Вы прочитаете этот материал за 2 минуты
Беларуские источники озвучивали противоречивую информацию относительно времени и полноты вывода российских войск, задействованных в совместном учении «Союзная решимость-2022».
Хотя изначально заявлялось, что после окончания беларуско-российского внепланового учения «Союзная решимость-2022» весь российский контингент покинет Беларусь, в конце минувшей недели перспектива этого не выглядела однозначной.
Так, Министр иностранных дела Беларуси Владимир Макей и представитель Минобороны России Игорь Конашенков утверждали, что по окончании «Союзной решимости» российские войска в полном составе покинут Беларусь. Одновременно А. Лукашенко заявил, что данный вопрос будет решаться отдельно им и Владимиром Путиным. Более того, Минск заинтересован в том, чтобы часть вооружения (ЗРК С-400) осталась в Беларуси для усиления противовоздушной обороны в рамках ранее созданного совместного учебно-боевого центра или на основании иного соглашения. При этом категорически отвергается возможность оформления российского присутствия в Беларуси в виде военной базы.
Очевидно, оставление части сил и средств российских войск, участвовавших в учении «Союзная решимость» являлось темой переговоров между Минском и Кремлем. При этом беларуский режим таким образом:
- демонстрировал бы Кремлю свою военно-политическую лояльность, что в свете текущей региональной обстановки способствует получению российской финансовой поддержки;
- получал бы возможность использовать российские войска в Беларуси как фактор давления на Запад для решения уже политических вопросов, используя старую аргументацию в стиле «усиление западного давления ведет к росту российского влияния на Минск».
При этом формат дополнительного российского военного присутствия должен быть таков, чтобы при необходимости быстро его обнулить. Подобное уже имело место в 2014-2015 годах, когда на фоне революционных событий в Украине и начала российской агрессии против этой страны, А. Лукашенко сначала запросил переброску небольшого российского контингента в Беларусь. Чем продемонстрировал лояльность Кремлю в неопределенной военно-политической ситуации. А затем, воспользовавшись новой конфронтацией в регионе для улучшения отношений с Западом и по мере прояснения пределов российских амбиций, отправил российских военных восвояси.
Проблема в том, что в нынешней ситуации на Западе сложился консенсус относительно неспособности беларуского режима выступать субъектом в сфере региональной безопасности. И «задержка» российских военных будет восприниматься не как результат инициативы А. Лукашенко, а как одностороннее решение Кремля. Сопротивляться которому беларуский правитель не смог, поэтому для сохранения лица утверждает, что это делается по его инициативе.