Мониторинг положения в области экономической безопасности Беларуси (июль 2021 года)

2485

Загрузить документ в PDF

Риски экономической самостоятельности

Риски расширения и усиления санкций начали реализовываться быстрее, чем это предполагалось ранее. После зарубежного турне Светланы Тихановской и ряда скандалов, связанных с Беларусью (миграционный кризис на беларуско-литовской границе, массовое закрытие НГО в стране, снятие беларуской бегуньи на Олимпиаде) 9 августа о принятии санкций объявили США, Великобритания и Канада.

В принятый американский санкционный перечень попали 27 физических и 17 юридических лиц, в том числе крупнейшая госкомпания «Беларуськалий». При этом только в части «Беларуськалия» санкции начинают действовать с отсрочкой в 120 дней, относительно других субъектов они вступают в силу с момента опубликования. Также Президентом США принят указ, позволяющий расширять  санкции в отношении официальных лиц  и отраслей экономики, что может стать основой для введения полноценных секторальных санкций и использования механизма вторичных санкций (источник). Несмотря на сравнительно небольшой объем торговли (так, за первое полугодие импорт беларуский калийных удобрений в США составил немногим более USD 90 млн), потенциально именно американские санкции могут оказаться наиболее чувствительными для беларуской экономики. Например, в случае готовности американских властей вводить санкций против контрагентов «Беларуськалия» можно будет ожидать значительное сокращение продаж беларуских калийных удобрений и на ключевых рынках – в Бразилии, Индии и Китае.

Из британского пакета санкций наиболее чувствительными являются торговые ограничения в отношении нефтепродуктов, а также ограничения на эмиссию беларуских ценных бумаг и их размещение в Великобритании (источник). Ранее Великобритания по данным беларуской статистики выступала важным покупателем нефтепродуктов (в 2020 году на сумму более USD 700 млн), а британские инвесторы активно покупали еврооблигации Беларуси.

Расширить свои санкции уже в ближайшее время могут и власти ЕС, которые объявили о созыве экстренной встречи глав МВД европейских стран по вопросу ситуации с нелегальной миграцией из Беларуси на 18 августа. С соответствующим совместным призывом выступили власти Литвы, Латвии и Эстонии (источник). В качестве возможных мер МИД Литвы предлагает закрыть транзит беларуского калия через балтийские порты (источник), усилить санкции против «Белавиа», включить в санкционный список беларускую алкогольную промышленность (источник).

В ситуации усиливающихся санкций беларуские власти рассчитывают на поддержку со стороны России. Так, по итогам последней встречи Александра Лукашенко и Владимира Путин поручили правительствам разработать совместный план противодействия санкциям. По мнению Премьера Романа Головченко поддержка России полностью перекроет возможные потери Беларуси от санкций (источник). Впрочем, подробности данного плана, позволяющие оценить его эффективность, на данный момент публично не обнародованы.

Также после встречи А. Лукашенко и В. Путина появилась первая конкретика по вопросам нефти и газа. Так, по официальным заявлениям цена на газ для Беларуси в 2022 году не превысит уровень текущего года (источник). Также заявлена готовность российских властей оказать кредитную поддержку Беларуси в возмещение потерь, связанных с налоговым маневром в нефтяном секторе России (источник). Эти договоренности вызывают двоякое впечатление. С одной стороны, цена на газ для Беларуси сохранится на уровне значительно ниже среднеевропейской, что, безусловно, повышает ценовую конкурентоспособность беларуских товаров на европейском рынке. Но при этом проблема ценовой диспропорции с российскими регионами, которую беларуские власти многократно поднимали, остается нерешенной. Предложенная российская кредитная поддержка является важным гарантом сохранения финансовой стабильности в стране. В тоже время решение вопроса потерь от налогового маневра именно таким образом является, по сути, отказом беларуских властей от своих прежних требований, предполагающих получение компенсации на постоянной основе.

Риски финансовой нестабильности

Ключевой проблемой для финансового рынка страны остаются негативные ожидания экономических агентов, которые по оценке Нацбанка сохраняются уже пять кварталов подряд (источник). Результатом этого является нарушение сберегательного процесса, что проявляется в оттоке депозитов населения и соответственно росте кредитных ставок. Текущая статистика фиксирует продолжающееся сокращение депозитов населения: за июнь срочные валютные депозиты населения уменьшились на USD 210 млн (более 5%), а их сокращение с начала года достигло USD 620 млн (более 13%). Неустойчивую динамику продолжают демонстрировать рублевые депозиты населения: в июне они вновь немного сократились при росте с начала года на скромные 1,6%, что значительно ниже уровня инфляции. При этом, по мнению Нацбанка, отток депозитов может усилиться на фоне западных санкций, влияние которых на финансовый рынок страны сейчас в большей степени проявляется не через платежный баланс, а именно через ухудшение ожиданий.

Негативно на стоимость денег на финансовом рынке влияет и ускорившаяся инфляция, которая по итогам июня достигла 9,9%. При этом Нацбанк пересмотрел свое мнение относительно краткосрочности всплеска цен и повысил годовой прогноз инфляции с 6% до 9% (источник). В таких условиях регулятор принял решение о формальном ужесточении монетарной политики и повысил ставку рефинансирования с 8,75% до 9,25%, а ставки по предоставлению ликвидности банкам с 9,5% до 10,25%. При этом реальное влияние данных параметров на денежный рынок остается незначительным, повышая лишь стоимость обслуживания для некоторых категорий ранее выданных кредитов. Нацбанк все также блокирует операции предоставления банкам ликвидности на постоянно доступной основе. При этом выделение рублей на ежемесячных аукционах как и прежде остается незначительным – в июле Нацбанк предоставил банкам лишь BYN 100 млн при суммарной заявке BYN 659 млн.

При этом существенной поддержкой для финансового рынка является благоприятная ситуация во внешнем секторе. В первую очередь благодаря значительному профициту внешней торговли ситуация на валютном рынке в июле сложилась позитивной для Нацбанка. Значительное чистое предложение валюты сформировано юрлицами (так, чистая продажа валюты резидентами в июле составила USD 336 млн, а нерезидентами – USD 55 млн). Знаменателен и факт, что впервые за 20 месяцев чистым продавцом валюты стало население (на USD 47 млн). В такой ситуации национальная валюта страны демонстрирует некоторое укрепление, и в июле курс рубля к доллару в некоторые дни опускался ниже психологической отметки 2,5 BYN/USD. В основном благодаря выкупу валюты на бирже Нацбанк смог нарастить золотовалютные резервы в июле на USD 33 млн, несмотря на значительные выплаты по госдолгу в этом месяце (порядка USD 427 млн (источник)). При этом прогнозировать устойчивость такой ситуации пока трудно в силу значительной волатильности на внешних рынках, а также из-за усиления санкций. К тому же, по распространенному мнению, «внешнеторговое чудо» Беларуси будет постепенно исчерпываться в любом случае из-за окончания периода бурного восстановительного роста мировой экономики.

По итогам июня исполнение бюджета вновь ушло в зону значительного дефицита, размер которого за полгода превысил BYN 900 млн, или более 1,1% ВВП. В тоже время относительно предыдущего года можно говорить про заметное улучшение ситуации: при росте доходов бюджета на 16,5% расходы увеличились лишь на 10,5%, и соответственно размер дефицита уменьшился более чем в 2 раза. При этом власти сохраняют планы резко нарастить бюджетные расходы во второй половине года, доведя дефицит бюджета по итогам года до уровня более BYN 6 млрд.

Риски для экономического роста

По официальной статистике, сопоставляющей данные накопительным итогом к аналогичному периоду прошлого года, беларуская экономика продолжает демонстрировать ускорение. Так, прирост ВВП за январь-июнь достиг 3,3% по сравнению с 3,1% месяцем ранее. При этом по расчетам ЕАБР изменение ВВП за месяц с устранением сезонных колебаний в мае и июне составляло около нуля (источник).

Как и ранее основной прирост ВВП сконцентрирован в экспортоориентированных отраслях. Так, прирост промышленности превышает 10,4%, и по расчетам Минэкономики именно этот сектор обеспечивает 80% общего роста (источник). Несмотря на наблюдаемый отток кадров за рубеж и общие пессимистические настроения в отрасли, значительный прирост показывает и IT-сектор. Так, прирост сектора связи и информации ускорился до 7,7%, а экспорт компьютерных услуг за январь-май вырос почти на USD 186 млн, или 17,9%, к уровню прошлого года.

При этом внутренний потребительский и инвестиционный спрос продолжает стагнировать. Розничный товарооборот вырос лишь на 0,01% даже к низкому уровню прошлого года. Инвестиции демонстрируют сокращение на 7,2%.

Постепенное затухание роста ожидают и сами власти, поскольку правительство подтверждает актуальность своего прогноза по росту ВВП на 1,8% по итогам всего года. При этом по утвержденному прогнозу социально-экономического развития к 2025 году экономический рост должен ускориться до 6%, и за период 2021-2025 годов превысить 20%. Ключевыми факторами, которые по расчету властей смогут обеспечить такой результат, должны стать запуск нового инвестиционного цикла и стимулирование внутреннего потребления (источник). Особое внимание предполагается уделить и поддержке экспорта, в том числе с помощью финансовых инструментов.

При этом в текущей ситуации можно говорить про заметное ухудшение инвестиционного климата в стране, создающее проблемы для реализации задумок властей. Европейские санкции увеличивают трансакционные издержки при осуществлении экспортной деятельности беларускими компаниями. Так, крупнейшие европейские банки (например, Raiffeisen Bank) прекратили взаимодействие с госбанками, попавшими в санкционный список (источник). Мелкий и средний бизнес, в том числе и не работающий в секторах, попавших под санкции, сталкивается с проблемой получения платежей из-за рубежа (источник). В свою очередь власти также усиливают давление на частный бизнес. Так, в июне возбуждены уголовные дела против нескольких знаковых частных компаний страны – интернет-магазина «21 век» (занимает до 40% доли рынка (источник)), производителя косметики «Модум» и дверей «Юркос». На уровне высшего руководства ставится задача пересмотра налогов для ИП и малого бизнеса в целом и ужесточения его административного регулирования, заявляется о необходимости взять под контроль финансовые потоки компаний ПВТ (источник, источник).

Такие действия властей очевидно будут снижать потенциал роста частного сектора страны, который при предыдущем правительстве рассматривался как ключевой драйвер экономики. При этом планируемые шаги властей по повышению эффективности госсектора пока выглядят недостаточными. Так, в очередной раз повысить эффективность на микроуровне предполагается через укрупнение, на этот раз путем создания госкорпораций. Интересен кейс «Белшины», способ спасений которой изложил публике Премьер Роман Головченко. Так, планируется выработать новую стратегию развития данного предприятия, для чего привлекаются в том числе зарубежные отраслевые специалисты. Исходя из согласованной стратегии задолженность предприятия перед банками будет частично реструктуризирована и выработаны более льготных условий для ее погашения. Предполагается, что после этого потребность предприятия в финансовой поддержке со стороны государства отпадет (источник). При этом предполагается ли изменение системы оперативного управления предприятием Премьер не оговаривает.

Выводы

Ключевым фактором, создающим значительную неопределенность для экономики страны, остаются западные санкции, и в особенности введение новых санкций со стороны США. Финансовый рынок продолжает функционировать в стрессовой ситуации преобладающих негативных ожиданий, который сопровождается оттоком депозитов населения и сокращением ресурсной базы банков. Поддержку экономике оказывает благоприятная внешняя конъюнктура, которая в значительной степени нивелирует негативные тенденции в экономике.

Logo_руна