Мониторинг положения в области экономической безопасности Беларуси (октябрь 2018 года)

2482

Загрузить документ в PDF

Риски финансовой нестабильности

Ослабление рубля, интенсивность которого особенно заметной была в первой половине сентября (рост курса доллара в этот период достигал 4% к уровню начала месяца), привело к заметному росту девальвационных ожиданий в экономике (источник). В результате по итогам сентября на денежном рынке был зафиксирован ряд негативных явлений. Так, в сентябре на валютном рынке впервые с января 2018 года наблюдалась ситуация избыточного спроса, достигшего уровня USD 149 млн (источник). Это стало результатом резкого падения чистой продажи валюты со стороны населения (в сентябре она составила лишь USD 6,7 млн при среднем значении за январь-август на уровне USD 134 млн) на фоне сохраняющего чистого спроса, формируемого бизнесом. Заметное ускорение продемонстрировала и инфляция, годовой уровень которой в сентябре достиг уровня 5,6% при годовом плане не более 6%. Для сравнения в июле она составляла 4,1%, а в августе – 5% (источник). Впервые за долгое время изменилась и динамика на рынке вкладов населения – после 13-тимесячного периода роста размер рублевых депозитов  по итогам сентября пусть и незначительно (на 0,31% суммарно и на 1,13% с учетом капитализации), но уменьшился (источник). При этом сокращение валютных депозитов населения оказалось минимальным с начала года. Такая динамика свидетельствует о частичном перетоке рублевых депозитов в валютные из-за снижения привлекательности рубля как валюты сбережений. Столь заметная реакция населения на сравнительно небольшое ослабление национальной валюты,  имевшее к тому же временный характер (так, в целом за сентябрь курс доллара вырос лишь на 1,3%), свидетельствует, что власти пока не могут достичь ключевой цели политики дедолларизации. Успехи по стимулированию сбережений и кредитов в национальной валюты скромны на фоне остальных ЕАЭС стран (источник), при этом они демонстрируют неустойчивость даже при ограниченном ускорении девальвации. Безусловно, стоит ожидать, что снижение волатильности рубля, наблюдавшееся в октябре, окажет стабилизационное воздействие и на денежные рынки. Однако данная ситуация в очередной раз продемонстрировала фактическую беззащитность беларуской экономики перед неуправляемыми внешними факторами, создающими девальвационные риски (такими как падение стоимости энергоресурсов, ужесточение антироссийских санкций и т.д.), а также о достижении предела политики снижения ставок в экономике. Свидетельством последнего может быть и решение крупнейшего банка страны Беларусбанка о повышении с 13% до 15% ставок по кредитам на недвижимость (источник).

Ухудшение ситуации на валютном рынке стало одной из причин падения золотовалютных резервов (далее по тексту ЗВР) страны по итогам сентября на USD 320 млн (или 4,4%) (источник). Частичное улучшение ситуации в октябре (ЗВР выросли на USD 181 млн (источник)) стало возможным лишь благодаря существенным поступлениям от российских источников финансирования: был наконец получен долгожданный транш кредита ЕФСР в сумме USD 200 млн, а Правительство России перечислило беларуским властям накопленную задолженность по обязательствам т.н. механизма перетаможки в сумме USD 263 млн (источник). При этом в ближайшей перспективе динамика международных резервов страны все же не вызывает больших опасений, поскольку власти смогли изыскать дополнительные источники их пополнения. Уже в первом квартале 2019 года власти Беларуси рассчитывают получить завершающий транш кредита ЕФСР. Из-за роста стоимости нефти ожидается существенный рост и суммы перечислений по механизму перетаможки в оставшиеся месяцы 2018 года, что вынудило российские власти увеличить размер бюджетных средств, зарезервированных на эти цели, на USD 400 млн (источник). К тому же российские власти выражают готовность предоставить в 2019 году очередной кредит Беларуси, направленный на рефинансирование ею долгов перед Россией. Основное расхождение в ходе переговоров пока наблюдается по сумме такого кредита: беларуские власти рассчитывают на USD 1 млрд, российское Правительство готово выделить USD 630 млн (источник).

Хотя уровень госдолга в текущем году стабилизировался, расходы на его обслуживание в 2019 году вырастут с BYN 2,5 млрд до BYN 3 млрд (источник). Источником этих выплат остается бюджетный профицит, который пока удается формировать на значительном уровне (почти 4,9% ВВП за период январь-сентябрь 2018 года). Активное сокращение госдолга на текущий момент является непосильной задачей для властей (вариант продажи госсобственности для этой цели в принципе не рассматривается), соответственно основные свои усилия Правительство планирует сконцентрировать на снижении стоимости его обслуживания. Так, заявляется о готовности досрочно погасить все внутренние облигации на сумму около USD 500 млн с последующим их размещением по более низким ставкам (источник). Данное мероприятие должно снизить для бюджета стоимость ресурсов, заимствованных на внутреннем рынке. Так, последние размещения гособлигаций прошли по ставке 5,5% (источник), в то время как доходность по облигациям, размещенным Минфином, например, в 2015 году достигает 7,25%.

Помимо внешних факторов значительные риски для финансового сектора, на которые указывают международные фонды, связаны с возможным смягчением денежной политики на фоне начала нового политического цикла. Про активизацию во властных кругах сторонников активного кредитования госсектора по ставкам ниже рыночных сообщают и чиновники Нацбанка (источник). И если про ускоренное наращивание рублевой денежной массы пока можно говорить лишь гипотетически, то политика административного наращивания доходов населения является бесспорным фактом. Рост реальных доходов населения с начала года составил 7,8%, что значительно выше наблюдаемого экономического роста (3,7% за этот же период). Размер средней зарплаты остается ключевым показателем для Правительства. Так, из-за неожиданно большого снижения заработной платы в сентябре Премьер-министром Сергеем Румасом было созвано срочное совещание членов Правительства. Негативным последствием такой политики уже стало ухудшение платежного баланса страны, оказывающее непосредственное влияние на валютный рынок: по итогам 7 месяцев дефицит счета текущих операций расширился до 2,5% ВВП против 1% ВВП за тот же период 2017 года (источник). При этом на следующий год планы у властей более сдержанные: среднегодовой размер заработной платы достигнет BYN 1025 против планируемых BYN 938 в текущем году (+9,2%) при росте ВВП на 4% и инфляции 5% (источник).

Риски для экономического роста

По итогам сентября рост ВВП страны стабилизировался на отметке 3,7%, что даже выше оптимистического плана правительства на уровне 3,5%. Позитивное ожидание относительно динамики ВВП в текущем году высказывают и международные фонды. Например, оценка МВФ превышает ожидания властей и составляет 4% ВВП (источник). В тоже время общепринято мнение, что циклические и восстановительные факторы роста в текущем году будут исчерпаны. Так, дальнейший рост беларуского экспорта текущими темпами (более 18% с начала года (источник)) видится маловероятным по причине стагнации экономик основных торговых партнеров. Продолжит замедляться и темп роста потребительских кредитов населения, создающий дополнительную базу для роста внутреннего спроса. Сдерживающее воздействие на рост кредитной задолженности окажет и наметившаяся политика роста процентных ставок, начавшаяся на фоне ухудшения ситуации на валютном рынке. Негативным фактором станет и потеря бюджетных доходов из-за проводимого Россией налогового маневра в нефтяном секторе. Дополнительно ограничит внутренний потребительский и инвестиционный спрос, формируемый бюджетом, указанный выше рост расходов на обслуживание госдолга.

В таких условиях рост ВВП Беларуси будет сокращаться до уровня потенциального и составит по оценкам Всемирного банка 2-2,5% (источник). Ускорение же экономического роста при сохранении внешних условий может быть достигнуто лишь путем проведения структурных реформ, направленных на рост доли частного сектора и коммерциализацию госпредприятий. В течение октября Правительством был принят ряд программных документов, закрепляющих общую стратегию экономической политики в целом (в частности программу деятельности правительства на 2018-2020 годы) и стратегию политики по развитию предпринимательства. Меры, предусмотренные данными документами, и риторика членов Правительства в ходе их обсуждения безусловно являются рыночными. Так, заявляется о важности обеспечения равных условий хозяйствования, защиты прав собственности, стимулирования конкуренции (источник). В очередной раз обсуждается реформа Министерства промышленности, которая должна сопровождаться уходом государства от оперативного управления предприятиями и сосредоточении на владельческом надзоре (источник). Важным фактором улучшения бизнес-климата рассматривается отказ от уголовного преследования налоговых преступлений и в целом декриминализация значительной части экономических нарушений. Обсуждается возможность продажи акций всех предприятий, государственная доля в которых составляет менее 10%. Критически важным для экономики Премьер С. Румас видит наращивание частных инвестиций вместо государственных, реализация которых зачастую сопровождается ошибками чиновников (источник).

В то же время актуальной остается спорная программа очередной индустриализации страны, источники финансирования и порядок реализации которой остаются неопределенными. На неготовность всерьез пересматривать роль госсектора указывает определение в программе Правительства на 2018-2020 годы списка стратегических госпредприятий, состоящих из 3500 объектов (при общей численности средних и крупных организаций в стране около 7,1 тыс. (источник)). Анонсированный ранее указ по реструктуризации проблемных сельхозпредприятий также оказался направлен на консервирование существующей структуры экономики. Так, этим указом по сути закрепляется отказ от использования механизма банкротства несостоятельных сельхозорганизаций, а местные органы власти наделяются дополнительными правами по оперативному управлению ими. Далеким от принципов свободной конкуренции являются и решения по квотированию рынка алкогольной продукции: фактически решения властей нацелены на поддержания госпроизводителей на фоне падения спроса на эту подакцизную продукцию со стороны населения (источник).

К тому же значительная часть обсуждаемых намерений неоднократно озвучивалась властями еще с 2012 года, но так и не была реализована. Показательно, что Правительство не смогло выполнить такие контрольные требования кредитной программы ЕФСР как введение должности обмудсмена по правам собственности, принятие закона о проверке всех законодательных инициатив на ухудшение условий предпринимательства, активизация рынка труда с оптимизацией количества занятых на госпредприятиях с одновременным развитием механизмов переквалификации трудовых ресурсов (источник). При этом даже такая сугубо словесная активность Правительства уже вызвала критику со стороны Александра Лукашенко, который указал на чрезмерную увлеченность Правительства стратегическими вопросами и потребовал заняться проблемами конкретных предприятий (источник).

Риски экономической самостоятельности

В октябре были решены основные спорные вопросы с Россией в экономической сфере. Так, согласованы балансы поставки в Беларусь российских нефтепродуктов в 2018-2019 годах. В итоге в следующем году поставки нефтепродуктов для химической промышленности Беларуси вырастут на 10% (источник). Поставки же темных нефтепродуктов, которые по мнению российской стороны использовались для серых схем ухода от экспортных пошлин, будут полностью прекращены. Россия признала обязательства по перечислению в беларуский бюджет пошлин по механизму т.н. перетаможки, рост размера которых из-за увеличения стоимости нефти вызывал недовольство российских властей. Принципиальное согласие получено и по вопросу необходимых компенсаций для беларуской экономики из-за налогового маневра в России. Предметом обсуждения остается лишь сам механизм такой компенсации: непосредственные межбюджетные трансферы (за что выступает беларуская сторона), или компенсация в стоимости нефти (к чему склоняются российские власти) (источник). Руководство ЕФСР приняло положительное решение о выделении очередного транша кредита, несмотря на невыполнение беларускими властями 3 из 5 контрольных пунктов данного этапа программы. Успешно по словам беларуских чиновников идут переговоры и по получению межправительственного кредита, направленного на рефинансирование российского долга. К тому же ожидается улучшение условий по уже предоставленному кредиту на строительство АЭС: так, Правительство рассчитывает одновременно и на увеличение его срока, и на снижение ставки (источник). Начался процесс снятия запретов с беларуских производителей на поставку в Россию молочной продукции. Фактически беларуские власти смогли добиться решения практически всех спорных вопросов в благоприятном для себя ключе. Открытым остается лишь вопрос, чем вызвана подобная договороспособность и щедрость российской стороны.

Выводы

Ухудшение ситуации на валютном и депозитном рынках, вызванное сентябрьской девальвацией рубля и опережающим ростом доходов населения, может вынудить власти перейти к политике фактического ужесточения денежно-кредитной политики. Наряду с исчерпанием циклических факторов экономического роста это может создать проблемы для властей по достижению запланированного в 2019 году роста ВВП. В то же время власти Беларуси смогли достичь согласия с Россией по ключевым спорным вопросам в экономической сфере на выгодных для себя условиях, что должно ослабить проблему государственного долга в среднесрочной перспективе.

Logo_руна