта первоначальных шасси потребовалось канибализировать часть из них.

Прощай «Ураган»? Первыми на МАЗовские колеса были переведены «Ураганы», находившиеся на хранении, с целью их последующего экспорта. Первая партия машин уже передана заказчику (одна из африканских стран), где опробована в боевой работе. Пока нареканий к шасси МАЗ не было.

Экспорт «Ураганов» может быть связан с перспективами их вывода из боевого состава беларуской армии. Наиболее вероятной причиной такого решения может быть истечение сроков хранения реактивных снарядов для них и уменьшение числа калибров в отечественной артиллерии. Последнее позволит упростить логистику. Тем более, что РУП «Завод точной электромеханики» освоило выпуск реактивных снарядов для РСЗО «Град», которые сопоставимы по дальности, хотя и уступают «Урагану» по могуществу боевой части.      

Не М20. Одной из главных интриг салона был вопрос о дальнейшем развитии системы «Полонез» в части интеграции в комплекс вооружения баллистической ракеты. На выставке 2017 года рядом с пусковой установкой РСЗО «Полонез» был размещен макет ракеты М20 производства КНР. Предполагалось, что именно локализованная версия этого боеприпаса пополнит линейку средств огневого поражения «Полонеза».

На «Milex-2019» рядом с пусковой установкой РСЗО «Полонез» был вновь размещен макет ракеты, внешне повторявший тот, который можно было увидеть 2 года назад. А также транспортно-пусковой контейнер для неё. Однако, на самом деле данный макет представляет отечественную разработку оперативно-тактической ракеты с дальностью пуска до 300 км. В первую очередь, изделие ориентируется на экспортные рынки. Для национальной армии производитель готов создать ракету с дальностью пуска в 500 км.

Ракета имеет боевую часть массой 370 кг и комплексную систему наведения, которая, как заявляется, обеспечивает круговое вероятное отклонение в 7 м в сравнении с 30 для «Полонезов» (речь о дальности в 300 км).

Насколько можно судить, изделия в готовом виде нет, как не было и его пусков. Речь по сути идет о концепте, который производитель готов реализовать в металле в случае наличия заинтересованного заказчика.

В ракете ожидаемо используются блоки и компоненты иностранного производства. Однако ракетный двигатель – собственного производства «Завода точной электромеханики». Очевидно, исходной точкой стала все же ракета М20.

В настоящее время Минобороны не выказало заинтересованности в реализации проекта создания баллистической ракеты, предпочитая совершенствовать РСЗО «Полонез». И проблема не только в деньгах. Но к этой теме мы вернемся в другом материале.

Бук-МБ3К. Новинкой салона стал и новый ЗРК средней дальности национальной разработки. Как утверждает производитель, Бук-МБ3К является по существу новой системой вооружения. А наименование «Бук» унаследовало в маркетинговых целях, чтобы создать видимость преемственности с успешным советским ЗРК.

Главное в этом ЗРК – новая ракета 9М318 с дальностью поражения цели до 70 км и активной головкой самонаведения. В ракете использована импортная элементная база, китайское ракетное топливо и двигатель отечественного производства.

До настоящего времени практические пуски ракеты не производились, это следующий этап. Но в отличие от ракеты для «Полонеза», насколько можно судить, к зенитной ракете есть интерес. И это позволяет рассчитывать на дальнейшее развитие проекта создания отечественного ЗРК средней дальности, при успешном завершении которого Беларусь получит серьезную систему, что позволит значительно снизить внешнюю зависимость от поставок критически значимых систем вооружения.

В целом факт наличия достаточно амбициозных программ создания отечественного ракетного вооружения (баллистических и зенитных ракет) следует приветствоваться. Страны, которые в состоянии производить вооружение подобного уровня, можно пересчитать по пальцам. И хотя до завершения указанных проектов еще не близко, движение вперед есть.

Ударные БПЛА. Проект создания национального ударного БПЛА относится к числу имиджевых для беларуских властей. На «Milex-2019» свои проекты представили:

-«Научно-производственный центр многофункциональных беспилотных комплексов» Национальной академии наук Беларуси (Буревестник-МБ, Бусел и Ястреб);

-КБ «Дисплей» (летающие трубы);

-558-й АРЗ (концепт барражирующего невозвращаемого БПЛА «Сарыч»);

-мультикоптер «Грач» от «Завода точной электромеханики»;

-БПЛА вертолётного типа массой 700 кг при полезной нагрузке в 200 кг от «КБ Беспилотные вертолеты» (существует в виде проекта).

Однако, ни один из них не отвечает требованиям и ожиданиям армии. Которая хотела бы получить БПЛА, способный поражать высокоточным вооружением объекты, не входя в зону действия войсковой ПВО (т.е. на дальностях не меньше 20 км). Идеальным являлся бы вариант получения беспилотного комплекса, который уже проверен эксплуатацией, по возможности – в боевых условиях. На текущий момент на рынке такие изделия предлагают только КНР, Израиль и США. По политическим факторам изделия американского и израильского производства для Беларуси не доступны.

По существу, наилучшим вариантом на сегодняшний момент представляется сборка на территории Беларуси ударных БПЛА иностранной разработки. Имеющийся потенциал отечественного ВПК пока неспособен удовлетворить запросы армии в этой части.

Стоит обратить внимание, что на «Milex-2019» отдельным стендом было представлено беларуско-китайское СП «Авиационные технологии и комплексы», одним из учредителей которой является китайская авиастроительная корпорация AVIC, которая производит в том числе и ударные БПЛА.

Вопрос денег. Стоит отметить, что большое количество новой техники, представленной  на «Milex-2019», были инициативными разработками, которые существуют в виде выставочных образцов или вообще – макетов. Т.е. их технические характеристики являются расчётными и не подтверждены реальной эксплуатацией.

Ситуация со слов ряда представителей отечественного ВПК приблизительно такая: «Мы можем лучше, больше, быстрее, но не хватает ресурсов для полного цикла от чертежа до серийного образца». Государство готово вкладывать деньги только в те проекты, успешный результат по которым гарантирован. Причем, небольшие деньги. Но с освоением новой технически сложной продукции часто многое идет не так, как планировалось: сроки сдвигаются в будущее, сметы растут, технические характеристики конечного изделия не всегда отвечают тем, что планировалось заранее.

Некоторое время решением проблемы виделся вход в капитал предприятий ВПК Беларуси иностранных инвесторов. Однако, первый же блин вышел комом: иностранцы, получив контроль над одним из частных предприятий оборонки, первым делом начали выводить технологии за рубеж (над ними, отметим, беларуские специалисты работали полтора десятка лет), после чего приступили к целенаправленным действиям, которые однозначно вели к банкротству предприятия.

В этом плане схема создания СП с иностранными компаниями, которые уже имеют интересующий беларускую сторону технологический задел (как в случае с AVIC) представляется гораздо более перспективным направлением.

Новые колесные. Из четырех несерийных образцов колесных бронемашин (линейка «Витим» от «Минотор-Сервис», линейка ASILAK от «БСВТ-НТ» на шасси ГАЗ с разнесенным бронированием, «Защитник» на шасси МАЗ от 140-го ремзавода и универсальная боевая платформа от «ОКБ ТСП» на доработанном шасси МАЗ) три являются инициативными разработками, которые пока не имеют твердых заказчиков. И только одна разработана под требования конкретного заказчика на основании твердого договора, после завершения «Milex-2019» и установки комплекса вооружения будет передана клиенту для использования.

Вообще на «Защитнике» следует остановиться подробнее. 13.07.2014 Александр Лукашенко посетил 103-ю бригаду Сил специальных операций. Среди прочего, ему продемонстрировали бронемашину «Лис» (локализованная версия российского «Тигра»). Опираясь на который, Лукашенко сказал: «Нам такие машины нужны». Но только ли про «Лис» он думал? На плакате за спиной у беларуского руководителя при этом был изображен капотный бронеавтомобиль MRAP от МЗКТ в котором вполне могло бы разместиться 10-12 человек десанта. Очевидно, что за отсутствием коммерческой перспективы МЗКТ от той идеи отказался и ограничился V-1. Будет ли 140-й завод более успешен —  покажет время.

Международное сотрудничество. Традиционно внимания заслуживают новости о военно-техническом сотрудничестве Беларуси и России. Правда, их немного. Из важного:

— заявлено о передаче беларуской армии в ближайшее время очередной партии модернизированных танков Т-72Б3 (очевидно, речь идет о ротном комплекте в 10 ед.);

— российская сторона приступила к исполнению контракта на поставку эскадрильи Су-30СМ, при этом что именно подразумевается под исполнением контракта неясно, т.к. тут же сделана оговорка, что сами самолеты будут поставляться только после получения авансовых платежей. Следовательно, пока беларуской стороной таких платежей не проводилось;

— общий двусторонний оборот продукции военного назначения (в том числе и услуг) составляет порядка USD 500-600 млн в год, из которых 2/3 – беларуский экспорт в Россию.

И никаких громких заявлений о совместной разработке продукции или создании совместных производств. Как и о возможности вхождения в капитал тех предприятий ВПК Беларуси, к которым ранее российская сторона проявляла интерес. Сдерживающим фактором является требование русских о продаже им контрольных пакетов акций компаний, многие из которых обладают важными технологиями. Беларуская сторона в этом вполне трезво видит угрозу и из Минска прозвучало твердое и однозначное «нет!».

В целом беларуско-российское сотрудничество складывается неоднозначно. С одной стороны, есть масса примеров позитивного и ответственного взаимодействия. С другой, российские поставщики продукции и комплектующих, используемых беларуской оборонкой, очень часто демонстрируют недобросовестность и неаккуратность в исполнении своих контрактных обязательств. Отдельная тема – рост цен на продукцию предприятий-монополистов российского ВПК, который просто выходит за всякие разумные рамки.

Но есть и новый тренд. Продукция национальной оборонки становится все более технически сложной. И зачастую российские смежники уже не в состоянии произвести необходимые беларуской стороне комплектующие.

Рост цен, недобросовестность и неспособность российской стороны удовлетворить растущие запросы беларуских контрагентов заставляют наши предприятия ВПК осваивать выпуск комплектующих для собственного потребления. Повышая тем самым локализацию производства. Но для этого требуются огромные вложения в производственные мощности, обновление станочного парка, закупка оборудования, которое зачастую и в мире то существует в считанных экземплярах. Такие усилия под силу только крупным компаниям. Но беларуский ВПК представлен в основном средними предприятиями. И это новый вызов: создать систему, которая давала бы компаниям отечественного ВПК второго дивизиона «удочку» для ловли более крупной «рыбы». Пока же каждый выживает как может.

На «Milex-2019» была представлена продукция ВПК Азербайджана, Казахстана и Сербии. Таким образом, перспективы военно-технического сотрудничества подтягиваются под имеющийся уровень политического взаимодействия между нашими странами.

Будет ли «Белинтерсат-2». Ранее неоднократно на высоком уровне озвучивалась информация о том, что в Беларуси изучается вопрос запуска второго спутника связи системы «Белинтерсат». Однако за последние годы изменилась экономическая ситуация: из-за роста конкуренции на рынке космической связи расценки на эти услуги серьезно снизились. И коммерческая целесообразность расширения спутниковой группировки под вопросом.

«Milex-2019» продемонстрировал, что несмотря на ряд объективных сложностей, оборонка не жалуется. Там привыкли работать в условиях жесткой конкуренции (часто недобросовестной) на глобальном рынке и рассчитывают только на собственные руки и голову. Ведутся новые разработки, осваивается производство инновационной, часто уникальной, продукции, обновляются мощности, приобретаются новые компетенции, расширяются рынки сбыта. Может, не так быстро и масштабно, как этого бы хотелось. Но отечественный ВПК не топчется на месте. А двигается вперед.  

Logo_руна