Риски для экономического роста
Экономика страны продолжает развиваться под влиянием двух разнонаправленных факторов: благоприятной внешнеторговой конъюнктуры, связанной с восстановительным ростом мировой экономики, и санкционным давлением со стороны западных стран. При этом фактор позитива во внешнем секторе пока является более значимым.
Так, беларуский экспорт за полгода вырос на 32,2% при росте импорта на 28,3%, а положительное внешнеторговое сальдо достигло USD 1,7 млрд (более 5% ВВП). Благодаря внешнему спросу прирост ВВП страны по итогам 7 месяцев сохранился на уровне 3,3%. Хотя рост промышленности и несколько замедлился (до 9,3% по сравнению с 10,7% месяцем ранее), он был компенсирован ускорением сектора услуг. Например, рост экспорта ИТ-услуг за полгода превысил 20% и составил почти USD 1,5 млрд. На значительном уровне сохраняется и рост заработной платы в экономике – по итогам января-июля реальная зарплата выросла на 5,4% и достигла USD 580. При этом по некоторым расчетам (источник) удельные издержки на труд в экономике сокращаются, что свидетельствует о сбалансированном характере наблюдаемого роста. Улучшаются и финансовые показатели экономики. Так, растет прибыль компаний (за 7 месяцев составила BYN 8 млрд по сравнению с BYN 3 млрд годом ранее), наблюдается и ослабление долговой нагрузки на экономику (отношение суммарной задолженности предприятий к годовой выручке уменьшилось на 3,9 п.п.).
На фоне благоприятной текущей статистики власти пересмотрели и планы годового роста ВВП. По озвученному Министром экономики прогнозу прирост ВВП Беларуси по итогам 2021 года должен составить 3,3% вместо ранее ожидаемых 1,8%. Помешать реализации ожиданий властей может сразу ряд факторов. Так, даже по текущей статистике негативную динамику показывает сельское хозяйство (сокращение на 0,2% за 7 месяцев), а после подведения итогов уборочной компании ее провал может углубиться.
Также, несмотря на благоприятные внешние условия, ситуация на внутренних рынках остается депрессивной. Так, прирост розничного товарооборота остается крайне незначительным (0,4% за январь-июль). Слабые результаты наблюдаются и на рынках долгосрочных покупок: рынок новых легковых автомобилей просел более чем на 17% даже к уровню прошлого года (источник). Стагнация наблюдается и на рынке жилой недвижимости Минска – на фоне падения средних цен количество сделок не демонстрирует тенденции к росту (источник). Это контрастирует с ситуацией в других странах региона, переживающих бум на рынке недвижимости. Как и в прежние месяцы, значительный провал наблюдается в части инвестиционных расходов – по итогам января-июля их падение составило 8,3%.
Влияние санкций на экономику пока остается незначительным. При этом оценивать его будет все сложнее по причине того, что власти перестали публиковать статистику по отраслям, представители которых попали под санкции. Публично известны лишь отдельные инциденты, связанные с применением санкций. Так, в СМИ появляется информация о проблемах с закупкой сырья (источник) и комплектующих у некоторых беларуских предприятий. Особенно болезненным представляется отказ западных производителей от поставок двигателей на «БелАЗ», что может привести к сбоям производства и значительно сказаться на конкурентоспособности продукции беларуского производителя. Также по причине санкций продукция «БелАЗа» была конфискована литовской таможней при транспортировке покупателям из Клайпеды. Появилась информация и о заморозке китайскими банками очередных траншей кредитов в сумме USD 580 млн на финансирование проекта «Славкалия» по постройке нового калийного комбината из-за попадания его владельца Михаила Гуцериева в санкционные списки (источник). Значительные проблемы для экономики может создать и запрет Литвы на транзит калийных удобрений через свои порты, который может начать действовать уже с декабря. Беларуские власти начали активно прорабатывать альтернативные маршруты транспортировки калия через Мурманск и Ленинградскую область, однако возможность полного замещения этими направлениями прибалтийских портов остается под вопросом.
В целом по расчетам исследовательского центра BEROC текущие санкции затрагивают от 10 до 13,5% всего беларуского экспорта, и потенциальные потери от них могут составить около 6% ВВП в течение 2-3 кварталов после их активации и расшириться до 10% в случае значительного ослабления рубля (источник). При этом власти ЕС собираются и далее наращивать санкционное давление на беларускую экономику – европейские чиновники заявляют о начале работы над пятым пакетом санкций (источник).
В такой ситуации возрастает вероятность шокового ухудшения внешних условий для беларуской экономики. Подобный сценарий возможен, если окончание цикла восстановительного роста мировой экономики вызовет значительное падение спроса на беларуские инвестиционные товары, и по времени это совпадет с началом полноценного действия большей части санкций. Ситуация может дополнительно усугубиться политически мотивированным желанием властей сохранять достигнутый уровень производства, несмотря на сокращение внешнего спроса.
Риски финансовой нестабильности
Благоприятная внешняя конъюнктура является важным фактором и для финансового сектора страны, в значительной степени нивелируя характерные для него в последние полтора года проблемы. Так, благоприятная ситуация наблюдается на валютном рынке. В августе второй месяц подряд население выступило чистым продавцом валюты – в этом раз суммарно на USD 95 млн. Общее избыточное предложение на рынке (в августе почти на USD 230 млн) позволило Нацбанку пополнять ЗВР страны за счет покупки валюты на бирже.
В августе МВФ было принято решение о поддержке членов организации и осуществлено антикризисное распределение SDR, в результате чего Беларусь получила USD 923 млн в эквиваленте (источник). Благодаря этому траншу, а также скупке валюты на бирже ЗВР страны по итогам августа выросли до USD 8,5 млрд. При этом в августе Правительство осуществило выплаты по внешнему долгу на сумму порядка USD 340 млн.
При росте ЗВР размер внешнего госдолга продолжает сокращаться – с начала года на USD 206 млн до уровня USD 18,4 млрд. Правда, в значительной степени данное сокращение происходит за счет наращивания внутреннего долга: чистое размещение внутренних государственных валютных облигаций с начала года превысило USD 760 млн (источник).
По итогам июля после уплаты квартальных налогов в профицитную область вернулось исполнение консолидированного бюджета. Размер его профицита за январь-июль составил BYN 498 млн, или 0,5% ВВП (источник). При этом Правительство сохраняет план по росту дефицита бюджета до BYN 6 млрд до конца года.
В тоже время особенностью текущей беларуской ситуации является то, что рост выпуска и доходов не приводит к заметному улучшению ожиданий населения. В банковской системе сохраняется тенденция оттока депозитов: по итогам июля валютные вклады физлиц сократились на USD 97 млн, или 2,5%, а прирост рублевых депозитов составил лишь 1% — что меньше текущего уровня капитализации. В результате после отмены Нацбанком ограничений банки в борьбе за вкладчиков начали активно поднимать ставки по депозитам. Так, к началу сентября максимальные ставки крупнейшего банка страны «Беларусбанка» по долларовым вкладам превысили 5%, а по рублевым практически достигли 20% годовых.
Проблему с валютной ликвидностью могут усугубить и санкции против финансового сектора. Так, в августе агентство Fitch приняло решение об отзыве рейтингов «Беларусбанка» и «Белинвестбанка», обосновав свое решение введенными против этих банков санкциями. Потеря рейтинга значительно усложнит внешние заимствования для банков, а также может привести к оттоку средств нерезидентов.
Риски экономической самостоятельности
Похоже, подходит к завершению более чем двухлетняя эпопея с разработкой дорожных карт углубления интеграции в рамках Союзного государства. Профильные ведомства стран закончили разработку 28 программ углубления интеграции, и на очередной встрече 9 сентября Владимир Путин и Александр Лукашенко на политическом уровне согласовали их готовность к подписанию. В соответствии с опубликованными резюме программ (источник) последние содержат список направлений гармонизации и унификации национальных законодательств и интеграции различных информационных систем двух стран. В качестве наиболее важных направлений интеграции можно выделить создание общего платежного пространства, унификацию денежной политики, общее валютное регулирование, единой системы администрирования косвенных налогов, унификация финансового и транспортного рынков, создание единых энергетических рынков. При этом формирование единого рынка газа откладывается до конца 2023 года, и до этого времени цена на газ для Беларуси фиксируется на текущем уровне (USD 128,5 за тыс куб м). Так же стороны ничего не заявляют и про получение Беларусью компенсации потерь от налогового маневра в нефтяном секторе России. В целом в текущем виде программы не выглядят значительной угрозой для экономического суверенитета страны. Так, они не содержат планов по введению единой валюты, формированию общего бюджета и созданию наднациональных органов.
Одновременно с заявлениями об окончании работы над интеграционными программами появилась информация о переговорах беларуского Правительства с Евразийского фонда стабилизации и развития о получении нового кредита. По некоторым данным, беларуские власти запросили у Фонда, основным учредителем которого является Россия, финансовую поддержку в размере USD 3 млрд и начали предварительные консультации по программной матрице мер (источник). О готовности предоставить очередную кредитную поддержку Беларуси на встрече 9 сентября заявил и В. Путин. По его словам, сумма кредитов, которые будет предоставлены за период до конца 2022 года, может составить около USD 630-640 млн. При этом не ясно, имеются ли в виду новые межправительственные выплаты или средства ЕФСР.
Выводы
Ключевыми факторами развития экономики остаются благоприятная внешняя конъюнктура и санкции со стороны западных стран. Значительные риски может создать одновременное окончание ускоренного восстановительного роста мировой экономики и усиление фактического воздействия санкций. При этом важным фактором сохранения финансовой стабильности является кредитная поддержка со стороны России и аффилированных с ней структур. Однако данная поддержка может быть сопряжена с необходимостью согласования и реализацией программ углубления интеграции в рамках т.н. «союзного государства».