Вы прочитаете этот материал за 2 минуты
Последние заявления Александра Лукашенко знаменуют отказ беларуского режима от внешнеполитической стратегии «донорства региональной безопасности», которая заключалась в несоздании угроз соседним государствам.
29 ноября в ходе совещания с руководством силовых структур и премьер-министром Беларуси А. Лукашенко сделал заявления, которые будут восприниматься соседними странами как угроза. Применительно к Украине было заявлено, что в случае нового раунда российско-украинской войны (ответственность за которую Лукашенко авансом возложил на Киев) беларуский режим поддержит Кремль. При этом соседние европейские страны были напрямую названы врагами Беларуси. Было бы неверно расценивать эти заявления в качестве перформанса.
С учетом того, где это было произнесено, речь идет о новой политической установке для верхушки силового блока. Далее, 30 ноября, в ходе интервью одному из топовых кремлевских пропагандистов А. Лукашенко заявил о готовности запросить у России ввести в Беларусь ядерное вооружение (правда, при определенных условиях).
Стоит напомнить, что в прошлые кризисы отношений с Западом официальный Минск апеллировал к тому, что не создает проблем для этого самого Запада. В течение последних 20 лет беларуская дипломатия продвигала тезис о Беларуси как о доноре региональной стабильности и безопасности. Минск выступил инициатором создания на территории европейских постсоциалистических государств зоны свободной от ядерного оружия. Ранее сам А. Лукашенко, выступая перед командным составом армии, заявлял, что важнейшая задача беларуской внешней политики – не дать вовлечь страну в российско-украинскую войну «при любом развитии ситуации».
Пока ЕС и США высказывали пресловутую «глубокую озабоченность», Беларусь и Румыния стали первыми странами, которые начали оказывать реальную поддержку Киеву для защиты от российской агрессии летом 2014 года. После краха Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности в 2019 году А. Лукашенко инициировал отказ стран региона от размещения подобного вооружения. Несмотря на антизападные и антинатовские заявления в целом, беларуский режим выдерживал внешнеполитическую линию, которую можно охарактеризовать как «ноль проблем с соседями в сфере безопасности».
Таким образом, беларуский режим декларирует отказ от прежней внешнеполитической стратегии в области региональной безопасности. И демонстрирует готовность на политическом уровне к конфронтационному сценарию развития обстановки. Помимо политических заявлений и демонстративных действий, следует ожидать практических шагов в этом направлении. Очевидно, что это не принесет Минску никаких позитивных результатов. Но одновременно ухудшит общую ситуацию с безопасностью в Восточной Европе.